Минная война на дорогах чечни
Незаконные вооруженные формирования в Чечне продолжают оказывать упорное сопротивление федеральным войскам, используя все возможные для этого способы. В последнее время противник приступил к широкому применению минно-взрывных средств для поражения личного состава и техники, препятствуя передвижению войск и подвозу материальных средств. В июле 1996 г произошло наибольшее за весь период боевых действий количество подрывов - 28 (табл. 2.1).. При этом потери составили 77 человек ( убитых - 18, раненых - 59 ). Аналогичный резкий рост подрывов и потерь наблюдается и в войсках МВД. Так, в мае 1996 г. произошло два подрыва (убитых -1, раненых - 4 ), а в июне уже 12 подрывов ( убитых -15, раненых - 30 человек ). Динамика роста количества подрывов и потерь техники и личного состава за 1995 - 1996 гг. Представлена на рис. 2.1 - а, б, в).
Наряду с количественным ростом применения противником МВЗ наблюдается значительное улучшение качественного состояния применяемых средств. Эти факты свидетельствуют о том, что противник вышел на новый уровень минной войны
2.1. ОСОБЕННОСТИ МИНИРОВАНИЯ ДОРОГ
В настоящее время противник, стремясь нарушить передвижение, маневр и снабжение войск, широко использует минирование дорог фугасами и противотанковыми минами. В период с 11 июля по 8 августа 1996 года противник применил против федеральных войск 85 фугасов, из которых 76 были обнаружены и обезврежены. Противнику удалось привести в действие 9 фугасов - потери 39 человек ( убитых - 12, раненых - 27 ). Учитывая, что потери от взрыва фугаса составляют в среднем 4 человека, действия саперов умерьшили потери не менее чем на 300 человек. В это же время произошло 6 подрывов боевой техники на противотанковых минах, установленных на дорогах. Потери составили 6 человек ранеными. Как следует из приведенных данных предпочтение отдается управляемым по проводам фугасам. Фугасы используются двух типов: для поражения боевой техники; для поражения личного состава десанта, находящегося на броне.
Фугас обычно состоит из одного или нескольких артиллерийских (авиационных) боеприпасов, электродетонатора, дополнительного детонатора и , линии управления.
Фугасы устанавливаются на обочине дороги на расстоянии от 2 до 8 м от проезжей части. При его взрыве формируется мощный осколочный поток и воздушная ударная волна, наносящие поражение личному составу в радиусе до 70 метров. В ряде случаев взрыв полностью выводит из строя технику и экипаж.
Установлена некоторая закономерность применения фугасов на разных направлениях (почерк саперов):
Направление 1. Ханкала - Старые Атаги - Шатой.
Здесь используются один -два 122...152 мм осколочно-фугасных снарядов уложенных горизонтально. Электродетонатор устанавливается в запальное гнездо взрывателя. Фугас распологается на расстоянии 2...3 м от проезжей части. Длина линии управления 100...250 м.
Направление 2. Ханкала - Герменчук - Автуры - Сержень-Юрт -Верхатой.
На этом направлении в фугасе используются два - три 152 мм осколочно-фугасных снаряда с штатными взрывателями. Для установки электродетонатора в корпусе одного из снарядов просверлено отверстие. Снаряды распологаются вертикально на расстоянии 3...5 м от проезжей части. Длина линии управления до 500 м.
Направление 3. Курчатой-Аллерой (зона действий 136 омсбр ).
В этом районе в фугас устанавливаются до 10 снарядов разного калибра. Для инициирования взрыва снарядов используется дополнительный детонатор - заряд ВВ массой до 10 кг. Фугас распологается на расстоянии 5...8 м от проезжей части. Длина линии управления до 500 м.
Направление 4. Саясан - Центорой (зона действий 135 омсбр).
На этом направлении устанавливаются фугасы по типу аналогичные фугасам, используемым на направлении 1. Кроме них здесь применяются радиовзрыватели (Обезврежены два радиоуправляемых фугаса).
На всех направлениях довольно часто фугасы устанавливаются в неизвлекаемое положение с использованием взрывателя МУВ или ручной осколочной гранаты.
Фугасы устанавливаются на поверхности грунта или в грунте с толщиной маскировочного слоя от 5 до 20 см. Установленные на поверхность грунта фугасы маскируются обычно мусором и другими подручными материалами.
Иногда фугасы устанавливаются в разбитой, сгоревшей технике, брошенной на обочине дороги.
Основные типы фугасов, управляемых по проводам представлены на рис. 2.2. и 2.3.
Рис.2.2. Управляемый по проводам фугас из двух авиационных бомб.
Аналогичный фугас обезврежен саперами 166 омсбр при сопровождении колонны на въезде в г. Грозный. Перед мостом была насыпана куча строительного мусора, которая вызвала подозрение у саперов. Колонна была остановлена на расстоянии 200 м от подозрительного места. На проверку вышли три сапера и два мотострелка прикрытия. Саперы обнаружили провода линии управления ( провода ПТУР ) и обезвредили фугас.
Фугасы, представленные на рис. 2.3, наиболее часто применяются противником. Провода линии управления этих фугасов маскируются в грунт на глубину 5 - 10 см. Протяженность замаскированного участка составляет от 3 до 15 м., далее провода линии управления прокладываются по поверхности земли.
Рис.2.3. Основные типы управляемых по проводам фугасов.
1- артиллерийский снаряд; 2- дополнительный детонатор;
3- электродетонатор; 4- маскировочный слой.
Кроме управляемых по проводам фугасов при минировании дорог широкое примененение находят также противотанковые мины и неуправляемые фугасы. Неуправляемые фугасы устанавливаются на обочине дороги и непосредственно на проезжей части в выбоины,ямы, лужи и т.п. (рис 2.4.).
Рис. 2.4. Неуправляемый фугас.
1 - мина ТМ-57; 2 - арт. снаряд;
3 - мина ПМН;
4 - взрыватель МВЗ-57.
Устанавливается в неуправляемом варианте, срабатывает при прохождении единичной техники и личного состава. Поражение наносится осколками, при пора жении техники - перебивает ходовую часть и днище, выводит из строя двигатель.
На горных дорогах противник устанавливает фугасы в кроны растущих у дороги деревьев (22% подрывов от общего числа за период боевых действий в ЧР ) или на каменистых склонах у дороги. В этих случаях фугасы устанавливаются с взрывателем МУВ и запалом МД-2. При взрыве таких фугасов поражается личный состав в радиусе 6 - 8 м. Схема установки подобных фугасов представлена на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Фугасы на горных дорогах.
1 - арт. снаряд; 2 - взрыватель МУВ;
3 - растяжка (как правило провода управления ПТУР)
Для воспрещения продвижения федеральных войск по руслам горных рек противник часто применяет комбинированные фугасы, устанавливаемые в воде (рис. 2.6.). Такого типа фугасы применяются и для минирования дорог. Инициирование взрыва осуществляется срабатыванием противопехотной мины ПМН , соединенной детонирующим шнуром с основным зарядом фугаса ( заряд ВВ массой до 25 кг ). При помощи ДШ детонация передается противопехотным осколочным минам МОН, направленным в места возможного расположения личного состава.
Рис. 2.6. Комбинированный фугас.
1- заряд ВВ ( 12...25 кг); 2- мина МОН-50; 3- капсюль- детонатор, как правило в медной гильзе, соединенный с ДШ. 4- мины ПМН с дополнительным зарядом ПВВ-4 массой до 2 кг.
В населенных пунктах противник часто применяет управляемые фугасы,, приводящиеся в действие от работающей электросети. На обочине дороги устанавливается (как правило, в неизвлекаемое положение) заряд ВВ ( 5 - 10) кг. В расположенный рядом на столбе электрического освещения плафон устанавливается осколочная мина типа МОН-50 (рис. 2.7.). Линии управления выводятся на силовые щитки и разъемные устройства электросетей. При входе техники федеральных войск в зону поражения подается напряжение на электродетонатор. Взрыв фугаса поражает технику и личный состав в радиусе 4 - 8 м.
Рис. 2.7. Схема установки управляемого фугаса в населенном пункте
1- взрыватель МУВ с растяжкой ( установка фугаса на неизвлекаемость ); 2- электродетонатор; 3- заряд ВВ ( 5 - 10 кг. ); 4- электровзрывная сеть; 5 - осколочная мина направленного поражения МОН-50.
Приведенные выше основные схемы минирования дорог показывают достаточно высокую квалификацию саперов противника. Можно предположить, что в дальнейшем будут применятся еще более совершенные способы минирования.
Командиры инженерно-саперных подразделений, обеспечивающие ведение боевых действий, успешно выполняют задачи по разминированию дорог.
Некоторые офицеры имеют на своем счету более десяти снятых фугасов противника: майор Пелипенко А.В. (276 мсп) обезвредил 7 фугасов; капитан Кравчук Н.А. (506 мсп) - 15 фугасов; капитан Мелкунян А.Э. (131 омсбр) - 2 фугаса; ст. лейтенант Азаров Д.В. (429 мсп) - 8 фугасов; ст. лейтенант Аксенов С.П. (429 мсп) - 5 фугасов; лейтенант Москаленко Н.Н. (131 омсбр) - 11 фугасов. Высокая профессиональная подготовка саперов и в первую очередь командиров подразделений позволяет успешно обеспечивать пропуск колонн войск.
В августе 1996г противник, пытаясь препятствовать своевременному выходу штурмовых отрядов для ведения боевых действий в г. Грозном, осуществлял массированное минирование дорог. Для блокирования штурмового отряда 166 омсбр 8 августа на пути его выдвижения был установлен 21 фугас. Саперами 166 омсбр было обезврежено 20 фугасов. Противнику удалось применить только один фугас, взрывом которого был поврежден танк. Для блокирования штурмового отряда 204 мсп противником было установлено 5 фугасов. Все они были обнаружены и сняты личным составом иср 204 мсп.
2.2. ДЕЙСТВИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО РАЗВЕДКЕ И РАЗМИНИРОВАНИЮ ПУТЕЙ ДВИЖЕНИЯ ВОЙСК
Успешное преодоление войсками заминированных участков дорог зависит от тщательного прогнозирования возможных районов применения управляемых по проводам фугасов на маршруте движения колонн, способностью удерживать эти районы под контролем, непрерывной разведки маршрутов и соблюдения дисциплины движения.
Маршрут движения войск разбивается на участки ответственности войсковых частей ( мотострелковых полков и бригад ). В выдвигающейся колонне создается ООД, в состав которого включается танк с тралом и инженерно - саперное отделение на БТР со средствами разведки и разминирования ( группа разведки и разминирования ).
В день выдвижения колонны каждая войсковая часть в 5.00 высылает разведывательную группу для проверки маршрута в зоне своей ответственности. В состав этой группы включается танк с тралом, инженерно саперное отделение и подразделение прикрытия на 2-3 БМП. Разведывательная группа проверяет свой участок маршрута .
С ходу, выстрелом из танковой пушки, расстеливает подозрительные предметы ( кучи мусора, которых ранее не было, разбитую технику и т.п.). На участках маршрута, где возможно применение противником управляемых фугасов, саперы спешиваются и тщательно проверяют местность. Завершив проверку на своем участке, войсковая часть докладывает об этом в штаб группировки. Разрешение на выдвижение колонн штаб группировки дает только после получения докладов о проверке всех участков маршрута.
При ведении разведки в зеленой зоне необходимо учитывать, что возможности противника по применению противотанковых мин, фугасов и противопехотных осколочных мин направленного действия , управляемых по проводам и с натяжными датчиками цели резко возрастают.
Одновременно увеличивается опасность огневого воздействия противника на группу разведки и разминирования. Поэтому может быть рекомендовано следующее построение боевого порядка (рис. 2.8):
Рис. 2.8 Схема действий группы разведки и разминирования в зеленой зоне
(вариант).
1 - БМР (танк с тралом; 2- расчеты собак МРС; 3- ЗСУ-24; 4- БМР-2 для командира группы огневого поражения; 5- БМР-2 для корректировщика авиации и артиллерии; 6- БМР (БМП) для инженерных боеприпасов; 7- окопы мятежников; 8‑ командир исв; 9- сапер с ВВ и щупом; 10- саперы с приборами РП-377Д; 11- сапер с прибором Р-299 “Ортопед”; 12- непосредственное юоевое охранение; 13- саперы с мотострелковыми подражделениями; 14- инженерно-саперные отделения (расчеты).
Впереди группы движется танк с тралом или БМР. За ним на удалении 25‑50 м продвигаются вожатые с собаками МРС, внимательно проверяя проезжую часть дороги и обочины. На удалении 15-20 м от расчетов собак МРС в 6-8 м от дороги поиск ведут саперы с приборами Р-299 или миноискателями. На удалении 8-10 м ведет разведку сапер с прибором РП-377/Д. Справа и слева от дороги, захватывая участки по 40-50 м уступом вправо (влево) ведут разведку два расчета по 3-4 человека, оснащенные миноискателями и щупами. Непосредственное прикрытие обеспечивают мотострелковые подразделения в пешем порядке. Средний темп разминирования может достигать до 2 км/час.Командир взвода с одним-двумя опытными саперами продвигается по дороге, руководит действиями подчиненных, в готовности к уничтожению обнаруженных мин (фугасов).
При обнаружении мины (фугаса) любым номером расчета или при посадке собак МРС личный состав предупреждается установленным сигналом. Место установки обозначается красным флажком. Командир взвода с наиболее подготовленным сапером приближается к месту установки мины ( фугаса ), внимательно ее осматривает и ставит задачу саперу на уничтожение или обезвреживание. Группа уходит под прикрытие бронированной техники или в укрытие. Перед уходом , каждый номер расчета в месте прекращения поиска очерчивает щупом на дороге условный знак ( круг, первую букву фамилии и т.п. ). После уничтожения обнаруженной мины ( фугаса ) группа принимает прежний боевой порядок и продолжает разведку и разминирование местности.