Классификация средств обучения
Исходные положения, которые служили основаниями при классификации средств обучения, были предложены В.В. Краевским. Основным звеном в системе образования он считает содержание. Именно оно является тем ядром, над которым надстраиваются методы, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует определенного взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязи средств обучения.
Содержание образования формируется на трех уровнях. Первый и ближайший к педагогу уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок. Он пытается наиболее полно изложить то содержание образования, которое входит в тему данного урока и объем которого более или менее равен изложенному в учебнике материалу и предлагаемому набору упражнений.
Второй уровень – учебный предмет. Содержание учебного предмета обычно формируется исходя из объема часов, выделенных на предмет, и социальной значимости тех разделов и блоков учебного материала, которые выбраны в качестве учебного материала. Если содержание материала, предлагаемого учителем на конкретном уроке (первый уровень), в значительной степени зависит от субъективных факторов (системы преподавания, выбранной учителем, степени подготовлености обучающихся, квалификации учителя, ситуации, сложившейся в ходе обучения, когда возможно и вторичное прохождение материала), то содержание материала предмета в целом определяется стандартами и разрабатывается учеными научно-исследовательских институтов по заказам Минобразования России. Правда, учитель, работающий в школе много лет и ведущий свой предмет почти во всех классах, может дать учащимся значительно больше того, что заложено в стандартах.
Третий уровень – весь процесс обучения (на протяжении всех лет обучения в общеобразовательном учреждении), охватывающий все содержание, т. е. учебные предметы, их количество и объем часов, выделенных на каждый из них. Структуру процесса обучения, количественный и качественный состав учебных предметов разрабатывают, исходя из социального заказа, потребностей общества и возрастных возможностей учащихся, ученые из научно-исследовательских институтов. Педагоги не принимают участие в этих разработках.
На каждом уровне содержание образования имеет свои особенности, присущие только данному уровню. Но если на каждом уровне есть свое специфическое содержание, то и средства их освоения тоже должны иметь специфические особенности. По мере модификации содержания образования на каждом уровне изменяются и средства обучения. Каждый уровень формирования содержания образования неизбежно должен предполагать свои специфические средства обучения.
К средствам обучения первого уровня мы относим те средства, которые учитель может использовать для организации и проведения урока. К средствам обучения второго уровняотносятся средства, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либо учебного предмета. Для организации всего процесса образования в целом уже недостаточно средств, используемых учителем на уроке, экскурсии, практическом занятии. Недостаточно даже средств, позволяющих организовать изучение отдельного предмета. Необходима уже целая система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношения и взаимосвязи. Таким образом, мы имеем трехуровневую систему средств обучения.
Идеальные средства обучения | Материальные средства обучения |
На уровне урока | |
языковые· системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения· искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); средства· наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. п.); учебные· компьютерные программы по теме урока; организующе-координирующая· деятельность учителя; уровень· квалификации и внутренней культуры учителя; формы· организации учебной деятельности на уроке | отдельные· тексты из учебника, пособий и книг; отдельные· задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; тестовый· материал; средства· наглядности (предметы, действующие макеты, модели); технические· средства обучения; лабораторное· оборудование |
На уровне предмета | |
система· условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.); искусственная· среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, специальная языковая среда для обучения иностранным языкам, создаваемая в лингафонных кабинетах); учебные· компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения предмету | учебники· и учебные пособия; дидактические· материалы; методические· разработки (рекомендации) по предмету; книги-первоисточники· |
На уровне всего процесса обучения | |
система· обучения; методы· обучения; система· общешкольных требований | кабинеты· для обучения; библиотеки;· столовые,· буфеты; медицинский· кабинет; помещения· для администрации и педагогов; раздевалки;· рекреации· |