Оборудование по охране труда.
Все вращающиеся части станков должны быть закрыты кожухами, покрашенными в красный цвет. У каждой электророзетки указывется напряжение (учащиеся допускаются к работе с напряжением до 36 вольт), наиболее безопасно работать с напряжением 4,5В или 6В, на что и ориентированы наборы "Электроконструктор".
Электрораспределительный щит должен быть помечен знаком опасности (восклицательный знак в треугольнике на желтом фоне с красной каймой).
Hа видном месте вывешиваются общие правила поведения в мастерской. У каждого станка вывешивается инструкция по технике безопасности.
Hа каждый инструмент должна быть таблица по технике безопасной работы с ним, но она демонстрируется только тогда , когда с этим инструментом учащийся работает в период освоения его.
В мастерской должны быть акты проверки заземления электроустановок. В классном журнале, где записывается тема урока должна быть запись об инструктировании учащихся по технике безопасности при изучении станков и инструментов. К работе в мастерской без спецодежды учащиеся не допускаются. У выхода из мастерской размещаются огнетушители. Пол должен быть не проводящим электрический ток. Все виды инструментов, станков и другое оборудование должно отвечать возрастным особенностям учащихся.
Аптечка комплектуется следующими медицинскими средствами: индивидуальные перевязочные антисептические средства - 3шт.; бинты - 3шт.;вата - 2 пакета; жгут - 1шт.; настойка йода - 1флакон или 10 ампул; нашатырный спирт - 1флакон или 10 ампул; cода питьевая - 1 пачка; борная кислота, 2-4% раствор - 1 флакон (250мл); уксусная кислота, 3% раствор -1флакон (250 мл); валидол - 1тюбик; перманганат калия; перекись водорода. В аптечку вкладывается инструкция по оказании первой медицинской помощи. Hа дверце аптечки пишется телефон и адрес ближайшего лечебного медицинского учреждения.
Методические требования к средствам обучения
При рассмотрении вопроса о роли наглядности, выделяют две ее функции: первая направлена на расширение чувственного опыта; вторая – на раскрытие сущности изучаемых процессов, явлений. Согласно А.Н. Леонтьеву, центральным в проблеме наглядности, с психологической точки зрения, является вопрос о том, что должно осознаваться ребенком в предъявляемом ему наглядном материале. Когда наглядный материал направлен на раскрытие сущности, он выступает в качестве внешней опоры внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. В данном случае сам наглядный материал не является предметом усвоения, а выступает средством усвоения абстрактных знаний.
Когда удельный вес теоретических знаний в образовании возрос, актуализировалась проблема поиска эффективных средств их усвоения. (См., например, научные работы П.Р. Атутова, В.Г. Болтянского, М.И. Махмутова, а позднее – Г.В. Карпова, И.И. Тихонова, Р.А. Низамова, Г.М. Коджаспировой и других ученых.)
Для того чтобы дидактические средства выполняли обучающую функцию, к их применению предъявляются особые требования:
– ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности;
– ориентация на возраст, уровень развития и обученности учащихся;
– адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче;
– наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению;
– мера в использовании на одном уроке (занятии);
– отсутствие лишних и второстепенных деталей в предъявляемом объекте;
– эстетическое оформление используемых средств.
При использовании разнообразных средств обучения, включая наглядные и технические средства обучения, необходимо соблюдать следующие психолого-педагогическиеусловия их применения:
– точно определить дидактическую роль и место средств обучения в образовательном процессе;
– обеспечить оптимизацию предъявления и обработки информации (организовывать восприятие предъявляемых объектов надо таким образом, чтобы учащийся максимально воспринимал заложенную в них информацию);
– создавать условия к переходу мысли ученика от наглядного пособия к оригиналу и таким образом управлять мыслительной деятельностью учащихся;
– связывать формируемые чувственные образы с выполнением учебной задачи (для этого выразительные возможности средств должны соответствовать их дидактической направленности);
– соблюдать плановость и систематичность в применении разнообразных дидактических средств.
При использовании в процессе обучения наглядных и особенно технических средств обязательно должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования.
Важно помнить, что мультимедийные средства призваны оказывать помощь в процессе бучения, а не наносить вред здоровью. Для предупреждения напряжения зрения при демонстрации экранных пособий, просмотре телевизионных передач, работе на компьютере необходимо соблюдать три условия: расстояние от учащегося до экрана; качество изображения, в том числе яркость и контрастность; освещенность учебного помещения.
Оптимальное расстояние от глаз до экрана монитора – 50–80 см, при этом необходимо учитывать размер знаков, расстояние между ними и строками, ёмкость экрана и т. п. Яркость цветовых знаков и фона должен быть не менее 60 % (черный / белый, темно-зеленый / белый, черный / оранжевый и др.). Использование неудобных сочетаний цветов фона и текста ухудшает восприятие (“читаемость” и “различимость”), что приводит к быстрому утомлению глаз.
Контрастность изображения зависит от степени освещения помещения, поэтому целесообразно предусмотреть не полное, а частичное затемнение аудитории, используя жалюзи или шторы.
Учителям следует контролировать режим учебных занятий с использованием компьютера, условия использования экранных средств, длительность и частоту их применения. Так, для сохранения устойчивого уровня работоспособности длительность работы с компьютером для учащихся средних и старших классов не должна превышать 20–25 минут. Для учащихся 7–9-х классов в течение дня рекомендуется не более одного занятия с использованием компьютера, а в течение недели – 4–6 уроков. При составлении расписания следует учитывать, чтобы уроки с использованием технических средств не шли подряд один за другим.
В современной педагогической теории обоснован комплексный подход к применению средств обучения. Каждое средство обучения обладает определенными дидактическими возможностями и имеет свою область применения, в которой является наиболее эффективным.
Например, слайды эффективно применять в ситуации, когда учитель сам определяет последовательность демонстрации иллюстрированного материала, что невозможно сделать с помощью диафильмов. (Очень близки к слайдам по дидактическим приемам эпиобъекты.)
Диафильмы эффективно использовать в тех учебных ситуациях, когда необходимо иллюстрирование последовательного развития действий, связанных с определенной сюжетной линией.
Для поэтапного формирования понятий эффективным является применение транспарантов (изображений на прозрачной пленке), которые дают на экране не только статичные иллюстрации, но и придают определенную динамичность изображению, путем постепенного наложения или снятия кадров.
В отличие от средств статичной проекции изобразительные средства учебного кино обеспечивают динамический показ изучаемых явлений и процессов. Использование звукозаписейцелесообразно в процессе формирования понятий посредством словесных образцов.
Средства новых информационных технологий (СНИТ) позволяют объединить дидактические возможности различных технических средств: яркие статичные иллюстрации, последовательная и поэтапная демонстрация иллюстративного материала, динамика изображения (видеофрагменты, мультипликация, анимация и др.). Кроме того, иллюстрируемый материал может содержать текст, схемы, таблицы, графики, диаграммы и т. п.
Несмотря на достоверность, все перечисленные “экранные” средства не дают точного представления о реальных объектах, поэтому требуется их комплексное сочетание с демонстрацией натуральных объектов, моделей, проведением практических и лабораторных работ, организацией непосредственных наблюдений в природе и т. д.
Таким образом, ни одно из используемых средств обучения нельзя противопоставлять другому, т. е. каждое из них имеет преимущества перед остальными лишь в определенных учебных ситуациях при решении определенных дидактических задач.