Операционная и операционно-предметная системы

Их появление связано с возникновением мануфактур, сразделением труда и дроблением технологического процесса на отдельные операции. Производство с расчлененной технологией требовало, чтобы рабочие хорошо умели выполнять отдель­ные технологические операции. Отвечая на эти потребности, группа сотрудников Московского технического училища (в на­стоящее время - Московский технический университет имени Н.Э. Баумана) во главе с Д.К. Советкиным в 60-х годах XIX ве­ка разработала систему производственного обучения, которая получила название операционной.

Название системы отражает ее суть. За главный объект изучения взята отдельная операция. Вначале выделяются тех­нологические операции, которые составляют основное содер­жание технологических процессов. Их изучение выстраивается в определенную технологическую последовательность. Овладе­ние технологическими операциями осуществляется на основе изготовления специальных учебных моделей. Например, после­довательность изучения операций при подготовке столяра по операционной системе выглядела следующим образом:

1) рубка и теска древесины;

2) пиление древесины;

3) строгание и фугование, торцевание, фигурное строгание;

4) сверление и долбление;

5) склеивание и обработка шипов и так далее.

После усвоения учащимися всех основных технологиче­ских операций они переходят к работе по применению их при изготовлении изделий.

Операционная система получила широкое распростране­ние в России и в других странах. За рубежом она получила на­звание русской системы.

К достоинствам операционной системы производствен­ного обучения можно отнести следующее:

1. При обучении по данной системе более тщательно формируются умения и навыки в выполнении отдель­ных операций. Это происходит благодаря системати­ческим упражнениям по рациональному и экономному осуществлению каждой операции.

Операционная система позволяет последовательно строить обучение, переходя от простых операций к бо­лее сложным, а также усложняя характер и способывыполнения этих операций.

3. Данная система обучения готовит учащихся к выпол­нению любых работ по определенному виду труда или профессии, а не только к изготовлению конкретныхизделий, что характерно для предметной системы. Она очень хорошо адаптируется к научно-техническому прогрессу.

Операционная система не лишена и недостатков. Прежде всего, она отрывает выполнение операций от изготовления закон­ченного изделия. Длительное время работа учащихся носит не­производительный характер. Они не видят полезных результатов своего труда, что снижает их интерес к работе. Кроме этого, бес­полезно расходуется значительное количество сырья и заготовок. Длительный период между освоением операций и их применени­ем к изготовлению полезной продукции приводит к потере неко­торых умений и навыков в выполнении изученных операций.

Полный процесс изготовления изделия не является просто суммой операций. Его осуществление требует специальных орга­низационно-технических и технико-экономических умений: орга­низации труда, рационального планирования последовательности и сочетания операций и др. Формирование указанных умений ос­тается как бы за рамками операционной системы.

Однако, и операционная система может в настоящее время применяться в практическом обучении технологии в общеобразо­вательном учреждении, особенно во внеклассной работе. Здесь можно сослаться на тот же пример изучения народных промыслов и старинных ремесел.

Операционно-предметная система представляет собой, как видно из названия, соединение операционной и предметной сис­тем. При переходе от предметной системы производственного 1 обучения к операционной оказалось, что достоинства, которыми | обладала предметная система стали утрачиваться. В самом деле,

уделяя основное внимание изучению операций, операционная система обучения допустила отрыв обучения от процесса изготов­ления изделия в целом, от освоения целостного производственно­го процесса. Операционно-предметная система производственно­го обучения позволила устранить эти недостатки. Эта система предполагает предварительный отбор объектов труда (изготов­ляемых изделий и видов работ) таким образом, чтобы при их вы­полнении постепенно изучались и осваивались все операции, при­сущие данному виду труда.

Рассмотрим это на том же примере обработки древесины. При изучении операции пиления древесины подбирается такое изделие, которое можно изготовить с помощью этой операции. Это могут быть заготовки для каких-либо изделий в виде распи­ленных досок или брусков. Затем, допустим, изучается операция строгание. Для ее освоения тоже подбирается изделие, где нужно выполнять эту операцию. В нашем примере можно продолжить обработку строганием полученных с помощью пиления заготовок. Можно подобрать и изделие, для изготовления которого следует применить уже изученную операцию пиления и изучаемую -строгание.

Такое постепенное освоение все новых и новых операций с применением уже изученных операций на основе изготовления соответственно подобранных изделий и составляет суть операци-онно-предметной системы производственного обучения.

Рассмотренная система обучения широко применяется в практическом обучении технологии обработки конструкционных материалов, технологии обработки тканей и других технологий, изучаемых в общеобразовательных учреждениях.

Содержание технологического образования как система научных знаний, умений и навыков, ценностных отношений к преобразовательной деятельности.

Важно, чтобы содержание технологического обучения обеспечивало отражение личностного взаимодействия субъекта и предмета труда в системах "человек - человек”, "человек - природа”, "человек - техника”, "человек - знаковая система”, "человек - художественный образ”, соотносилось на все сферы экономической деятельности, базировалось на современных отраслевых технологиях и способствовало самореализации учащихся в свободной творческой деятельности.

Возрастные и общеобразовательные возможности учащихся, решение задач трудовой подготовки и профессионального самоопределения обусловливают этапы технологического обучения: введение в труд, основы труда, введение в профессии, профильное обучение в соответствии с выбранной учащимися отраслевой технологией. Последний этап позволяет доводить подготовку до профессионального уровня, что содействует повышению социальной защищенности выпускника общеобразовательного учебного заведения.

Важно обеспечить творческий характер деятельности учащихся как условие формирования знаний, умений и навыков решения реальных задач в процессе практической деятельности. Организация творческой учебной и внеучебной деятельности должна носить системный, научно обоснованный характер и быть направлена на повышение мотивации и интенсификации процесса обучения, выявление профессиональных наклонностей и формирование профессиональных устремлений учащихся, приобретение и развитие профессионально значимых качеств личности: инициативности, деловитости, ответственности, предприимчивости, профессиональной мобильности.

Целеполагающее значение имеет профессиональная направленность (профессионализация) системы общего, включая технологическое, образования, предусматривающая формирование профессиональной культуры, профессионально значимых качеств и профессиональное самоопределение учащихся. Она должна обеспечивать:

· формирование представлений о различных сферах, видах и формах профессиональной деятельности;

· раскрытие возможностей и развитие способностей учащихся;

· формирование профессиональных интересов и устремлений;

· формирование адекватной самооценки;

· достижение эффективного уровня компетентности в выбранной сфере трудовой деятельности;

· формирование знаний, умений и навыков, необходимых для получения выбранной профессии.

Достижение намеченных результатов предусматривает комплекс взаимосвязанных действий:

· профессиональную диагностику личности;

· выявление профессионально значимых качеств;

· профессиональные пробы;

· формулирование профессионального выбора;

· социальный анализ профессиональной ситуации;

· принятие решения о выборе профессии и сферы практической деятельности;

· составление жизненного плана;

· принятие образовательно-профессиональных решений;

· подготовку к выбранной сфере деятельности.

Профессиональная направленность систематизирует трудовое и технологическое обучение, актуализирует содержание и обеспечение учебного процесса, повышает личностную мотивацию, инициирует дополнительную образовательную и самостоятельную практическую деятельность учащихся.

Интеграция технологии с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов. Межпредметные связи.

Формирование у школьников основ теоретических знаний и практических навыков по технологии следует решать в тесной связи с задачами других общеобразовательных предметов. Межпредметная связь должна быть органичной: учащиеся, опираясь на научные понятия осмысленно и рационально выполняют трудовые действия; их труд в свою очередь служит средством закрепления теоретических знаний, полученных как на уроках труда, так и на уроках математики, химии, физики, биологии и других.

Правильный подход к осуществлению взаимосвязи наук и трудового обучения позволяет полнее раскрыть перед учащимися объективные законы природы и общества, дать обобщенные понятия закономерностей экономики, производства и социальной жизни общества.

Принцип научности знаний следует понимать, как требование строить процесс обучения, опираясь на современные научно-технические данные и знания учащимися основ наук.

Готовясь к занятиям, учитель должен тщательно продумывать межпредметные связи и умело раскрывать их в процессе обучения.

Большая роль на уроках технологии при изучении темы «пищевые продукты» отводится межпредметным связям. Школьникам на уроках необходимо раскрывать значение их знаний по природоведению, ботанике, биологии, физике, химии для усвоения определенных знаний, умений и навыков по кулинарии.

При изучении элементов машиноведения приходится обращаться к физике (устройство, назначение, принцип действия механизмов машин), черчению (составление кинематических схем). В 8-9 классах при повторении материала можно задать школьникам такие вопросы: какие движения совершают колесо, игла, транспортер, нитепритягиватель? Как осуществляется передача движения от педали к маховому колесу у ножной швейной машины?

Школьная программа по технологии построена таким образом, что учащиеся приходят на занятия без графической подготовки. В связи с этим перед учителем возникает необходимость ознакомления школьников с работой различными чертежными инструментами, с работой масштабными линейками, с правилами составления инструкционных карт [2,с.25].

Занятия по изучению материаловедения одежды связаны со знаниями учащихся по биологии, химии, физике. Биология помогает лучше познакомиться со свойствами натуральных волокон и нитей, способами их получения и использования. Такие понятия как прочность, упругая деформация невозможно отделить от знаний по физике, эти свойства так и называются физико-механические. При изучении темы: химические волокна необходимы знания по химии, свойства целлюлозы, свойства различных веществ. При определении волокнистого состава тканей часто проводятся химические анализы.

В разделе материаловедения, например, предусматривается ознакомление учащихся 5 класса с хлопчатобумажными и льняными тканями. Из курса ботаники они уже имеют некоторые знания о хлопке и льне, поэтому часть объяснения лучше построить в вопросо-ответной форме. Затем можно напомнить учащимся об изготовлении льняных тканей ещё в древности о том, что лен называли «русским золотом», а российские купцы продовали льняные ткани даже в Индию. Рассказывая о хлопке, можно сообщить, что его издавна выращивали в Узбекистане. Русские купцы закупали его и увозили на верблюдах. Их путь проходил по пустыне. За долгую дорогу качество хлопка значительно снижалось [3,с.32].

Возникла потребность в железной дороге. Она была построена в 1898г., о чем говорят архивные материалы Общества охраны памятников. В одном из них сказано, что на скале Тамерлановых ворот, несколько выше существующих и ныне старинных персидских надписей, была прикреплена медная доска с государственным гербом и надписью золотыми буквами: «Николай II 1895г. повелел- «Быть железной дороге». 1898г. – «Исполнено».

Такие сведения заинтересовывают учащихся, побуждают их к изучению истории своей страны, родного края.

Занятия по моделированию и конструированию одежды носят творческий характер и тесно связаны с изобразительным искусством. Учащиеся знакомятся с работой художника-модельера, учатся подбирать ткань к разработанным моделям, определять наиболее целесообразные средства художественного оформления швейных изделий, решать задачи сопоставления различных частей одежды. Учащиеся получают знания о том, как свойства, цвет, рисунок ткани влияют на выбор модели, зрительное ощущение пропорций в одежде. Школьники часто бывают склонны к излишнему украшательству одежды, поэтому учителю необходимо объяснить учащимся, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и художественность формы модели. Следует подчеркнуть, что умелым сочетанием цветовых тонов можно зрительно улучшить фигуру человека, добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом человека и особенностями его фигуры путем использования элементов отделки и украшений.

При построении чертежей выкроек швейных изделий выполняются расчеты по формулам. Надо обратить внимание учащихся на применение постоянных и переменных величин. Они также применяют на практике знания о перпендикуляре, прямом угле, параллельных прямых, деление угла пополам, построении сопряжений. Поэтому на уроке должны быть справочные таблицы, по которым учащиеся сами найдут необходимые им данные для расчетов [3,с.23]. Знания математики можно использовать и для создания проблемных ситуаций. Например, при раскрое клешевых юбок «солнце» или «полусолнце» учащиеся строят линию низа по окружности. Уместно предложить им подумать, какую длину надо отложить для подгиба нижнего среза. Сравнивая разные предложения, школьницы придут к выводу, что подгиб среза должен составлять не более 0,5-0,7 см, иначе образуются сборки и подшивку выполнять будет неудобно. Учитель может спросить их: почему образуются сборки; у какой окружности: с меньшими или большим радиусом – длина больше? Вспомнив о прямо пропорциональной зависимости длины окружности от радиуса, девочки дадут правильный ответ.

После построения чертежей основы платья и рукава можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы, почему для спинки и переда делается только половина чертежа? Почему чертеж рукава выполняется полностью? При затруднении можно задать наводящий вопрос: какие вы знаете симметричные фигуры?

При вырезании выкроек из бумаги и картона учащиеся используют различные ножницы. Чтобы помочь в правильном их выборе, можно задать вопрос: какими ножницами легче резать картон, бумагу? Опробовав ножницы, они без труда находят разницу и делают вывод: там, где надо приложить больше усилий, необходимыми являются ножницы с короткими лезвиями, и наоборот (золотое правило механики из курса физики) [1,с.142].

Практически все темы программы по технологии связаны с изучением экономики. На занятиях дети учатся экономить материалы, электроэнергию, бережно относиться к оборудованию, инструментам и приспособлениями, знакомятся с такими понятиями как производительность труда, себестоимость продукции.

Таким образом, изучение тем по технологии неразрывно связано с основами других наук, знания же и навыки, которые получают учащиеся на уроках труда позволяют осмыслить учащимся необходимость применения на практике знаний по математике, физике, химии, биологии, изобразительному искусству и т.д.

СМЕННЫЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ УГОЛКИ «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО?»

На уроке труда можно с успехом демонстрировать сменные иллюстрированные уголки. Например[4,с.135]:

· Толстый материал легче шить, если смазать иголку мылом.

· Если нужно срочно наточить ножницы, возьми иголку и «режь» её ножницами. После 15-20 таких движений ножницы станут острее. Можно также резать наждачную бумагу.

· Наклеивать аппликации на ткань очень удобно с помощью полиэтиленовой пленки и утюга. Пленку вырезают по контуру рисунка, прокладывают между аппликацией и тканью и проглаживают горячим утюгом.

· Застёжка «молния» будет служить значительно дольше, если её текстильная часть будет пропитана клеем БФ-6.

· Если остатки шерстяных ниток, негодных для вязания, пришить на ткань получиться ворсистый коврик и т.д.

· Старую клеёнку можно использовать для выкроек, они будут намного долговечнее бумажных.

Вводить подобные игры и занимательный материал можно на всех этапах урока технологии. Однако важно при этом четко определить их место в структуре урока, соответствие изучаемому материалу. И самое главное, надо помнить, что игровые элементы не должны быть самоцелью.

Методы обучения технологии.

Наши рекомендации