В. П. Соколов И. М. Беспалова
В. П. Соколов И. М. Беспалова
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ПРОДУКЦИИ
Маркировка продукции.
Элементы расчета при проектировании
Утверждено Редакционно-издательским советом
в качестве учебного пособия
Санкт-Петербург
Введение
Проектирование и освоение новой продукции (новых изделий) является, как правило, результатом большой работы, включающей научные исследования, научное прогнозирование, патентный поиск, технико-экономические исследования, оценку технологических возможностей предприятия и отрасли, учет конъюнктуры рынка как внутри страны, так и за рубежом, а также ряд других экономических и технических факторов. При этом каждое проектируемое и внедряемое изделие должно удовлетворять трем основным требованиям: техническим, социальным и экономическим.
В техническом отношении изделие должно быть на уровне современных достижений науки и техники и обеспечивать возможность правильно решать определенные технологические или производственные задачи. Изделие должно соответствовать своему функциональному назначению и иметь соответствующие параметры (качество, точность, мощность, производительность, грузоподъемность, скорость, давление и т. п.). Вместе с тем оно должно обладать необходимыми эксплуатационными свойствами (например, надежностью, безотказностью и т. п.).
Наряду с определенным уровнем технического совершенства проектируемая продукция должна отвечать современным социальным требованиям,обеспечивать необходимые потребительские свойства, быть безопасной в эксплуатации, экологически чистой и не загрязнять окружающую среду.
Одним из важнейших элементов при проектировании продукции являются экономические требования,предъявляемые к изделиям. Задачу создания наиболее прогрессивного и эффективного изделия следует всегда решать таким образом, чтобы реализация проекта была не только конструктивно и технически возможна, но и экономически целесообразна.
Приступая кпроектированию новой продукции, разработчик должен изучить лучшие отечественные и зарубежные аналоги и образцы,патентно-информационные материалы, технологические возможности изготовления изделия в условиях данного производства, проанализировать эксплуатационные требования, предъявляемые к продукции.При этом также обращают внимание на эстетическое оформление, удобство обслуживания, упаковку и маркировку продукции и другие потребительские качества изделия.
Вместе с тем, необходимо, чтобы каждый проектировщик умел выполнять конструктивные расчеты на прочность, надежность и долговечность проектируемой продукции, проектировать изделие и его элементы с всесторонним учетом их технологичности, рационально выбирать материал, учитывать требования экономики и технической эстетики, планировать и проводить экспериментальные исследования и испытания создаваемой продукции.
Итогом разработки и реализации проекта является рабочая техническая документация новой или усовершенствованной конструкции изделия (модели продукции) с предоставлением их технических характеристик.
МАРКИРОВОЧНЫЕ ЗНАКИ НА ПРОДУКЦИЮ
Общие сведения
Современные системы сертификации предусматривают обязательную сертификацию целого ряда готовых изделий на предмет их соответствия национальным стандартам, в том числе по электромагнитной совместимости, безопасности для здоровья человека и защите окружающей среды. Поэтому для того, чтобы быть уверенным в безопасности устройства, достаточно обнаружить на продукции или ее упаковке знак соответствия нормам безопасности хотя бы одной страны.
В большинстве стран мирового сообщества уже многие годы существует порядок, в соответствии с которым на выпускаемой продукции должен проставляться знак соответствия обязательным требованиям, установленным в действующих стандартах и нормативно-технических документах стран-потребителей. Эти знаки наносятся непосредственно на продукцию или на прикрепляемые к ней специальные шильды. Кроме того, они наносятся на упаковку продукции и указываются в сопроводительной эксплуатационной документации. Их можно увидеть фактически на всех типах продукции, изготовленной зарубежными производителями.
Информационные знаки на продукции по их назначению могут быть разделены на следующие группы:
1) товарные знаки (ТЗ) и знаки обслуживания;
2) знаки наименования мест происхождения товара;
3) знаки соответствия или качества;
4) штриховой код;
5) размерные знаки;
6) эксплуатационные знаки;
7) компонентные знаки;
8) манипуляционные знаки;
9) предупредительные знаки;
10) экологические знаки.
Приведенные знаки обозначают, что рассматриваемая продукция соответствует всем обязательным требованиям, предъявляемым законодательством данной страны. Состав же обязательных требований в разных странах совпадает не полностью. Даже известные требования по электро- и пожаробезопасности унифицированы сегодня не во всех странах. Это же относится и к требованиям по электромагнитной совместимости (ЭМС). Поэтому продукция, маркированная знаком соответствия только своей страны, предназначена лишь для внутреннего потребления.
При экспорте в другую страну она должна быть промаркирована и знаком соответствия, действующим в той стране. Для этого продукцию необходимо сертифицировать на соответствие требованиям страны-импортера или получить от нее сертификат, выданный на основе признания сертификата страны-производителя, если между этими странами существует такое соглашение.
Изготовитель обязан своевременно предоставить потребителю всю необходимую и достоверную информацию о предлагаемом непродовольственном товаре (продукции). Информация в зависимости от вида и технической сложности продукции представляется в виде текстового документа (паспорт, формуляр, руководство и др.), прикладываемого непосредственно к конкретному товару и (или) в виде информационных (маркировочных) знаков.
Информация для отечественного потребителя непродовольственного товара, наносимая изготовителем непосредственно на конкретные товары, тару и этикетки, должна содержать следующие сведения [19], [38]:
1) наименование товара;
2) наименование страны-изготовителя;
3) наименование фирмы-изготовителя (эта информация может быть дополнительно обозначена буквами латинского алфавита);
4) основное или функциональное предназначение товара или область его применения;
5) правила и условия безопасного хранения и транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта, восстановления, утилизации, захоронения, уничтожения (при необходимости);
6) основные потребительские свойства или характеристики;
7) информацию об обязательной сертификации;
8) юридический адрес изготовителя и (или) продавца;
9) массу нетто, основные размеры, объем или количество;
10) состав (комплектность);
11) товарный знак (товарная марка) изготовителя (при наличии);
12) дату изготовления;
13) срок годности (или службы);
14) обозначение нормативного или технического документа, по которому изготавливается товар (для товаров отечественного производства);
15) информацию о добровольной сертификации (при наличии);
16) информацию о знаке соответствия товара государственным стандартам (на добровольной основе);
17) штриховой код товара (при наличии);
18) специфическую информацию для потребителя (при необходимости).
При этом п. 1–8 являются обязательными для указания изготовителями и (или) продавцами.
Изготовитель вправе применить все или часть п. 9–18 в зависимости от вида и технической сложности товара. В этом случае для отечественных товаров информация для потребителя должна быть дополнена информацией в соответствии с требованиями других нормативных документов на данный товар.
Информация о товаре по п. 2–6, 8–15, 17, 18должна быть представлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в стандарте [19]. Товарный знак (товарная марка) изготовителя товара проставляется непосредственно на товарах, таре, а также на ярлыках или этикетках в одном или нескольких удобных для прочтения местах.
При небольших размерах единиц тары (упаковки), на которых технически сложно поместить полностью необходимый текст информации для потребителя товара, а также на сувенирных и подарочных изделиях, допускается размещать данные с характеристиками товара на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице тары (упаковки), или на групповой упаковке, или в сопроводительной документации к поставляемому товару.
Порядок выполнения работы
1. Получить у преподавателя вариант задания с изображением МЗ тыловой панели монитора персонального компьютера.
2. Рассмотрев маркировочные знаки заданного монитора, определить:
а) марку, модель, год выпуска и страну-производителя;
6) знаки тестирования в различных лабораториях мира;
в) знаки безопасности от электромагнитного излучения;
г) страны, куда поставляется данная модель монитора;
д) предупредительные и другие знаки.
3. Представить выводы относительно достоинств и недостатков изученного монитора.
Содержание отчета
1. Наименование и цель работы.
2. Отсканированная (сфотографированная) распечатка МЗ тыловой панели монитора ПК.
3. Подробный анализ всех МЗ заданного монитора.
4. Вывод о достоинствах и недостатках монитора ПК.
5. Ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1. Какие группы информационных знаков по их назначению могут быть проставлены на продукции?
2. Какие сведения должна содержать информация для отечественного потребителя непродовольственного товара, наносимая на конкретные товары, тару и этикетки в соответствии с действующим законодательством РФ?
3. Где может быть проставлен товарный знак (товарная марка) изготовителя товара?
4. Какой знак соответствия должна иметь продукция, поставляемая в Россию по импорту?
5. Чем отличается маркировка продукции по обязательной и добровольной сертификации?
6. Каким образом маркируется продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Российской Федерации?
7. В каком случае на продукцию ставится маркировочный знак ЕАС?
8. Каким образом маркируется продукция электротехнического назначения в России в соответствии с требованиями по ЭМС?
9. Какие МЗ должны обязательно присутствовать на мониторе ПК?
10. Какие МЗ на изучаемом мониторе информируют пользователя о безопасности ПК?
11. Какие МЗ на заданном мониторе информируют пользователя о странах-экспортерах данного монитора?
12. Какие знаки на товаре свидетельствуют о содержании ртути или о том, что данная продукция выполнена по безсвинцовой технологии.
13. Перечислите вредные для пользователя факторы, связанные с ПК.
14. Как расшифровать кодированное обозначение упаковки (контейнера) из пластика?
15. Поясните назначение и перечислите разновидности экологических знаков.
16. В чем состоит отличие предупредительных маркировочных знаков от предупреждающих?
Общие сведения
В связи с развитием информационных технологий, широким внедрением средств вычислительной техники встает вопрос быстрого и надежного ввода кодированной информации в ЭВМ о том или ином изделии (продукте, товаре) с целью зарегистрировать его поступление и перемещение при производстве и реализации. Ручной ввод такой информации, предварительная подготовка данных на машинных носителях требуют больших затрат труда и времени, часто приводит к ошибкам и является узким местом современных автоматизированных систем обработки данных.
За последние годы в большинстве стран, в том числе и России, наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации процесса ввода, обработки и передачи информации становится штриховое кодирование продукции. Прежде всего, это связано с простотой данной технологии и низкой стоимостью расходных материалов: нанесение штрих-кода на ярлык или упаковку обходится значительно дешевле нанесения магнитных, радиочастотных и электронных меток.
Технологию передачи информации с помощью носителя данных – штрихового кода весьма эффективно применяют не только в торговле, сфере услуг, но и в промышленном производстве – для идентификации печатных плат, сборочных узлов, изделий, упаковок, в почтовых и транспортных ведомствах, банковской системе, клиниках и пр.
Штриховое кодирование является важнейшей частью маркировки товара. С помощью кодов легче систематизировать, найти и распознать любой товар среди множества других в пределах предприятия, организовать эффективный контроль за товародвижением от предприятия-изготовителя до склада магазина. Наличие штрихового кода (ШК) повышает престиж товара, играет роль рекламы, улучшает культуру обслуживания. По штриховому коду можно судить о подлинности товара или установить фальсификацию продукции.
В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие ШК на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Его отсутствие отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без ШК.
Типы штриховых кодов
Штриховой код (штрих-код) представляет собой графическое изображение в виде ряда вертикальных чёрных полос (штрихов), разделенных пробелами, либо в виде других геометрических фигур. Эти обозначения, нанесенные на поверхность или упаковку изделия, содержат закодированную информацию в виде цифр или знаков (символов) о стране и предприятии-изготовителе, характеристиках продукции и подвергаются автоматизированному распознаванию.
Существует множество способов кодирования информации в форме штрихового кода, называемых символиками.Правила, регламентирующие перевод знаков в комбинации штрихов и пробелов и другие необходимые показатели каждой символики, называются спецификацией символики [16], [25], [33].
На сегодняшний день наибольшее распространение на практике получили два основных стандарта штрихового кодирования – линейные (одномерные или 1D) и двухмерные (2D) символики штрих-кодов.
Линейные символики ШК позволяют кодировать небольшой объем информации (до 20–30 символов, обычно цифр) с помощью несложных штрих-кодов. Они содержат информацию только в одном измерении - по горизонтали и представляют собой набор штрихов и пробелов, под которым может располагатьсяряд цифровых обозначений (рис. 2.1).
К сожалению, отсутствие единых подходов и стандартов при разработке штриховых кодов привело к тому, что к настоящему времени используется более 30 типов кодов. Наиболее распространенные линейные символики: EAN (EAN-8 и EAN-13), UPC (UPC-A, UPC-E), Code56, Code128, UPC/EAN-128, Codabar, Interleaved 2 of 5 и др. (приложении Д).
Рис. 2.1. Линейный (одномерный) Рис. 2.2. Двухмерный
штрих код штрих код
Двухмерными называются символики (рис. 2.2), разработанные для кодирования большого объема информации – до нескольких страниц текста. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).
Двухмерные коды подразделяются на многоуровневые (stacked) и матричные (matrix) коды. Многоуровневые штрих-коды появились исторически ранее и представляют собой поставленные друг на друга несколько обычных линейных кодов. Матричные же коды более плотно упаковывают информационные элементы по вертикали.
В настоящее время разработано множество двухмерных штрих-кодов, применяемых с той или иной широтой распространения, в том числе Data Matrix [16], Aztec Code (наиболее распространен), MaxiCode, PDF417, QR код, Microsoft Tag, Ez code, ShotCode, Codablock и др. (приложении Д). Емкость двухмерного кода колеблется от 7 до 1514 Байт в зависимости от размера символа.
Пример анализа штрихкода при выполнения лабораторной работы
«Идентификация штриховых кодов и их характеристика»
Рассмотрим штрихкод 077245101209.
1. Расшифруем этот код:
Префикс – одна цифра – 0. Это код большинства товаров.
Код предприятия-производителя – пять цифр — 77245.
Код товара – пять цифр – 10120.
Контрольный разряд КР – одна цифра – 9
2. Я считаю, что данный штрих-код относится к UPC системе кодировки, причем это одиннадцатизначный код UPC-А.
Мне позволили сделать такой вывод следующие данные:
а) количество цифр кода без КР – 11. При этом разделены они в соотношении 1:5:5. Такое число может быть только у UPC;
б) группы цифр ограничены так называемыми защитными штрих-шаблонами. Эти шаблоны содержат штрихи единичной ширины, которые служат для синхронизации сканера штрихкода. Левые и правые защитные шаблоны состоят каждый из 7 штрихов – 4-х тёмных и 3-х светлых межу ними. Средний защитный шаблон состоит из 5 штрихов – 2-х темных и 3-х светлых. Всё остальное - цифры. Опять же это присуще коду UPC.
Следовательно, этот штрих-код является UPC кодом.
3. Достоинства этой системы кодировки:
- коды UPC легко преобразуются в EAN-13;
- простота, симметричность и высокая помехозащищённость;
- код специально разрабатывался так, чтобы он одинаково просто считывался как в прямом, так и обратном направлении (если товар перевёрнут);
4. Недостатки:
- можно зарегистрировать порядка шестисот тысяч предприятий. Практический опыт показывает, что этого мало;
- теоретический максимум этого кода – 100 миллиардов различных видов продукции (11 цифр), то есть теоретически система подразумевала один миллион предприятий, каждое из которых могло кодировать до ста тысяч наименований выпускаемой им продукции. Казалось бы, огромное число, но практика существования системы показала, что этих кодов недостаточно по причине расточительного их расходования;
- EAN-13 нельзя преобразовать в UPC.
В. П. Соколов И. М. Беспалова
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ПРОДУКЦИИ
Маркировка продукции.
Элементы расчета при проектировании
Утверждено Редакционно-издательским советом
в качестве учебного пособия
Санкт-Петербург
Введение
Проектирование и освоение новой продукции (новых изделий) является, как правило, результатом большой работы, включающей научные исследования, научное прогнозирование, патентный поиск, технико-экономические исследования, оценку технологических возможностей предприятия и отрасли, учет конъюнктуры рынка как внутри страны, так и за рубежом, а также ряд других экономических и технических факторов. При этом каждое проектируемое и внедряемое изделие должно удовлетворять трем основным требованиям: техническим, социальным и экономическим.
В техническом отношении изделие должно быть на уровне современных достижений науки и техники и обеспечивать возможность правильно решать определенные технологические или производственные задачи. Изделие должно соответствовать своему функциональному назначению и иметь соответствующие параметры (качество, точность, мощность, производительность, грузоподъемность, скорость, давление и т. п.). Вместе с тем оно должно обладать необходимыми эксплуатационными свойствами (например, надежностью, безотказностью и т. п.).
Наряду с определенным уровнем технического совершенства проектируемая продукция должна отвечать современным социальным требованиям,обеспечивать необходимые потребительские свойства, быть безопасной в эксплуатации, экологически чистой и не загрязнять окружающую среду.
Одним из важнейших элементов при проектировании продукции являются экономические требования,предъявляемые к изделиям. Задачу создания наиболее прогрессивного и эффективного изделия следует всегда решать таким образом, чтобы реализация проекта была не только конструктивно и технически возможна, но и экономически целесообразна.
Приступая кпроектированию новой продукции, разработчик должен изучить лучшие отечественные и зарубежные аналоги и образцы,патентно-информационные материалы, технологические возможности изготовления изделия в условиях данного производства, проанализировать эксплуатационные требования, предъявляемые к продукции.При этом также обращают внимание на эстетическое оформление, удобство обслуживания, упаковку и маркировку продукции и другие потребительские качества изделия.
Вместе с тем, необходимо, чтобы каждый проектировщик умел выполнять конструктивные расчеты на прочность, надежность и долговечность проектируемой продукции, проектировать изделие и его элементы с всесторонним учетом их технологичности, рационально выбирать материал, учитывать требования экономики и технической эстетики, планировать и проводить экспериментальные исследования и испытания создаваемой продукции.
Итогом разработки и реализации проекта является рабочая техническая документация новой или усовершенствованной конструкции изделия (модели продукции) с предоставлением их технических характеристик.