Мусороперегрузка твердых коммунальных отходов
Развитие городов и регионов приводит к росту их территорий, увеличению численности населения и количества (объема) твердых коммунальных отходов, подлежащих сбору, вывозу и обезвреживанию. Становиться все труднее по планировочным и санитарным требованиям находить места для объектов обезвреживания отходов непосредственно вблизи застройки; возрастает расстояние вывоза, резко снижается производительность мусоровозного транспорта, увеличивается расход топлива и соответственно стоимость транспортировки. Для удаления все возрастающих объектов отходов и увеличения расстояния вывоза требуется либо резко увеличить парк мусоровозного транспорта, либо повысить емкость собирающих мусоровозов.
Условия сбора отходов в домовладениях сложившихся городов требуют большой маневренности и собирающих мусоровозов. Далеко не везде возможно применение серийно выпускаемых промышленностью мусоровозов типа КО–415А на шасси КамАЗ. В то же время мусоровозы малой вместимости крайне неэкономичны при вывозе отходов на большие расстояния. Из вышеизложенного следует, что собирать отходы на территории домовладений целесообразно мусоровозами небольшой вместимости, а затем перегружать их в большегрузные (транспортные) мусоровозы для дальнейшей транспортировки отходов к объектам обезвреживания.
Места перегрузки твердых коммунальных отходов с собирающих мусоровозов на транспортные получили название мусороперегрузочных станций – МПС, а система с использованием МПС – двухэтапной системы удаления отходов.
Согласно СанПиНа 42–128–4690–88 [3] площадки для строительства мусороперегрузочных станций должны отводиться на промышленных и коммунально–складских территориях или окраинах городов с санитарно–защитными зонами от жилых и общественных зданий не менее 100 метров.
По способу перегрузки мусороперегрузочные станции бывают:
– с использованием разности уровней поверхности земли;
– с приемным бункером на уровне земли, из которого отходы подаются в большегрузные транспортные средства грейферными ковшами или транспортерами;
– МПС, на которых отходы перегружаются с одного транспорта на другой, более вместительный специальными перегрузочными механизмами.
Наиболее распространены и экономичны МПС с использованием разности уровней. Способ создания этой разности различен и достигается за счет использования рельефа местности, строительства подпорных стенок, специальных эстакад или тоннелей.
Мусороперегрузочные станции могут быть как с уплотняющими устройствами так и без них.
Расчет экономической эффективности двухэтапного метода вывоза ТКО.Расчет экономической эффективности строительства мусороперегрузочных станций проводим по методике, разработанной Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.
Расчеты ведутся на объемы образования ТКО на последний год разработки Схемы в базовых ценах 1984 года.
Учет перевозимых объемов на сооружения ведем только по основной части, так как крупногабаритные отходы перевозятся мусоровозами со сменными кузовами непосредственно на полигон захоронения ТКО.
В основу методики положено сравнение приведенных затрат на прямой и двухэтапный вывоз ТКО по следующей формуле:
Э год = Q**год · (Зпер - Зпр), тыс. руб./год,
где Эгод – экономическая эффективность от внедрения 2–х этапного вывоза ТКО; Q**год – расчетный годовой объем работ по вывозу отходов, тыс. м3/год; Зпр – удельные приведенные затраты на прямую транспортировку отходов, руб./м3; Зпер – удельные приведенные затраты на двухэтапный вывоз ТКО, руб./м3.
Удельные приведенные затраты на прямую транспортировку рассчитываются по формуле:
Зпр = a · L + b, руб./м3,
где a и b – показатели экономической эффективности собирающих мусоровозов, на 1 км; L – среднее расстояние от мест сбора ТКО до полигона, км (L=L1+L2); L1 – среднее расстояние от района сбора ТКО до мусороперегрузочной станции, км. L1= L11·1,3, км. L11 – по прямой, 1,3 – поправочный коэффициент на извилистость дорог; L2 – расстояние от МПС до полигона; L2= L22·1,1; L22 – по прямой, км; 1,1 – поправочный коэффициент, учитывающий извилистость дорог.
Расстояния вывоза ТКО на объекты обезвреживания определяем по ситуационному плану (по прямой), как расстояние от центра города до МПС и полигона.
Значение показателей: для собирающих мусоровозов: а = 0,0320 руб/м3, b = 0,60 руб/м3..
Удельные приведенные затраты на двухэтапное транспортирование отходов рассчитываются по формуле:
Зпер = З1 + З2 + Змпс, руб./м3,
где З1 – удельные приведенные затраты по вывозу отходов собирающими мусоровозами до мусороперегрузочной станции: З1 = a•L1 + b, руб./м3, З2 – удельные приведенные затраты по вывозу ТКО от МПС до полигона: З2 = А•L2 + B,
где А, В – показатели экономической эффективности транспортных мусоровозов;
Значение показателей для транспортирующих мусоровозов:А = 0,0130 руб./м3, км; В = 0,17 руб./м3
Змпс – удельные приведенные затраты по перегрузке твердых коммунальных отходов на мусороперегрузочной станции, которые в зависимости от годового объема работ (Q**год) принимаются: до 100 тыс. м3 – 0,22 руб.м3; 100–200 тыс. м3 – 0,15 руб.м3; 200–300 тыс. м3 – 0,12 руб.м3; свыше 300 тыс. м3 – 0,10 руб.м3.
Если в результате расчета: Эгод < 0, то внедрение двухэтапного вывоза целесообразно; Эгод > 0, то внедрение вывоза ТКО с перегрузкой экономически нецелесообразно.