Экономическая сущность инноваций и инновационного процесса
ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экономическая сущность инноваций и инновационного процесса
Инновации— это вновь созданные или усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или другого характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и социальной сферы.
Виды инноваций
1. товарная инновация — введение нового продукта;
2. технологическая инновация — введение нового метода производства;
3. рыночная инновация — создание нового рынка товаров или услуг;
4. маркетинговая инновация — освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов;
5. управленческая инновация — реорганизация структуры управления;
6. социальная инновация — внедрение мероприятий по улучшению жизни населения;
7. экологическая инновация — внедрение мероприятий по охране окружающей среды.
Классификация инноваций
1. По результатам:
- научные;
-технические;
- конструкторские;
- производственные;
- информационные;
2. По темпам внедрения:
- скачкообразные;
- быстрые;
- растущие;
- замедленные;
- затухающие;
3. По масштабу:
- глобальные;
- транснациональные;
-региональные;
- местные;
4. По характеру эффективности:
- финансовые;
-бюджетные;
- экономические;
- социальные;
5. По глубине внесенных изменений:
- радикальные (базовые);
- улучшающие;
- кодификационные;
6. По месту в производственном процессе:
- сырьевые;
-технологические;
- продуктовые.
Идея нововведения может быть зарождена как интенция, инициация или диффузия инноваций.
Интенция — это идея, предложение или проект, которые после проработки превращаются в инновацию.
Инициация— это рекомендации относительно усовершенствования научно-технической, организационной, производственной или коммерческой деятельности, целью которых является начало инновационного процесса или его развитие.
Диффузия — это процесс передачи нововведения по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут выступать идеи, технологии и тому подобное, которые являются новыми для субъекта ведения хозяйства. Это означает, что диффузия инновации — это распространение уже однажды освоенной и внедренной инновации в новых условиях.
Инновационная деятельность— это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и предопределяющая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг. Она включает у себя:
- выпуск и распространение новых видов техники и технологий;
- прогрессивные межотраслевые структурные сдвиги;
- реализацию долгосрочных научно-технических программ с большими сроками окупаемости расходов;
- финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в состоянии производственных сил страны;
- разработку и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, технологий, направленных на улучшение социального состояния населения, экологической ситуации и тому подобное.
Инновационная деятельность состоит из инновационного процесса.
Модель инновационного процесса:
1. Фундаментальные исследования.
2. прикладные исследования.
3. Разработка и проектирование
4. Освоение
5. Промышленное производство.
6. маркетинг
7. Сбыт
Формы инновационного процесса:
Простой внутренне организационный инновационный процесс— это процесс создания и использования нововведения в границах одной организации.
Простой межорганизационный инновационный процесс -предусматривает отделение функций создания и производства нововведения от функции его потребления. Это означает, что оно становится предметом купли-продажи.
Расширенный инновационный процесснаходит свое выражение в появлении новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-начинающего, что способствует посредством взаимной конкуренции усовершенствованию потребительских качеств товара.
Требования к инновационному продукту
1. Продукт является объектом интеллектуальной собственности (изобретения, полезной модели, промышленного образца, топографии интегральной микросхемы, селекционного достижения и т. п.), на которые производитель продукта имеет государственные документы (патенты, свидетельства) или полученные от владельцев этих объектов
лицензии.
2. Разработка продукта повышает отечественный научно-технический и технологический уровень.
3. В Украине этот продукт будет произведен впервые, или если не впервые, то одновременно с другим аналогичным продуктом, представленным на рынке. Кроме того, он является конкурентоспособным и имеет существенно высшие технико-экономические показатели.
Одной из форм инновационных инвестиций являются интеллектуальные инвестиции, которые осуществляются в таких видах:
- приобретение исключительных прав пользования (патенты,
лицензии, промышленные образцы, товарные знаки);
- приобретение информационных услуг, наем специалистов по контракту или разовое приобретение консультаций, экспертиз, рекомендаций;
- приобретение интеллектуальной продукции в материальной форме (проектной документации, методик, программ, ноу-хау) в виде печатной продукции, программного обеспечения, аудио или видео записи;
- вложение в человеческий капитал — это расходы на образование, подготовку, переподготовку, обучение, здравоохранение.
Интеллектуальные инвестиции тесно связаны с интеллектуальной собственностью.
ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экономическая сущность инноваций и инновационного процесса
Инновации— это вновь созданные или усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или другого характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и социальной сферы.
Виды инноваций
1. товарная инновация — введение нового продукта;
2. технологическая инновация — введение нового метода производства;
3. рыночная инновация — создание нового рынка товаров или услуг;
4. маркетинговая инновация — освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов;
5. управленческая инновация — реорганизация структуры управления;
6. социальная инновация — внедрение мероприятий по улучшению жизни населения;
7. экологическая инновация — внедрение мероприятий по охране окружающей среды.
Классификация инноваций
1. По результатам:
- научные;
-технические;
- конструкторские;
- производственные;
- информационные;
2. По темпам внедрения:
- скачкообразные;
- быстрые;
- растущие;
- замедленные;
- затухающие;
3. По масштабу:
- глобальные;
- транснациональные;
-региональные;
- местные;
4. По характеру эффективности:
- финансовые;
-бюджетные;
- экономические;
- социальные;
5. По глубине внесенных изменений:
- радикальные (базовые);
- улучшающие;
- кодификационные;
6. По месту в производственном процессе:
- сырьевые;
-технологические;
- продуктовые.
Идея нововведения может быть зарождена как интенция, инициация или диффузия инноваций.
Интенция — это идея, предложение или проект, которые после проработки превращаются в инновацию.
Инициация— это рекомендации относительно усовершенствования научно-технической, организационной, производственной или коммерческой деятельности, целью которых является начало инновационного процесса или его развитие.
Диффузия — это процесс передачи нововведения по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут выступать идеи, технологии и тому подобное, которые являются новыми для субъекта ведения хозяйства. Это означает, что диффузия инновации — это распространение уже однажды освоенной и внедренной инновации в новых условиях.
Инновационная деятельность— это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и предопределяющая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг. Она включает у себя:
- выпуск и распространение новых видов техники и технологий;
- прогрессивные межотраслевые структурные сдвиги;
- реализацию долгосрочных научно-технических программ с большими сроками окупаемости расходов;
- финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в состоянии производственных сил страны;
- разработку и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, технологий, направленных на улучшение социального состояния населения, экологической ситуации и тому подобное.
Инновационная деятельность состоит из инновационного процесса.
Модель инновационного процесса:
1. Фундаментальные исследования.
2. прикладные исследования.
3. Разработка и проектирование
4. Освоение
5. Промышленное производство.
6. маркетинг
7. Сбыт
Формы инновационного процесса:
Простой внутренне организационный инновационный процесс— это процесс создания и использования нововведения в границах одной организации.
Простой межорганизационный инновационный процесс -предусматривает отделение функций создания и производства нововведения от функции его потребления. Это означает, что оно становится предметом купли-продажи.
Расширенный инновационный процесснаходит свое выражение в появлении новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-начинающего, что способствует посредством взаимной конкуренции усовершенствованию потребительских качеств товара.