Мультимедийные системы и виртуальный мир
Мультимедиа — это объединение нескольких каналов передачи ин- формации от машины к человеку: звук, изображение, реже — движение реальных предметов. Подразумевается и обратная связь — действия че- ловека должны напрямую и существенно влиять на ход событий в систе- ме. Разработчики современных мультимедийных систем стремятся к воз- можно более точному моделированию реальности, созданию виртуаль- ного мира, в котором человек мог бы совершать то, что недоступно ему в реальности, и в котором он занимал бы ведущее место. Для этого прила- гаются всевозможные усилия. Так, создан специальный шлем, позволяю- щий улучшить стереофоническое восприятие звука и изображения.
А теперь попытаемся разобраться в диалектике двуединого начала мультимедийной системы. Но прежде вспомним, чем люди занимались долгие тысячелетия по изгнании их за грехи из рая. Они создавали все не- обходимое для защиты от холода и жары, изобретали средства передви- жения по земле, в воде и в воздухе и т.п. В результате вокруг человека формировалась искусственная среда, отделяющая его от реальной приро- ды. Люди стали пренебрегать естественной средой обитания, активно вторгаясь в нее и засоряя ее бытовыми и промышленными отходами. Плата за все это — приближение глобальной экологической катастрофы, предотвращение которой требует региональных и глобальных мер эколо- гической защиты.
Создание искусственной мультимедийной среды с ее альтернативной реальностью — виртуальным миром — влечет за собой подобные по- следствия. Основная функция искусственной среды, как изначально предполагалось, заключалась в повышении эффективности автоматиче- ского управления машинами. Усложнялась конструкция машин, и вместе
с этим становились все сложнее устройства управления. В настоящее вре- мя создаются устройства управления микроклиматом жилища, различны- ми средствами транспорта и технологическими процессами. Программи- рование их работы требует знания не только возможностей технических
средств управления, их структуры и специфики, но и свойств рецептор-
ного и рефлекторного аппаратов человека, а также психологии воспри- ятия визуальных и акустических образов. Конечно, развитие работ в дан- ном направлении вполне органично вписывается в более общую пробле- му совершенствования мультимедийных систем — именно в этом их по- ложительное качество.
Стремительный рост информационного потока активизирует защит- ную реакцию человека, и неосознанно начинает появляться желание из- бавиться от внешнего информационного воздействия. Люди нашего по- коления, как никогда ранее, почувствовали усталость от различного рода политической информации и прежде всего от явных идеологических спе- куляций. В этом заключается одна из причин чрезвычайно большой попу- лярности современной аудио- и видеотехники, позволяющей в опреде- ленной степени изолироваться от внешнего информационного потока. Не нужно забывать, что многие видео- и аудиосюжеты выбираются из обще- го идеологического «корыта», заполняемого чаще всего зарубежными
«доброжелателями», преследующими вполне определенные политиче- ские цели. При этом наиболее удобны мультимедийные игры.
Сущность их заключается в создании для играющего искусственного информационного пространства — от несложных операций укладки ку- биков или сбора яиц в лукошко до почти натуральных вылетов на боевых машинах, когда пробуждается присущее каждому человеку естественное желание обогнать, поразить, победить и т.п. Монотонные и однообраз- ные движения и ритмы усыпляют человека, позволяют легко воздейство- вать на него, гипнотизировать, парализовать его волю и подспудно вдалб- ливать в его сознание любую (в том числе вредную и опасную!) информа- цию. Что-то подобное происходит на некоторых кино- и телепредставле- ниях, дискотеках и концертах с чрезмерно шумной, одурманивающей музыкой.
Отгораживаясь таким образом от реальной жизни людей с ее голодом, холодом, болезнями, войнами, страданиями и оказавшись в виртуальном пространстве, где нажатием кнопки можно взорвать инопланетный кос- мический корабль, сжечь город, наслать повальные болезни, насладиться интимом с «любимым человеком», наконец, быть «убитому» самому иг- року в этих виртуальных видео-аудиотактических мирах, человек теряет ощущение реальности жизни. Он начинает пренебрегать реальными ин- формационными потоками, жить своими интересами в выдуманном мире, где ему хорошо и удобно только одному. Такой человек вряд ли сможет восхищаться ранним восходом солнца с его золотистыми, сколь- зящими по земле лучами. Для него окажутся ненужными ни классическая музыка, ни классические произведения искусства и литературы, на кото-
рых воспитывались многие поколения людей с высокими нравственными
качествами.
В той или иной мере всем понятна опасность и страшная губительная сила ядерного, химического и бактериологического оружия, поражающе- го тело, но остается пока незамеченным другое оружие также массового поражения, которое поражает душу человека, делая его одиноким и без- защитным в придуманном им виртуальном мире. Следует ли ограничи- вать новые возможности мультимедийных систем? Конечно, нет. Извест-
но, что нож в руках хирурга — добро, а в руках бандита — зло. Полезно помнить, что мультимедийные системы только при разумном их исполь- зовании могут непременно способствовать развитию личности и общест- ва. Наиболее полезное использование мультимедийных систем будет не игровым и развлекательным, а научным и учебным, способствующим уп- рощению и облегчению сложного процесса познания окружающего мира.