Цели, принципы, формы государственного участия в международной инновационной деятельности
Россия на пороге XXI века – это страна с «пока еще сохраняющимся мощным, многогранным интеллектуальным, научно-техническим потенциалом, полученным в наследство от предыдущих поколений» [4, с. 16], страна имеет «образовательный потенциал – наличие значительного количества разносторонне подготовленных, творчески мыслящих и инициативных ученых, конструкторов, инженеров, программистов, менеджеров, экономистов» [4, с. 16], который «и есть исходная кадровая основа для базисных инноваций» [4, с. 17], обеспечена разнообразными природными ресурсами и избыточным финансовым капиталом, занимает выгодное геостратегическое положение. Все это говорит о том, что Россия имеет реальные предпосылки для инновационного прорыва, перехода на путь инновационного развития. Однако весь этот мощнейший потенциал не используется по причине отсутствия единой государственной программы индустриально-инновационного развития.
Российское правительство предпринимало некоторые меры в этом направлении, «принимая «Концепцию инновационной политики на 1998-2000 годы», «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утверждая перечни приоритетов развития науки и техники и критических технологий. Однако эти документы не подкреплялись необходимыми ресурсами». Также нужно отметить, «что до сих пор нет ни одного федерального закона, регулирующего сферу инноваций, а принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» так и не был веден в действие».
При этом, российская наука предлагает своему правительству все возможные пути выхода из сложившейся ситуации, основанные на глубоких фундаментальных исследованиях и обобщении наиболее ценного из трудов ученых-экономистов разных стран по проблеме инновационного прорыва, вплоть до проекта Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года.
В целом, научная общественность Российской Федерации сходится во мнении, что в настоящее время у страны есть два варианта социально-экономического и инновационно-технологического развития:
- инерционно-рыночный;
- инновационный прорыв.
При этом явное предпочтение отдается Стратегии инновационного прорыва, в то время как по всем показателям правительство страны берет курс на менее рисковый, но неэффективный инерционно-рыночный путь.
Из стратегии РФ 2020.
Ключевыми направлениями развитие международного сотрудничества в сфере
инноваций должны стать:
- поддержка выхода российских высокотехнологичных компаний на мировые рынки, упрощение контрольных процедур во внешней торговле высокотехнологичной продукцией;
- создание в России высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций;
- активизация международного научно-технического сотрудничества.
Неотъемлемым элементом активного инновационного развития российских компаний является активное позиционирование их продукции на мировых и основных страновых рынках, их вхождение в международные альянсы, кооперационные проекты. Основными механизмами этого станут:
Первое. В целях поддержки российского высокотехнологичного экспорта будет дополнительно активизирована политико-дипломатическая поддержка проектов по модернизации и технологическому развитию экономики России в целях обеспечения равноправных условий для российских экспортеров высокотехнологичной продукции.
Приоритетным является продвижение российских проектов и сотрудничества в инновационной сфере в числе основных вопросов для обсуждения в ходе встреч в двустороннем и многостороннем формате. Предполагается активно вовлечь загранучреждения к работе с российскими компаниями, к обеспечению компаний аналитической информацией о рынках, условиях законодательного регулирования и ведения бизнеса, в том числе через открытые источники.
Второе. Поддержка экспорта высокотехнологичной продукции должна стать основой при формировании системы поддержки экспорта, охватив при этом не только крупные, но и малые и средние высокотехнологичные компании. Необходимо сформировать механизмы поддержки как индивидуальных (анализ рынков, бизнес-миссии, приведение продукции в соответствие действующим нормам, субсидирование процентных ставок, расходов малых предприятий, связанных с экспортом), так и коллективных проектов выхода российских предприятий на внешние рынки (субсидирование маркетинговых расходов, участия в зарубежных выставках и ярмарках) с финансированием из средств федерального бюджета, в том числе в рамках программ Российского фонда технологического развития.
Третье. Инфраструктура поддержки высокотехнологичного экспорта, создаваемые инструменты поддержки внешнеэкономической деятельности будут тесно интегрированы с инфраструктурой поддержки малых и средних инновационных компаний в субъектах Российской Федерации, в том числе предполагается закрепление поддержки высокотехнологичного экспорта в качестве основного направления работы создаваемого Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, инициирование программы поддержки экспорта малых инновационных предприятий в рамках деятельности Фонда содействия развитию малым формам предприятий в научно-технической сфере.
Четвертое. Активная интеграция в мировое инновационное пространство и облегчение выхода российских компаний на мировые рынки предусматривают радикальное упрощение таможенных процедур и иных административных ограничений при экспорте высокотехнологичной продукции. В рамках совершенствования таможенного законодательства и администрирования будет обеспечено дальнейшее сокращение сроков таможенного оформления экспорта высокотехнологических товаров, снижение количества требуемых документов, облегчены процедуры импорта высокотехнологичного оборудования. Для облегчения интеграции предполагается совершенствовать процедуры валютного регулирования и валютного контроля с повышением порога контроля экспортных сделок, сокращение количества документов, запрашиваемых у экспортеров. Приоритетными направлениями совершенствования экспортного контроля за продукцией двойного назначения будет являться упрощение процедур подтверждения непринадлежности вывозимых товаров к продукции, подлежащей экспортному контролю, а также уточнения случаев вывоза товаров, подлежащих экспортному контролю без лицензий. В этих целях будет осуществляться периодический пересмотр контролируемых списков, установление дополнительных оснований для выдачи генеральных лицензий на право осуществления экспорта контролируемых товаров, выведение из-под экспортного контроля поставок для гарантийного ремонта, предоставление права Правительству Российской Федерации устанавливать перечни стран и перечни товаров для экспорта без лицензий, упрощение системы организации внутрифирменной системы экспортного контроля, установление однократности проведения идентификационной экспертизы, осуществление перехода на выборочность контроля при экспорте. Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций. Для формирования современных высокотехнологичных производств, замещения высокотехнологичного импорта аналогичной продукцией, производимой в России, создания и развития соответствующих компетенций привлечение прямых иностранных инвестиций будет сочетаться с созданием высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний на территории Российской Федерации. Важнейшими направлениями привлечения прямых иностранных инвестиций в развитие высокотехнологичных производств должны стать следующие:
Первое. Активное привлечение международных высокотехнологичных компаний к размещению производств, исследовательских и инжиниринговых центров в Сколково, наукограды, технико-внедренческие зоны, инновационные регионы и кластеры, включая усиление сотрудничества со странами – ключевыми технологическими партнерами, привлечение компаний – мировых лидеров для работы на российских площадках. Основными механизмами привлечения иностранных инвесторов являются предоставление площадок на льготных условиях, предоставление гарантий спроса, заключение соглашений о заинтересованности в приобретении продукции компаниями с государственным участием (офсетные требования).
Предлагается предусмотреть поэтапную максимальную локализацию выпуска продукции, а также открытие в России центров по прикладным исследованиям и разработкам, инжиниринговых центров. При этом в качестве возможных дополнительных требований к зарубежной стороне может стать создание производств в партнерстве с российскими производителями, с передачей им соответствующих ноу-хау и прав на интеллектуальную собственность.
Второе. Развитие механизмов адресной организационной поддержки и сопровождения крупных инновационных проектов на территории России, со стороны федеральных органов исполнительной власти, включающей содействие во взаимодействии с государственными финансовыми институтами развития, обеспечение ускоренного выделения земельных участков и подключения к инфраструктуре, дальнейшее конкуренции регионов в предоставлении институциональных и инфраструктурных условий для иностранных компаний при открытии производств.
Третье. Формирование маркетинговой стратегии целенаправленного привлечения прямых иностранных инвесторов, базирующейся обеспечении адресной работы с крупнейшими потенциальными инвесторами, координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, институтов развития и объединений предпринимателей.
Необходимой предпосылкой расширения масштабов прямых иностранных инвестиций должно стать последовательное улучшение инвестиционного климата, включая либерализацию миграционного законодательства в отношении квалифицированной рабочей силы, снижение административных барьеров и обеспечение надежной защиты прав, в том числе интеллектуальной собственности.
Приоритетными направлениями активизации международного научно- технического сотрудничества должны стать следующие:
Первое. Обеспечение активизации участия российских исследовательских организаций и компаний в международных научно-технических программах многостороннего сотрудничества, включая рамочные программы ЕС по исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности, а также международные технологические платформы;
Второе. Заключение двусторонних и многосторонних международных соглашений по стимулированию научно-технической и инновационной кооперации по приоритетным направлениям развития технологий. В максимальной степени будут реализован потенциал кооперации высокотехнологичных производств в рамках интеграции на пространстве СНГ, в том числе в рамках развития совместной производственной и торговой активности в странах формируемого Единого экономического пространства.
Третье. Развитие международного сотрудничества компаний с государственным участием, в том числе при реализации ими программ инновационного развития, стимулирование создания на территории России международных научно-технических центров, а также корпоративных центров исследований и разработок;
Четвертое. Расширение поддержки стажировок российских исследователей за рубежом и зарубежных исследователей в России, проведения в России международных научных конференций.
Пятое. Устранение барьеров, препятствующих укреплению активизации международного сотрудничества, включая упрощение условий предоставлений въездных виз для зарубежных исследователей, обеспечение признания зарубежных научных степеней при аккредитации образовательных организаций.