Глава 6 концепция коммерческой основы знания как товара в условиях рынка
«Знание – орудие, а не цель»
Л. Толстой
Суть инжиниринга ПЭС состоит, в частном случае, в реализации на коммерческой основе знания как товара в условиях рынка. Место инжиниринга среди форм реализации знаний как товара:
И, ПО, ПМ, ТЗ - соответственно, изобретения, промышленные образцы, полезные модели и товарные знаки.
Интеллектом является способность человека генерировать новую информацию. Эта информация, записанная на материальном носителе, представляет интеллектуальную собственность.
Интеллектуальная деятельность — умственная деятельность человека для достижения каких-либо созидательных результатов творческой, научно-технической, инновационной деятельности.
Интеллектуальная собственность — результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана (ст.1225 ГК РФ).
Менеджмент интеллектуальной собственности — методология и практика управления ресурсами организации в части имущественных (исключительных) прав с целью обеспечения законности финансово-хозяйственной, повышения эффективности предпринимательской деятельности и извлечения прибыли путем формирования добавленной стоимости РНТД, товарной продукции, услуг и обслуживания клиентов.
Рисунок 6.1 - Формы реализации знаний как товара в условиях рынка
Существует ряд классификаций и систематизаций объектов интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность - это комплексное, емкое понятие, включающее в себя много составляющих. Наиболее логичной и целесообразной является следующая систематизация:
1. Промышленная собственность.
2. Собственность, объектом которой является авторское право.
Объекты промышленной интеллектуальной собственности. Промышленная собственность непосредственно связана с инновационным процессом предприятий агропромышленного комплекса.
Объектами промышленной интеллектуальной собственности предприятий АПК являются:
- изобретение;
- промышленный образец;
- полезная модель;
- товарный знак;
- знак обслуживания;
- фирменное наименование;
- ноу-хау.
Среди них также можно выделить те объекты, которые относятся к средствам индивидуализации, и больше связанны с маркетинговой составляющей. Это товарный знак, знак обслуживания и фирменное наименование.
Об оставшихся объектах можно сказать, что они "в наибольшей стеᴨени" относятся к объектам промышленной собственности, в связи с этим некоторые авторы выделяют две группы, а не одну. К этой групᴨе относят изобретение, промышленный образец, полезную модель и ноу-хау.
Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, дающее положительный эффект. Объектами изобретения являются: устройство; способ; вещество; штамм микроорганизма; культуры клеток растений и животных; применение устройства, способа, вещества, штамма как ранее известных по новому назначению. В наибольшей стеᴨени изобретение является результатом деятельности на этаᴨе прикладных исследований, что определяет его более высокий уровень технологического прогресса.
Патент — свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными. Срок действия патента обычно ограничивается 15—20 годами, и он действует только на территории той страны, где он выдан. Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата патентных пошлин.
Полезная модель, т.е. изобретение в области механики, описывается как устройство. Главные отличия от изобретения состоят в следующем:
- требуемый уровень технологического прогресса ("уровень изобретения") ниже, чем соответствующий уровень в случае изобретения, на которое можно получить патент;
- максимальный срок охраны обычно короче, чем предусмотренный по закону об изобретениях. Выступает как результат деятельности проектно-конструкторских разработок.
Охрана полезных моделей ставит своей целью предоставление среднему и мелкому предпринимателю, равно как и отдельному изобретателю, механизма быстрой защиты их конструктивных разработок.
Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она новая и промышленно применимая. Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники (общедоступных опубликованных сведений о средствах того же назначения). Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности и других отраслях деятельности.
На полезную модель выдается не патент, а свидетельство. Заявку на полезную модель можно трансформировать до принятия по ней решения о выдаче свидетельства в заявку на изобретение (и наоборот). Несмотря на невысокий творческий уровень разработки, ее практическая полезность очень часто является несомненной, а наличие охранного документа на полезную модель дает ее обладателю монопольные права, обеспечивая высокие прибыли.
Правовая защита полезных моделей предусматривается 16 промышленно развитыми странами. В Австрии, Франции и Малайзии охранная грамота на полезную модель называется «малый патент».
Промышленный образец — художественное или художественно-конструкторское решение, которое определяет внешний вид продукции или услуги. Относится к сфере дизайна. Характеризуется новизной, оригинальностью, промышленным применением. Декоративная сторона может быть выражена в форме, структуре, цвете изделия. Изделие должно быть обязательно воспроизведено промышленными средствами. Если таковой элемент отсутствует, изделие попадает под категорию произведений, охраняемых авторским правом, а не законодательством о промышленной собственности. Вследствие этого, является результатом проектно-конструкторских разработок с преобладанием маркетинговой составляющей.
Ноу-хау — полностью или частично конфиденциальные знания технического, организационно-адмиʜᴎϲтративного, финансового, экономического, управленческого характера, которые не являются общеизвестными и практически применимы в производственной и хозяйственной деятельности. К ноу-хау относятся знания и опыт, не имеющие правовой охраны, в том числе:
- отчеты о НИОКР;
- научно-техническая, опытно-конструкторская и технологическая документация;
- составы или рецепты материалов, веществ, сплавов, штампов;
- маркетинговые исследования;
- социально-экономические концепции;
- прочее.
Смысловой перевод английского выражения ноу-хау - «знаю как». Обычно под ноу-хау понимают служебную и коммерческую тайну. Имеются следующие основные критерии этого понятия. К ноу-хау относят знания и навыки, связанные с разработкой, освоением, производством, реализацией, эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом и совершенствованием техники, технологии, материалов, не имеющих правовой защиты. Их разделяют на:
- технические ноу-хау, в том числе научно-исследовательское, технологическое и производственное (секреты производства), расчетное (в области инженерных расчетов), проектное (в области проектирования промышленных и гражданских объектов);
- управленческие ноу-хау, в том числе наиболее эффективные структуры, методы управления, наиболее простые и надежные связи как по вертикали, так и по горизонтали, четкое распределение обязанностей и их содержание, функциональное взаимодействие структурных подразделений, методы взаимодействия кооперирующихся фирм;
- коммерческие ноу-хау, в том числе знания и опыт в реализации продукции, сведения о конъюнктуре рынка, фирмах-посредниках, сбытовых фирмах, наиболее целесообразных формах реализации, рекламе продукции;
- финансовые ноу-хау, в том числе сведения о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумаг, акций, капиталовложений с учетом изменения курсов валют, особенностей национальных налоговых систем, таможенных ограничений, сведения о банковских объединениях, формах кредитования.
Ноу-хау имеют значительную ценность и носят практический характер (это не теоретические предпосылки и гипотезы), всегда конфиденциальны и известны ограниченному кругу лиц (только тем лицам, которым они необходимы для производственной деятельности и только в требуемом объеме; в целом ноу-хау должен знать один, максимум два человека).
Ноу-хау не имеют правовой защиты на национальном и международном уровне. Многие объекты ноу-хау представляют собой технические решения, выполненные на уровне изобретений, которые в силу ряда причин не были запатентованы. Законодательства всех стран требуют при патентовании раскрытия всей совокупности существенных признаков, но заявители стремятся так изложить эту совокупность, чтобы, с одной стороны удовлетворить требованиям экспертизы, а с другой стороны как можно больше скрыть. Многие зарубежные компании предпочитают вообще не патентовать новые изобретения, а передавать их в качестве ноу-хау на лицензионной основе.
Одним из существенных признаков ноу-хау следует считать конфиденциальность информации и документации. В международной практике одной из юридических форм защиты интересов является договор о конфиденциальности, предусматривающий использование информации только в интересах представившей ее стороны и ответственность за несоблюдение этого положения.
Лицензия — разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени, на определенной территории и за определенную плату.
Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные соответственно отличить товары и услуги одних юридических лиц или граждан от товаров и услуг других юридических лиц и граждан. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. В последнее время в национальных законодательствах уделяется внимание знакам особых видов: звуковым, цветовым и т.д., которые рассчитаны на восприятие различными органами чувств. Формой правовой охраны является свидетельство на товарный знак. Срок действия свидетельства обычно составляет 10 лет с возможностью продления на 10 лет неограниченное число раз.
Фирменное наименование — имя или обозначение, позволяющее идентифицировать предприятие и охраняющее против неправомерных действий третьих лиц. В странах с развитой законодательной системой исключительное право на использование фирменного наименования предоставляется после его регистрации в установленном порядке. Право на фирменное наименование является бессрочным и прекращается в случае ликвидации фирмы. Будучи имущественным неотчуждаемым правом, оно не подлежит продаже.
Бренд — широко известный товарный знак или наименование фирмы, имеющей заслуженную репутацию и производящей качественные продукты и услуги.
Признаки изобретения.Признак изобретения — это то, что присуще объекту, чем можно его охарактеризовать (чем он сходен с другими объектами и чем отличается от них). При анализе технических решений из общей массы признаков объекта выделяют только те признаки, которые влияют на достижение технического результата (поставленной задачи). Именно эти существенные признаки позволяют отличить данный объект от других.
По степени влияния на технический результат существенные признаки разделяют на общие и частные.
Общими существенными признаками называют признаки, каждый из которых необходим во всех случаях (вариантах) выполнения объекта, а вместе взятые достаточны, чтобы обеспечить достижение намеченного технического результата. При отсутствии любого из этих признаков указанный результат может быть не получен.
Частными существенными признаками называют признаки, развивающие и уточняющие совокупность общих существенных признаков, в том числе путем развития или уточнения признаков именно этой совокупности. Частные существенные признаки необходимы лишь в частных случаях (в конкретных формах выполнения объекта или при особых условиях его использования). Эти признаки могут усиливать (увеличивать) технический результат или создавать дополнительный эффект.
Признаки, совпадающие по форме выполнения и по выполняемой функции, с достижением одного и того же технического результата, называют идентичными. Признаки, не совпадающие по форме выполнения, но совпадающие по выполняемой функции, с достижением одного и того же технического результата, называются эквивалентными.
Формы передачи технологий
Передача технологий на коммерческой основе осуществляется в следующих основных формах:
- патентные соглашения — торговая сделка, при которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента;
- лицензионные соглашения — торговая сделка, при которой собственник нематериальных активов предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность в определенных пределах;
- ноу-хау — предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность;
- инжиниринг — предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Сюда входит широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и послегарантийного обслуживания.
К числу мероприятий по передаче технологии на некоммерческой основе относятся выставки, научные конференции, симпозиумы, обмен публикациями и т.д.
Главной формой международного научно-технического обмена в настоящее время является лицензионная торговля. Она стабильно в 3—4 раза превышает темпы торговли традиционными товарами. Лицензионные операции сконцентрированы в промышленно развитых странах — свыше 90% купли-продажи. Ведущее место занимают США, Япония, Великобритания. Развивающиеся страны начали предлагать передовую технологию лишь с 70-х гг. в основном в виде сублицензий, при этом они, как правило, импортируют новейшие технологии.
В 90-х гг. произошло резкое увеличение торговли интеллектуальной собственностью, прежде всего за счет внутрифирменных потоков и перекрестного финансирования. США имеют самое крупное сальдо лицензионной торговли (22,3 млрд. долл.). Наиболее крупные покупатели американской технологии — Япония и Южная Корея (44% всех поступлений США). Американские компании покупают основную часть лицензий в Западной Европе (44% платежей США) и Японии (около 30% платежей).
Лицензионная торговля обладает отраслевой специализацией — основной объем лицензионной торговли сконцентрирован в электротехнике, электронной и химической промышленности. Основной объем купли-продажи лицензий совершается между материнскими компаниями и филиалами. Лицензирование может иметь экономические, стратегические, политические и правовые мотивы.
К экономическим мотивам можно отнести стремление ускорить начальный этап производства, снижение издержек, получение доступа к дополнительным ресурсам, расширение рынков сбыта своей продукции. В отраслях с часто меняющейся технологией производства (химическая и электротехническая промышленность) фирмы разных стран практикуют обмен технологией, вместо того чтобы вести конкурентную борьбу по каждому виду продукции и на отдельных рынках. Такой вариант лицензирования называется перекрестным лицензированием. Подобная форма приносит выгоду всем участникам благодаря освоению взаимодополняющих технологий, сокращению расходов на реализацию сделок, снятию блокирующих условий и предотвращению дорогостоящих патентных споров. Однако перекрестное лицензирование может нарушать антитрестовское законодательство, если ограничивает возможности выхода на рынок одного из участников соглашения. Кроме того, при перекрестном лицензировании может возникать проблема неравнозначности нововведений, предлагаемых участниками соглашения. Практика объединительных соглашений, перекрестное лицензирование различных объектов интеллектуальной собственности характерны для США. В ЕС с 1996 г. действуют постановления, определенным образом ограничивающие деятельность лицензиаров и лицензиатов.
Стратегические мотивы — лицензирование может обеспечить прибыль от изделий, не отвечающих стратегическим приоритетам компании. Особый успех приносит горизонтальное перемещение технологии в другие отрасли, что раздвигает границы лицензионного рынка.
Политические и правовые мотивы — лицензирование позволяет обойти торговые ограничения или ограничения на приобретение иностранцами собственности. Кроме того, оно способно защитить активы в тех странах, где нет достаточной правовой охраны иностранной собственности.
Как правило, предметом купли-продажи являются права на использование запатентованного изобретения. Лицензии продаются на основе лицензионного соглашения, которое устанавливает вид лицензии (патентная, беспатентная), характер и объем прав на использование технологии (простая, исключительная, полная), производственную сферу и территориальные границы использования предмета лицензии:
- патентная лицензия — передача прав на использование запатентованного изобретения, т.е. продажа патентных прав без ноу-хау;
- беспатентная лицензия — передача прав на использование конфиденциальной информации, незапатентованных технических достижений, ноу-хау;
- неисключительная, или простая, лицензия оставляет лицензиару право предоставлять лицензии на данную технологию и другим лицензиатам на данной территории;
- исключительная лицензия дает монопольное право лицензиату использовать и продавать купленную технологию, но в объеме, определенном условиями договора. Это может быть, в частности, только производство изделия без его продажи, использование лицензии только на определенной территории либо количественное ограничение объемов производства изделий. Одновременно лицензиар лишается этих прав;
- полная лицензия предоставляет лицензиату исключительное право на использование патента без территориальных ограничений или ноу-хау в течение срока действия соглашения и предусматривает отказ лицензиара от самостоятельного использования предмета лицензии в течение этого срока (в основном предоставляется на результаты фундаментальных исследований);
- принудительная лицензия в качестве антимонопольной меры выдается государством компаниям на производство продукта, запатентованного другой компанией.
Лицензионное соглашение обычно предусматривает право свободного экспорта лицензионной продукции либо частичное или полное его запрещение. В него также включается условие, в соответствии с которым лицензиар обязан предоставлять лицензиату информацию об усовершенствованиях, которые были внесены в технологию в течение действия соглашения. Для защиты конфиденциальности и интересов обеих сторон при ведении переговоров широко распространена практика заключения предварительных соглашений.
Типичным случаем выхода технологий за пределы предприятия является их выведение в форме лицензий, дающих право и возможности другим предприятиям производить продукты, которые подтвердили свою коммерческую ценность на данном предприятии.
Линейная модель преобразования лицензионной технологии в собственную представлена на рисунок 6.2.
Рисунок 6.2 - Линейная модель преобразования лицензионной технологии в интеллектуальную собственность предприятия агробизнеса
Процедура маркетинга нововведений включает:
- анализ птентной защиты и чистоты продаваемой технологии;
- анализ целей покупки лицензии лицензиатом, прогноз потенциального рынка лицензируемого продукта;
- исследование изменения условий конкуренции, обусловленного продажей;
- формирование условий лицензионного соглашения;
- определение цены лицензии и другие моменты.
Патентная защита является необходимым условием поддержания монополии продавца на нововведение. Необходимо иметь в виду, что целями покупателя лицензии могут быть отказ от собственных НИОКР, расширение собственных НИОКР, расширение объемов производства, диверсификация производства, ограничение доступа конкурентов к результатам НИОКР. Необходимо также иметь в виду, что покупаемые лицензии в сочетании с собственными разработками могут оказать содействие созданию собственной технологии лицензиата, тем самым инициировать острую конкуренцию с лицензиаром. Для понимания условий конкуренции в будущем необходимо оценить потенциальную емкость рынка лицензируемого продукта и определить в нем долю лицензиара. Если эта доля высока, то имеет место, с одной стороны, доминирование на этом рынке лицензиара, а с другой — насыщенность рынка и нежелательность появления там новых продавцов.
Глоссарий
Анализ документов – метод исследования, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях.
Анкетирование– вопросно-ответная форма организации текста.
Анкетные вопросы– все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а также предлагаемые варианты ответов.
Абстрагирование– мыслительная операция (процесс), состоящая в способности отвлекаться от конкретных фактов, ситуаций, некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и одновременно выделять, вычленять интересующие свойства и отношения. Студент пользуется изолирующим абстрагированием (анализ и синтез) и обобщающим абстрагированием (категориальный синтез, обобщение, выработка заключения и получение выводов). Роль абстрагирования в выполнении исследовательских работ растёт от курса к курсу, значимость этого процесса также зависит от степени теоретичности проблемы (темы).
Автор– создатель книги, статьи, тезисов и т. д. как письменного продукта, описывающего какую-либо деятельность. Это, как правило, учёный-теоретик, или экспериментатор, или практик, описывающий свой опыт.
Автореферат– предельно сжатое изложение текста своей собственной работы, представленной к защите. Для студента – это текст выступления (доклада) на защите курсовой или дипломной работы. В автореферате студент проводит самоанализ работы, кратко описывает научный аппарат, пути решения поставленной проблемы и полученный результат. Автореферат (доклад) для защиты курсовой работы делается, как правило, объёмом не более трёх страниц, для дипломной – не более шести.
Актуальность темы исследования– это свойство информации, которую студент собирается изложить в своём исследовании, быть значимой и востребованной в каких-либо сферах деятельности в настоящее время. Определить актуальность темы исследования – значит показать соответствие темы общественным потребностям, изложенным в государственных документах; раскрыть состояние её практического воплощения; определить заинтересованность науки в её разработке. С раскрытия актуальности темы начинается Введение к тематическому реферату, курсовой и дипломной работам.
Анализ– мыслительная операция, состоящая в разложении, расчленении предмета познания на составные части и рассмотрение их как самостоятельных. Это также метод познания при изучении теоретических и эмпирических источников исследования. Как мыслительная операция анализ выступает начальным этапом познания проблемы. Как метод познания – это сложное действие, сочетающееся с другими, поэтому выделяют виды анализа: системный, структурный, критический, проблемный, сравнительный и др.
Аналогия– метод построения и получения теоретического знания, состоящий в установлении некоторого сходства между известным объектом познания или описания и новым и построении нового на основе этого сходства, т. е. по образцу.
Анкетирование– метод и действие по сбору эмпирической информации посредством опросного листа с серией определённых вопросов. Полученный путём анкетирования материал затем должен подвергаться статистической и качественной обработке, а также теоретической интерпретации.
Аннотация– это краткое библиографическо описание книги или статьи, сделанное в виде краткого изложения их особенностей, к которым относятся содержание, научный жанр, целевое и читательское назначение, сведения об авторе. Аннотации помещаются в книгах, брошюрах, перед статьями в журналах и газетах. Они служат основанием ускоренного выбора источника для специального чтения.
База исследования– это учреждение, группа людей, которые включены в данное исследование и составляют источник исследовательского (эмпирического) материала.
Биографический метод– один из методов исследования, предназначенный для изучения личности и её жизнедеятельности. Он предполагает восстановление биографии индивида по дневникам, переписке, документам, его собственным высказываниям (воспоминаниям), аудиовизуальным материалам, высказываниям знающих его людей. Возможно использование автобиографии (личного жизнеописания) и анамнеза как ответов на поставленные вопросы по истории развития личности.
"Бритва Оккама"– методологический принцип, согласно которому в научных текстах запрещается использовать те термины-понятия, которые не ясны самому пишущему, а также не являются очевидными и понятными возможному читателю, в которых нет крайней необходимости при описании предмета исследования. Этот принцип назван в честь английского учёного У. Оккама, ещё в Средние века выдвинувшего требование простоты письменных текстов, по возможности наименьшего использования независимых теорий и идей для объяснения явлений действительности. Считается, что этот принцип оберегает от излишеств, повышает надёжность исследования.
Валидность метода исследования– соответствие метода цели его использования: выявлять именно то, что необходимо исследователю. Метод исследования выбирается в соответствии с конкретной исследовательской целью и задачами, поставленными перед определённым этапом работы.
Верификация– подтверждение научной теории всем множествам эмпирических фактов, которые к ней относятся.
Вероятностное знание– предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам.
Виды исследования– различают три вида студенческих исследований: теоретические, эмпирические и смешанные. В свою очередь, в каждом из перечисленных видов есть свои виды. Виды теоретических работ – это исторические и методологические исследования; виды эмпирических исследований – экспериментальные и опытно-практические (обобщение опыта работы). Смешанный тип исследований включает в себя самые разнообразные сочетания видов исследований: историко-методологический, теоретико-экспериментальный и др. Студенту следует определить, какой вид исследования он проводит, поскольку от этого зависит разработка научного аппарата исследования и интерпретация фактов.
Выбор методов исследованиястудент совершает дважды. Во-первых, при изучении литературы. В зависимости от проблемы, цели и задач исследования, а также гипотезы он отбирает методы различного анализа научных текстов, обобщения, схематизации и т. д. Во-вторых, при изучении практики отбираются другие методы: наблюдение, эксперимент, опрос и др. От правильности выбора методов исследования зависит результат всего исследования.
Выбор темы исследования– совершается на основе и с учётом личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя, с учётом актуальности темы, т. е. её востребованности в науке и практике, а также – личных интересов студента. Как правило, список примерных тем даёт кафедра. Студент сам выбирает тему из предложенного списка или предлагает свою для утверждения её на кафедре и назначения руководителя.
Выводы– новые суждения, получаемые на материале исследования. Это умозаключение из теоретического и эмпирического материала как из исходных посылок. Разработка вывода является мыслительной операцией получения логическим путём нового знания, не содержащегося непосредственно в изложенной теории или описанной практике. Выводы – результат сопоставлений, обобщений, дополнений посредством индукции, дедукции или аналогии. Выводы непременно должны "выводиться" из наличного и описанного материала и не выходить за его пределы. Выводами заканчивается реферат, каждая глава в курсовой и дипломной работах. Выводам по главе в дипломной работе предшествуют выводы в конце каждого параграфа.
Генетический метод– метод исследования явлений, фактов, поведения и личностных качеств людей, состоящий в отслеживании динамики их развития с момента возникновения (зарождения). С помощью этого метода изучается происхождение явлений и качеств, выявляются причины их изменений. Генетический метод позволяет устанавливать этапы (стадии) развития, выявлять тенденции преобразования.
Герменевтический анализ– метод интерпретации (толкования) речевых и письменных текстов, выявления в них скрытых, неявных смыслов и значений, завуалированной информации.
Гипотеза– исследовательская операция, составная часть научного аппарата исследования, заключающая в себе предположение о возможных результатах действия того или иного фактора или условиях достижения целей. Гипотеза разрабатывается только на основе цели и предмета исследования. Она используется, чтобы объяснить пути и средства разрешения противоречий. Гипотеза нуждается в доказательстве, чему и посвящается всё исследо-вание. На основе гипотезы разрабатываются задачи исследования.
Глоссарий– толкование непонятных, редко употребляемых или малознакомых слов и выражений, т. е. словарь с элементами справочной информации о включённых в него словах и словосочетаниях. Студент может составить глоссарий к тексту работы, если тема его исследования новая и раскрывается на базе мало понятных, редко употребляемых слов и выражений или содержит новые научные понятия. Такой глоссарий помещается в "Приложении".
Дедуктивный метод– метод познания, состоящий в поиске сначала общей идеи, теории и затем – в добывании фактов для их доказательства или иллюстрации. Это метод перехода в процессе познания от общего к частному и единичному. При этом полагается, что используемые общие суждения, идеи или теории верны. Студент часто прибегает к этому методу, например, при построении всего текста реферата, курсовой и дипломной работ. Он сначала описывает общие вопросы теории, затем переходит к эмпирике. Этот метод применяется также при системном анализе, классификации, систематизации, обобщении, моделировании явлений и процессов.
Дефиниция– смысловое определение понятия, установление специфики его употребления в тексте. Одно понятие может иметь разные дефиниции, разные функции, выполняемые в теории и практике. Используя понятие, мы всегда имеем в виду его конкретную функцию (смысл). Студент должен дать дефиниции тех понятий, которыми он оперирует, т. е. определить смыслы, вкладываемые в них.
Диалектический метод– это метод научно обоснованного и логически верного доказательства истины. При этом учитываются всесторонние связи исследуемого явления с внешней средой.
Динамический анализ– составная часть диалектического метода, состоящая в выявлении причин тех или иных явлений и предсказаний ближайшего будущего в их развитии. Это анализ целого с позиций составных частей и, наоборот, составных частей с позиций целого. Динамический анализ используется при определении тенденций развития явлений и при прогнозировании событий (например, при разработке концепций, перспективных планов и т. д.).
Дихотомическое мышление– мышление, разделяющее явления и их качественные характеристики по противоположным признакам, схватывающее противоположные свойства и состояния. При этом человек мыслит крайними категориями, слабо или вовсе не учитывая промежуточные и переходные состояния. Дихотомическое мышление нередко проявляет себя при оценке социальной деятельности (опыта).
Задачи исследования– это составные части цели исследования. Для определения задач проводится декомпозиция цели: из неё выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы её достичь. Задача не может повторять цель и быть шире её. В идеале сумма задач, их решение приводит исследователя к достижению поставленной цели. Задачи следует формулировать после разработки гипотезы, поскольку только гипотеза определяет, по какому пути идёт исследователь, стремясь достичь поставленной цели.
Заключение– завершающая часть исследования, в которой делаются выводы по итогам проведённого исследования. Здесь показывается, что поставленная цель достигнута, а гипотеза доказана. Заключение строится, как правило, дедуктивным способом: сначала раскрываются общие, а затем частные идеи, демонстрирующие достижение цели и правомерность гипотезы. Оно пишется в форме резюме, вывода или собственно заключения, объединяющего и то, и другое.
Замысел– задуманный и мысленно составленный план действий или план предстоящей исследовательской работы. Замыслом будет проект реферата, курсовой и дипломной работ в виде разработанного научного аппарата.
Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т.д.).
Индуктивный метод– метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдения и экспериментов.
Инновация– конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо нового подхода к оказанию социальных услуг.
Исследование– вид познавательной деятельности, состоящий в целенаправленном изучении малоизвестных и неизвестных фактов и явлений, получении новой информации о чём-либо. Приобщение студента к проведению исследований способствует общему и профессиональному развитию будущего специалиста, а также накоплению новых научных знаний.
Историко-генетический метод– метод раскрытия фактов, свойств, функций, процессов с учётом их изменения в ходе исторического развития. Применяется в ходе подготовки параграфов и глав исследования, посвящённых историческим аспектам. Относится к группе теоретических методов.
Исторический метод– метод исследования, с помощью которого выявляются и систематизируются факты (свойства и идеи), случившиеся в разное историческое время. Этим методом исследуют