Методическая основа производственного энергосбережения. Базовое понятие
Методы энергосбережения в стационарном производстве АПК уже продолжительное время разрабатываются на кафедре ЭОП в АПК, многие из них прошли апробацию и опытную проверку. Это позволяет рассматривать их совокупность как методическую базу для адаптации под задачи энергосбережения в мобильной энергетике. Основные понятия, положенные в основу методики, следующие:
1. Потребительская энергетическая система (ПЭС) и ее схема. Отличительным признаком ПЭС является наличие в ней энерготехнологических процессов (ЭТП) трех видов, определяемых результатом использования энергии: ЭТП-1 – результат - продукция производства, вспомогательных ЭТП-2 и обеспечивающих условия жизнедеятельности ЭТП-3. Схема ПЭС не только отражает переход к процессовому анализу, но и выстраивает логику исследования: расчетное (на основе научных представлений процесса), определение минимального расхода энергии на результат каждого ЭТП, измерение фактического расхода энергии и определение наиболее энергоемких ЭТП и элементов . Мобильные процессы с использованием топлива отнесены к вспомогательным (ЭТП-2). Поскольку в общее число результатов анализируемых процессов входит и выпускаемая предприятием продукция, то ПЭС следует считать основным и начальным объектом в иерархии производственных объединений при системных анализах эффективности энергоиспользования по критерию энергоемкости продукции, в том числе и при анализе использования топлива.
2. Универсальный критерий энергоэффективности. Основной критерий эффективности – энергоемкость продукции как отношение всей потребленной энергии (включая топливо) к объему произведенной продукции. Кроме основного критерия энергоэффективности введен новый критерий – относительная энергоемкость, определяемый как отношение подведенной к элементу энергии к энергии, отводимой от него (для передающих и преобразующих энергию элементов), линейно связанный с основным. С помощью этих критериев можно получить энергоемкость дохода предприятия или энергоемкость валового продукта отрасли. Таким образом, энергосбережение как вид профессиональной деятельности агроинженера по управлению потребительской энергетикой обеспечено общепринятыми критериями оптимизации и оценки. При включении в ПЭС мобильных силовых процессов и биологических объектов (животное, птица и растение) критерии энергоэффективности сохраняются ввиду своей относительности.
3. Теоретические положения энергосбережения в ПЭС. Методы математического анализа не могут рассматриваться в качестве теории энергосбережения. В условиях потребительской системы основной критерий эффективности (энергоемкость продукции) прямо не связан дифференциальным уравнением с потребленной энергией. Кроме этого, при решении задач эффективности нельзя признать мощность полной производной энергии, так как интегрирование по времени является исключительно математической операцией, не учитывающей какие-либо условия (состояние), в частности, уменьшение мощности движущейся энергии за счет собственных потерь. Поэтому разработанный метод конечных отношений (МКО) основан на том, что любой технический элемент ПЭС является объемным, в конечных сечениях объема проходящая энергия не только является интегралом мощности, но и измеряется счетчиком. Разность конечных мощностей является выражением закона сохранения и легко переводится в показатели эффективности. Доказано, что энергетические линии ПЭС, составленные из последовательно соединенных элементов, имеют относительную энергоемкость, равную произведению энергоемкостей элементов. Это позволило в МКО обойти изломы функций мощности в каждом соединении. Для использования МКО как метода вычисления показателей эффективности процессов в элементах необходимо иметь данные о функциях энергии и мощности в конечных сечениях элементов, которые определяются измерениями. Мобильные силовые процессы потребуют другие измерительные схемы для получения показателей энергетических процессов.
4. Энергетические характеристики оборудования. Основной причиной повышения энергоемкости продукции является рост относительных потерь в оборудовании при отклонении режима потребления от номинального. Для некоторых видов оборудования в технической документации приводятся показатели, характеризующие снижение эффективности оборудования (например, снижение кпд асинхронного двигателя). Такие данные получили название энергетической характеристики оборудования. Она нужна для контроля состояния, ухудшающегося в процессе эксплуатации оборудования.
5. Содержание мероприятий по организации практического энергосбережения на предприятиях. Масштабные работы по энергосбережению (АПК района, региона) осуществляюется фирмой, специализирующейся на договорных аутсорсинговых услугах потребителям энергии. Информация об эффективности всех энергетических процессов в ПЭС поступает от информационно – измерительной системы (ИИС). Для контроля мобильных процессов используются системы дистанционного контроля и дистанционной передачи данных. Обработка данных, полученных при энергоаудитах ПЭС, производиться в диспетчерском пункте, оснащенном устройствами приема информации, вычислительной техникой, базами данных по предлагаемому рынками оборудованию. В состав энергосервисных фирм входят группы по определению локального ресурса возобновляющейся энергии для каждого потребителя и группа проектирования для составления проектов энергосбережения.
Примерный паспорт компетентности магистранта представлен в таблице 2.1
Формирование мировоззрения магистрантов, основанного на данной концепции, обеспечит подготовку компетентных кадров, способных решать крупномасштабные проблемы в соответствии с актуальными потребностями отрасли.
Таблица 3.1 - Примерный паспорт компетентности магистранта
Компетентность | Описание компетентности |
Планирование и организация | Аккуратность, порядок в делах, развитые навыки планирования и контроль за соблюдением установленных планов |
Лидерские качества | Энтузиазм, воодушевление других своими идеями, способность завоевать репутацию лидера в коллективе |
Аналитическое мышление | Активный поиск новой информации, умение работать с различными источниками, развитые навыки анализа проблемных ситуаций, способность принимать взвешенные и эффективные решения в ситуации неопределенности |
Взаимодействие | Открытость, склонность к большому числу социальных контактов, стремление вникнуть в потребности и желания других, умение добиваться успеха на переговорах |
Командная работа | Развитые навыки социального взаимодействия, поддержание хороших отношений со всеми членами команды, эпатия, взаимопомощь |
Ориентация на достижение | Следование установленным стандартам качества, настойчивость, упорство в преодолении препятствий, амбициозность |
Восприятие инноваций | Положительное отношение к инновациям, активный поиск новых возможностей, инициатива |
Профессиональные навыки | Владение профессиональными знаниями, умениями и навыками на высоком уровне, хорошая ориентация в тонкостях профессии, четкое осознание границ своей профессиональной деятельности, постоянное освоение новых знаний и умений в профессиональной области, интерес к смежным профессиональным областям |
Независимость | Адекватная самооценка, собственное аргументированное мнение по важным вопросам |
Устная коммуникация | Грамотная устная речь, владение эмоционально-выразительными речевыми средствами |
Продолжение таблицы 3.1
Навыки письма | Грамотная письменная речь, содержательное изложение своих идей в письменном виде |
Этические нормы | Строгое соблюдение профессиональных и общечеловеческих моральных норм |
Креативность | Активная генерация новых идей и творческий подход к их исполнению |
Определить уровень развития компетентности магистрантов, а также личностные качества возможно с использованием специально разработанных тестов (см. приложения А, Б, В, Г).