Кафедра режиссуры кино и телевидения
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Факультет театра, кино и телевидения
Кафедра режиссуры кино и телевидения
Утверждаю
Проректор по учебной работе
______________ С. В. Буцык
«___» ______________ 2013 г.
Кинотехника и кинотехнология
Рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки
070601 Режиссура кино и телевидения
Специализация № 4 «Режиссер телевизионных программ, педагог»
квалификация (степень) выпускника «специалист»
форма обучения – очная
срок изучения – 8 семестр
Челябинск 2013
УДК 791.43.01(073)
ББК 85.370я73
К 41
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной образовательной программой по направлению подготовки 070601 Режиссура кино и телевидения
Автор-составитель: Ю.С.Волкогон, член Союза кинематографистов России, Гильдии Кинорежиссёров России.
Рецензент:
Программа одобрена на заседании совета факультета театра, кино и телевидения от 16.09.2013г., протокол № 1.
К 41 | Кинотехника и кинотехнология: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 070601 Режиссура кино и телевидения, специализация № 4 «Режиссер телевизионных программ, педагог», квалификация (степень) выпускника «специалист», форма обучения – очная, сроки изучения – 8 семестр / Ю.С. Волкогон ; Челяб. гос. академия культуры и искусств. – Челябинск, 2013 – 19 с. Программа определяет цели и задачи освоения дисциплины, ее роль и место в структуре ООП. Определены компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, раскрыта ее структура и содержание. Охарактеризованы образовательные технологии, используемые при изучении дисциплины. Представлены оценочные средства для контроля успеваемости и самостоятельной работы, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины. |
© Челябинская государственная
академия культуры и искусств, 2013
Содержание
1. Цель и задачи освоения дисциплины 1.1. Цель освоения дисциплины | |
1.2. Задачи дисциплины | |
2. Роль и место дисциплины в структуре ООП | |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | |
4. Структура и содержание дисциплины | |
4.1. Структура преподавания дисциплины | |
4.1.1. Матрица компетенций | |
4.2. Содержание дисциплины | |
5. Образовательные технологии | |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | |
6.1. Темы рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине | |
6.2. Темы курсовых работ | |
6.3. Задания для проведения текущего контроля | |
6.3.1. Темы семинарских занятий | |
6.3.2. Темы практических занятий 6.3.3. Темы мелкогрупповых занятий | |
6.4. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам | |
6.5. Вопросы и требования для подготовки к зачету и экзаменам 6.5.1. Вопросы и требования для подготовки к зачету 6.5.2. Вопросы и требования для подготовки к экзаменам | |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение | |
7.1. Основная литература | |
7.2. Дополнительная литература | |
7.3. Программное обеспечение, электронные издания и интернет-ресурсы | |
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
8.1. Список изданий по дисциплине (модулю), используемых для проведения занятий | |
8.2. Перечень используемых наглядных средств | |
8.3. Перечень используемых аудиовизуальных материалов | |
8.4. Перечень используемых лицензионных программных средств | |
8.5. Технические средства, используемые на учебных занятиях | |
8.6. Учебно-лабораторная база для проведения учебных занятий |
1. Цель и задачи освоения дисциплины
1.1. Цель дисциплины
Цель дисциплины – сформировать навыки создания постановочного проекта фильма и руководства съёмочной группой в процессе подготовки, съёмки и завершающей фазе сдачи исходных материалов фильма.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
-способность применять для воплощения творческих замыслов знания общих основ технологического обеспечения съёмочного процесса, организационные особенности в завершающей фазе кинопроизводства, специфики выразительных средств различных видов искусств (ОК-9);
- способность к анализу кинотехнологических возможностей производства произведений различных жанров (ОК-13);
- способность самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск (ПК-5);
- способность и готовность к созданию по собственному замыслу постановочного проекта, включающего все этапы производства телевизионного фильма различной тематической или жанровой направленности (ПСК-4-1);
- способность и готовность разрабатывать замысел будущего фильма или программы, развивать и обогащать его в сотрудничестве с другими участниками творческого процесса (ПСК-4-4).
1.2. Задачи дисциплины
Задачи дисциплины заключаются:
- в изучении общих основ кинематографического мастерства в в современных условиях кинопроизводства, для наиболее полного воплощения творческого замысла;
- в освоении методики работы по организации и постановки задач для всех участников и создателей фильма на технологических циклах производства: подготовительный и монтажно-тонировочный периоды кинопроизводства, перезапись и сдача исходных материалов;
- в развитии способностей применять для воплощения творческих замыслов знания общих основ теории кино и телевидения;
- в воспитании самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск.
2. Роль и место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «кинотехника и кинотехнология» входит в базовую часть профессионального цикла. Дисциплина логически и содержательно – методически взаимосвязана с дисциплинами, изучаемыми в циклах:
- Мастерство режиссёра телевидения, Монтаж, Образное решение кадра.
– знание общих основ кинопроизводства: использование современных технических средств, планирование съёмочного процесса, основ управления съёмочной группой на разных стадиях производства;
– знание истории отечественного и зарубежного кино и телевидения;
– знание общих основ теории кино, основных закономерностей развития искусства;
– знание специфики выразительных средств различных видов искусства;
Освоение дисциплины «кинотехника и кинотехнология» будет необходимо при подготовке и производстве телевизионного фильма (8 семестр); производстве дипломного фильма.
Компетенции обучающегося,
формируемые в результате освоения дисциплины
Знать:
– общие основы теории кино и телевидения, закономерности развития искусства, специфику выразительных средств экранных произведений (ОК-9);
–- основные параметры работы над постановочным проектом, основные параметры и возможности кинотехники на каждом этапе производства (ОК-3);
- роль цифровых технологий, спецэффектов комбинированных съёмок монтажном построении фильма; влияние на драматургию и жанровые особенности фильма (ОК-3);
– цели и принципы создания постановочных проектов экранных произведений, планирование и использование технических средств в съёмках телевизионной программы различной тематической или жанровой направленности (формата), в том числе идущей в прямом эфире (ПСК-4-1);
– историю отечественного и зарубежного кино и телевидения (ОК-9);
– телевизионные жанры и форматы (ОК-9).
Уметь:
- применять для воплощения творческих замыслов знания общих основ теории кино и телевидения, закономерностей развития искусства, специфики выразительных средств различных видов искусства (ОК-9);
- представить локальную смету и календарно-постановочный план съёмок фильма и довести свой замысел до съёмочной группы (ПК-5).
- самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск (ПК-5);
- составлять и разрабатывать замысел будущего фильма или программы, развивать и обогащать его в сотрудничестве с другими участниками творческого процесса (ПСК-4-5);
Владеть:
- навыками применения знания общих основ теории кино и телевидения, закономерностей развития искусства, специфики выразительных средств различных видов искусств по воплощению творческих замыслов (ОК-9);
- навыками по созданию постановочного проекта фильма в процессе подготовки и всех циклах производства фильма (ПСК-4-8, ПСК4-9);
- навыками самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск (ПК-5);
- навыками разработки замысла будущего фильма или программы, развития и обогащения его в сотрудничестве с другими участниками творческого процесса (ПСК-4-4);
- технологией производства сериалов (ПСК-4-1);
- построением образных решений телевизионных проектов с использованием цифровых технологий и спецэффектов (ПСК-4-1).
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 72 зачетных единиц, 36 часов, в том числе 36 на зачёт.
4.1. Структура преподавания дисциплины
№ раздела дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||
лек. | практ. | инд. | с/р | ||||||
1-15 | - | Текущий контроль знаний, устный опрос, проверка выполнения самостоятельной работы | Зачет | ||||||
1-18 | - | Текущий контроль знаний, устный опрос, проверка выполнения самостоятельной работы | Зачет | ||||||
Итого 36 часав | - | ||||||||
Матрица компетенций
Разделы, темы дисциплины | Кол-во часов | Компетенции | |||||||
ОК-9 | ПК-5 | ПСК-4-1 | ПСК-4-4 | ПСК-4-5 | ПСК-4-8 | ПСК-4-9 | Σ общее количество компетенций | ||
Раздел 1. Кинотехника и Основы произвоства | |||||||||
Тема 1.Киноплёнка и цифровая камера. Технические приспособления для съёмки. Работа с RIR экранами и в RIR студии. Не линейный монтаж и применение спецэффектов.Спецэффекты, как образное решение фильма. | + | + | 2 | ||||||
Тема 2 Основные понятия производственных циклов при создании фильма (подготовительный, съемочный, монтажно-тонировочный периоды фильмопроизводства). | + | + | + | 3 | |||||
Тема 3 Основные этапы создания Постановочного проекта – режиссёрская экспликация; локальная смета; основной состав съёмочной группы и их функциональные обязанности. | + | + | + | 3 | |||||
Раздел 2. технологии производства фильма | |||||||||
Тема 4. Основы планирования съёмочного процесса – «вызывной лист съёмочного дня»; основы раскадровки и режиссёрский сценарий; перезапись и сдача исходных материалов | + | + | + | + | 4 | ||||
Итого | |||||||||
Всего |
4.2. Содержание дисциплины
Тема 1.Киноплёнка и цифровая камера. Технические приспособления для съёмки. Работа с RIR экранами и в RIR студии. Не линейный монтаж и применение спецэффектов.Спецэффекты, как образное решение фильма.
Тема 2.Основные понятия производственных циклов при создании фильма (подготовительный, съемочный, монтажно-тонировочный периоды фильмопроизводства).
Тема 3.Основные этапы создания Постановочного проекта – режиссёрская экспликация; локальная смета; основной состав съёмочной группы и их функциональные обязанности.
Тема 4.Основы планирования съёмочного процесса – «вызывной лист съёмочного дня»; режиссёрский сценарий и раскадровка; перезапись и сдача исходных материалов
5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 070601 Режиссура кино и телевидения реализация компетентного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся в сочетании с внеаудиторной работой предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм.
Темы курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены.
Задания для проведения текущего контроля
Темы семинарских занятий
Семинарские занятия по дисциплине учебным планом не предусмотрены.
Темы практических занятий
Практическое занятие № 1
Подготовка постановочного проекта по теле-версии спектакля. Определение состава съёмочной группы, планирование и использование cпец. тех. приспособлений.
Практическое занятие № 2
Съёмка спектакля и монтаж отснятого материала.
6.4. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам
Наименование раздела (темы) | Содержание самостоятельной работы | Форма контроля |
Тема 1. Основы технологии производства фильма . | Подготовка к съёмкам телеспектакля | Проверка задания в форме обсуждения |
Тема 2. работа режиссёра над постановочным проектом | Защита творческого задания съёмка телеспектакля, монтаж отснятого материала. | Проверка задания в форме обсуждения |
6.5. Вопросы для подготовки к зачету
Семестр
1. Какие вспомогательные технические средства используются во время съёмок на натуре и в павильоне.
2. Применение спецэффектов в процессе не линейного монтажа изображения.
3. Основные части Постановочного Проекта.
4. Основные параметры и типы цифровых видеокамер и декодеров для записи звука.
5. Состав съёмочной группы и функциональные обязанности основного и вспомогательного состава.
6. Основные параметры локальной сметы и её составные части.
7. Планирование съёмочного процесса и составление вызывного листа.
8. Раскадровка режиссёрского сценария с учётом специальной съёмочной техники.
9. Отличительные особенности записи синхронов на натуре и в павильоне.
10. Световые приборы и их типы.
11. Спецэффекты и компьютерная графика – способы решения при создании художественного образа фильма, программы.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература
1. Соколов, А. Г. Монтаж; телевидение, кино, видео: учеб. для студентов вузов. / А. Г. Соколов – М. : Издатель А. Г. Дворников, 2007.
2. И.Н. Воскресенская Звуковое решение фильма Искусство 1978 г.
7.2. Дополнительная литература
1. Александров, Г. В. Эпоха и кино / Александров Г. В. – М. : Политиз дат, 1983. – 366: илл.
2. Вайсфельд, И. В. Завтра и сегодня:о некоторых тенденциях современного фильма. / И. В. Вайсфельд. – М. : Искусство, 1968. – 216 с.: 16 л. ил.
3. Голдовская, М. Е. Человек крупным планом: заметки теледокумен-талиста/М. Е. Голдовская. – М. : Искусство,1981. – 215 с.: ил.
4. Дмитриев, Л. А. Парадоксы художественного образа / Л. А. Дмитриев; ИПК работников ТВ и РВ. – М. : б/и, 2002. – 64 с.
5. Зайцева, Л. А. Киноязык: возвращение к истокам /Л. А. Зайцева; Всерос. гос. ин-т кинематографии, Каф. киноведения. – М. : ВГИК, 1997. – 80 с.: ил.
6. Копылова, Р. Д. Кинематограф плюс Телевидение: факты и суждения / Р. Копылова; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. – М. : Искусство, 1977. – 135 с.
7. Соколов, А. Г. Природа экранного творчества: психологические закономерности / Алексей Соколов. – 2-е изд./Новая ред. – М .: Дворников, 2004. – 275 с.: ил.; 21.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Перечень используемых наглядных средств
(плакаты, таблицы, схемы, муляжи, материалы коллекций)
Не используются
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Факультет театра, кино и телевидения
Кафедра режиссуры кино и телевидения
Утверждаю
Проректор по учебной работе
______________ С. В. Буцык
«___» ______________ 2013 г.