Сборка узлов с подшипниками качения

Монтаж подшипниковых узлов включает установку подшипника на вал и в корпус.

В узлах, где вал вращается, а корпус неподвижен, подшипник внутренним кольцом напрессовывается на вал по одной из переходных подшипниковых посадок, а наружное кольцо его входит в корпус либо по скользящей подшипниковой, либо по переходной посадке (при повышенных требованиях к узлу).

Если вращается корпус, а вал неподвижен (служит осью), то подшипник входит на вал по подвижной посадке (посадке с зазором), а в корпус – по переходной.

Измерительные подшипники внутренним кольцом закрепляются на оси с помощью полимерных (эпоксидных) клеев.

Новые подшипники распаковывают перед самой сборкой и укладывают на чистую бумагу (обязательно чистыми руками). Их не промывают, и антикоррозионную смазку с них удалять перед установкой не следует.

При монтаже подшипников нельзя ударять молотком непосредственно по кольцам или сепаратору. Это может привести к перекосу колец, разрушению шариков (роликов) и повреждению сепаратора.

После монтажа подшипников производят окончательную сборку подшипниковых узлов. Очень важно тщательно выполнить монтаж уплотнительных устройств, которые предотвращают вытекание смазки, и попадание в подшипник пыли и грязи.

Сборка зубчатых и червячных передач

При монтаже зубчатых колес необходимо обеспечить их точную посадку без качки и заедания. Особо высокие требования предъявляются к качеству сборки зубчатых передач, работающих на больших оборотах и передающих значительные нагрузки. В таких передачах даже небольшое превышение зазоров между колесами приводит к сильным ударам и быстрому износу зубьев, а иногда и к их поломке.

Сборку зубчатой передачи проводят в следующем порядке:

– устанавливают корпуса подшипников;

– устанавливают в них валы колес и проверяют прилегание шеек валов во вкладышах;

– проверяют и регулируют величину бокового зазора между зубьями и правильность зацепления.

В общем случае при сборке цилиндрических зубчатых передач необходимо проверять:

– радиальное и торцевое биение колес;

– межцентровое расстояние между ними;

– радиальный и боковой зазоры;

– правильность зацепления (пятно контакта покраски).

Для проверки правильности зацепления “по краске” зубья ведущего колеса покрывают тонким слоем краски, и ведущее колесо проворачивают 3-4 раза для получения отпечатка на ведомом колесе. По отпечатку краски (или пятну контакта) судят о правильности зацепления передачи. “Пятно контакта” должно находиться в средней части зуба и покрывать его поверхность на величину не менее установленной нормами для данного типа передач. Изображения “пятен контактов” при правильном и неправильном зацеплении цилиндрических и конических зубчатых передач и методика сборки и проверки правильности конических и червячных передач можно ознакомиться в [1].

МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ

Планирование и организация монтажных работ

Монтажные работы включают комплекс операций по оборудованию оснований и фундаментов; сборке, установке, регулированию, наладке оборудования и сдаче его в эксплуатацию.

При строительстве новых заводов и цехов производство монтажных работ осуществляется специализированными монтажными организациями по заранее разработанному проекту.

При небольших объемах монтажные работы, выполняемые на действующем производстве в связи с заменой оборудования или вводе в эксплуатацию после его ремонта, могут производиться силами персонала службы главного механика с участием других инженерных служб предприятия. В этом случае проект монтажных работ содержит рабочие чертежи фундаментов, металлоконструкций и трубопроводов, основные технические решения по подъемно-транспортным работам и другой сопутствующей проектно-сменной документации.

Кроме того, для выполнения монтажных работ необходима следующая документация:

1) паспорт на каждую единицу монтируемого оборудования;

2) инструкция по монтажу оборудования, содержащая технологическую последовательность монтажа всех его составных частей, и методик их регулирования;

3) формуляр (на сложное оборудование) с указанием допусков на сборку и других контролируемых при сборке параметров;

4) рабочие чертежи на установку оборудования с привязкой по осям здания и высотным отметкам, а также план трасс для электрических и других коммуникаций.

До начала монтажных работ техническую документацию должны изучить все руководители работ (механики, мастера, бригадиры).

В условиях действующего производства монтаж выполняется имеющимися в цехе подъемно-транспортными механизмами (кран-балками, тельферами, грузовыми лифтами, подъемниками и тележками). При отсутствии необходимых стационарных механизмов, пользуются переносными (лебедками, блоками, талями).

Участок, на котором производятся монтажные работы, ограждается или ограничивается указателями.

Смонтированное оборудование сдают в эксплуатацию после пробного пуска и испытания при рабочей нагрузке (результаты оформляются актом).

Наши рекомендации