Отделяемыми после исчерпания топлива в них.

По завершении работы стартовых двигателей сбрасываются только они.

В качестве маршевых двигателей могут использоваться:

- жидкостные ракетные двигатели;

Отделяемыми после исчерпания топлива в них. - student2.ru

- твёрдотопливные ракетные двигатели;

Отделяемыми после исчерпания топлива в них. - student2.ru

- различные комбинации на разных ступенях.

Классификация ракет по массе выводимой полезной нагрузки:

Отделяемыми после исчерпания топлива в них. - student2.ru

- лёгкая;

- средняя;

- тяжёлая;

- сверхтяжёлая.

Конкретные границы классов меняются с развитием техники и являются достаточно условными.

В настоящее время лёгким классом считаются ракеты, выводящие на низкую опорную орбиту груз массой до 5 т, средними - от 5 до 20 т, тяжёлыми - от 20 до 100 тонн, сверхтяжёлыми - свыше 100 т.

Появляется также новый класс так называемых «нано-носителей» (полезная нагрузка - до нескольких десятков кг).

Наибольшее распространение получили одноразовые многоступенчатые ракеты как пакетной, так и продольной схем.

Одноразовые ракеты отличаются высокой надёжностью благодаря максимальному упрощению всех элементов.

Одноступенчатой ракете для достижения орбитальной скорости теоретически необходимо иметь конечную массу не более 7-10 % от стартовой, что при даже существующих технологиях делает их труднореализуемыми и экономически неэффективными из-за низкой массы полезного груза.

В истории мировой космонавтики одноступенчатые ракеты-носители практически не создавались - существовали только т. н. полутораступенчатые модификации (например, американской ракеты-носителя «Атлас» со сбрасываемыми дополнительными стартовыми двигателями).

Отделяемыми после исчерпания топлива в них. - student2.ru

«Атлас-D».

Наличие нескольких ступеней позволяет существенно увеличить отношение массы выводимой полезной нагрузки к начальной массе ракеты.

В то же время многоступенчатые ракеты требуют отчуждения территорий для падения промежуточных ступеней.

Ввиду необходимости применения высокоэффективных сложных технологий (прежде всего, в области двигательных установок и теплозащиты), полностью многоразовых ракет-носителей пока не существует, несмотря на постоянный интерес к этой технологии и периодически открывающиеся проекты разработки многоразовых носителей (за период 1990-2000-х годов - такие, как: ROTON, Kistler K-1, АКС VentureStar и другие).

Отделяемыми после исчерпания топлива в них. - student2.ru

ROTON.

Отделяемыми после исчерпания топлива в них. - student2.ru

Kistler K-1.

Отделяемыми после исчерпания топлива в них. - student2.ru

Частично многоразовой являлась широко использовавшаяся американская многоразовая транспортная космическая система (МТКС) - АКС «Спейс шаттл» («Космический челнок») и закрытая советская программа МТКС «Энергия-Буран», разработанная, но так и не использованная в прикладной практике, а также ряд нереализованных бывших (например, «Спираль», МАКС и другие авиационно-космические системы АКС) и вновь разрабатываемых (например, «Байкал-Ангара») проектов.

Отделяемыми после исчерпания топлива в них. - student2.ru

Отделяемыми после исчерпания топлива в них. - student2.ru

Отделяемыми после исчерпания топлива в них. - student2.ru

«Спираль».

Отделяемыми после исчерпания топлива в них. - student2.ru

Многоцелевая авиационно-космическая система МАКС.

Отделяемыми после исчерпания топлива в них. - student2.ru

«Байкал – Ангара».

Отделяемыми после исчерпания топлива в них. - student2.ru

МиГ-105.11 - дозвуковой самолёт-аналог орбитального самолёта.

Наши рекомендации