Быстроходная траншейная машина БТМ-3
отрывает траншеи в грунтах I-IV категорий глубиной 1,1-1,5 м в темпе 3-4 км/ч. Базовой машиной служит тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т, на котором смонтирован роторный грунто-разрабатывающий рабочий орган с гравитационной разгрузкой ковшей. При отрывке траншей рабочий орган отсыпает грунт в обе стороны, образуя бруствер и тыльный траверс высотой до 0,5 м. Машина может отрывать траншеи различного профиля в плане - прямолинейного, змейкой и уступами с радиусом закругления не менее 25 м - со скоростью 270, 570 и 810 м/ч. В трансмиссию рабочего органа введено электромагнитное устройство для защиты его от поломок в случаях встречи с препятствиями в грунте.
Траншейная машина колесная ТМК-2 предназначена для отрывки траншей как в талых, так и в мерзлых грунтах. Разработанный грунт отсыпается в брустверы по обе стороны траншеи. Особенностью грунторазрабатывающего рабочего органа является наличие на роторе тюбингов с зубьями вместо ковшей, как у ТМК. Такая конструкция рабочего органа приводит к повышению производительности машины за счет использования мощности силовой установки.
Бульдозерное оборудование ТМК-2 позволяет выполнять отдельные планировочные работы и производить засыпку воронок, ям и устройство переходов. Для создания дополнительной силы тяги машины при отрывке траншей в мерзлых грунтах используется специальная, лебедка, смонтированная в передней ее части. Лебедка работает в комплексе с анкерным устройством.
Полковая землеройная машина ПЗМ-2 предназначается для отрывки котлованов под убежища, блиндажи и укрытия для техники, а также траншей. С помощью бульдозерного оборудования машина может производить обсыпку грунтом остовов сооружений в котловане. Грунторазрабатывающий цепной рабочий орган ПЗМ-2 не имеет ковшей. Вместо них на цепях установлены державки с режущими зубьями, имеющими наплавки из материала ВК-15, чем достигается возможность разработки плотных и мерзлых грунтов. В качестве дополнительного источника силы тяги машины при отрывке траншей в мерзлых
Отрывка котлована выполняется при сложном движении рабочего органа - продольном и поперечном - с одновременной подачей его на забои. Разработка грунта по дну выполняется режущими зубьями державок цепного рабочего органа, а стенок котлована - боковыми фрезами. Отрывка котлована выполняется послойно (толщина каждого слоя 1 м.) Бульдозерное оборудование машины обеспечивает устройство аппарелей, зачистку дна котлована и выполнение других земляных работ.
Траншейная машина «Тундра».
Машина «двойной технологии». Для «Тундры» в качестве шасси применили гусеничную базу 203-мм самоходной артиллерийской установки «Малка». «Тундра» получила транспортную скорость до 50 км/ч, что позволяет ей быстро передвигаться из одного района в другой. Это очень важно в критических ситуациях, связанных, например, с локализацией аварийного разлива вредных жидкостей, когда нужно быстро окольцевать площадь разлива глубокой траншеей.
«Тундра» может рыть траншеи и рвы в обычных и мерзлых грунтах, устраивать невысокие защитные земляные валы. Для этого машина снабжена роторным рабочим органом, укрепленным в кормовой части корпуса, и бульдозерным отвалом - в носовой части. Особенная ценность этой машины - в возможности преодолевать зараженную местность без выхода экипажа из кабины и обеспечение баллистической защиты экипажа от падающих или летящих предметов, а также способность работать в любых метеорологических условиях, в любое время суток, при температуре +40°.
В качестве силовой установки использован дизельный двигатель с комбинированным наддувом, с максимальной мощностью на первом уровне 532,8 кВт (720 л. с), а на втором уровне - до 621,6 кВт (840 л. с). Этой мощности достаточно, чтобы обеспечить транспортную скорость от 20 до 50 км/ч. Рабочие скорости при рытье траншеи - до 2 км/ч, а при перемещении грунта - до 4-10 км/ч.
Техническая производительность при рытье траншеи глубиной до 1,5 м - от 250 до 1000 м/ч в зависимости от категории грунта.
Перевод из транспортного положения в рабочее занимает до 5 мин, масса машины43,9 т
Быстроходная траншейная машина БТМ-4М предназначена для рытья и засыпки траншей, котлованов, расчистки и планировки местности в условиях бездорожья, труднопроходимых районов и вечной мерзлоты. Она так же может использоваться для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, и выполнения работ на железных дорогах, в нефтегазовой промышленности и мелиорации.
Моторесурс, м/ч .................................................................1000
Транспортная скорость, км/ч ............................................50
Максимальный угол поперечного перекоса, град............7
Ширина отвала бульдозера, м ............................................4,1
Диаметр ротора, м ...............................................................3,3
Экипаж, чел. ........................................................................2
Производительность при рытье траншей глубиной до 1,5 м, м/ч:
- немерзлый грунт ..............................................................1000
- мерзлый грунт ..................................................................250
Профиль траншей для немерзлого /мерзлого грунта, м:
- глубина максимальная ....................................................1,5 /1,5
- ширина по верху .............................................................1,1/ 0,6
- ширина по низу ...............................................................0,6/ 0,6
- высота бруствера .............................................................0,6/ 0,4
Котлованная машина МДК 2 предназначена для отрывки котлованов под укрытия для техники, а также под убежища для личного состава. МДК-2 относится к классу многопроходных котлованных машин с послойной отрывкой котлована (толщина каждого слоя 45 см).
Рабочее оборудование состоит из фрезы поперечного копания и роторного метателя. Фреза и метатель имеют две рабочие скорости, причем скорость вращения метателя в четыре раза больше скорости фрезы. Отвал грунта производится в правую сторону. Так как выемка котлована получается круглого очертания, то для обеспечения возможности движения гусениц машины по дну выемки на раме рабочего органа установлены два плуга, которые создают горизонтальные площадки для движения гусениц.
Впереди машины установлено бульдозерное оборудование, служащее для планировки дна котлована, устройства въезда и выезда из него, а также выполнения других земляных работ. Управление бульдозерным оборудованием гидравлическое.
Котлованная машина МДК-3,базовое шасси- артиллерийский тягач (МТ-Т), мощностьдвигателя-415л.с., транспортная скорость 36км/ч, запас хода по топливу-500км, производительность м/ч(м.куб./)-400(300), размер отрываемой траншеи(котлована),м:
-а) глубина -4,5,
-б) ширина по дну -3,5-10,5.
Скрепер
является землеройно-транспортной машиной, предназначенной для послойной разработки, перемещения и отсыпки грунта. Скреперы применяют для разработки грунтов I-IV категорий. У современных скреперов наибольшая толщина срезаемой стружки грунта составляет до 0,6 м. Их также можно с успехом применять для ремонта и восстановления дорог в очаге поражения, для дезактивации местности путем послойного срезания зараженного слоя земли, для возведения насыпей и дамб при борьбе с наводнением и др.
Скреперы классифицируют по способу и направлению разгрузки и по системе управления. По способу передвижения различают скреперы прицепные, полуприцепные и самоходные.
Классификация скреперов по емкости ковша приведена:
· Малой емкости до 4 м3
· Средней емкости, 5-12 м3
· Большой емкости 15-25 м3 и более
По способу загрузки ковша различают скреперы, загружающиеся под действием силы тяги при движении машины и с механизированной (элеваторной) загрузкой.
По способу разгрузки ковша бывают скреперы: со свободной (самосвальной) разгрузкой вперед или назад; с полупринудительной разгрузкой; с принудительной разгрузкой.
Свободную (самосвальную) разгрузку ковша применяют на скреперах малой емкости. Ковш разгружается опрокидыванием вперед или назад с помощью канатного или гидравлического привода под действием силы тяжести. Преимущество скреперов со свободной разгрузкой - простота конструкции, а недостаток - неполная разгрузка ковша при работе на влажных и липких грунтах.
Полупринудительную разгрузку используют главным образом на скреперах средней емкости. Ковш скрепера состоит из двух боковых стенок, которые выполнены заодно с задней частью рамы скрепера. Днище и задняя стенка ковша представляют собой единую жесткую конструкцию и крепятся шарнирно к боковым стенкам. При разгрузке ковша днище и задняя стенка специальным механизмом поворачиваются вперед, а боковые стенки остаются неподвижными. Грунт из ковша под действием задней стенки, днища и силы тяжести высыпается перед ковшом и разравнивается ножом и днищем ковша. Недостаток скреперов с полупринудительной разгрузкой - неполная разгрузка ковша при работе на влажных и липких грунтах.
Принудительную разгрузку применяют на скреперах средней и большой емкости. Заднюю стенку ковша выполняют подвижной, и ковш разгружается выдвижением задней стенки вперед. Грунт высыпается впереди ножа. Принудительная разгрузка - самая надежная, так как ковш полностью разгружается даже при работе скрепера на влажных и липких грунтах.
По системе управления различают скреперы с канатным и гидравлическим управлением.
У скреперов с гидравлической системой управления ковш поднимают и опускают с помощью гидравлических цилиндров. Гидравлическая система управления по сравнению с канатной отличается принудительным заглублением ножа в грунт, более надежной и легкой работой.
Рассмотрим преимущества и недостатки скреперов в зависимости от способа их передвижения, что даст возможность учесть достоинства и недостатки конструкции скреперов при отборе их для выполнения СНАВР.
Прицепные скреперы применяют с гусеничными тракторами для работы в условиях переменного рельефа местности при перемещении грунта по бездорожью на расстояние до 0,2 км (скреперы малой емкости) и до 0,5 км (скреперы средней и большой емкости). В отдельных случаях прицепные скреперы могут использоваться для перемещения грунта и на большие расстояния.
Полуприцепные скреперы выпускают на базе двухосных колесных промышленных тракторов и тягачей со всеми ведущими колесами (Т-150, К.-700, К-/02 и др.). Благодаря высоким транспортным скоростям (до 40-50 км/ч) в 1,5-2 раза повышается производительность по сравнению с производительностью прицепных скреперов с гусеничными тракторами, максимальная скорость движения которых составляет 11-13 км/ч. Полуприцепные скреперы используют при перемещении грунта, гравия и других материалов на расстояние до 5 км.
Самоходные пневмоколесные скреперы широко распространены в различных отраслях промышленности и хозяйства. Благодаря высоким транспортным скоростям (до 40-50 км/ч) и хорошей маневренности их производительность в 2-3 раза выше, чем прицепных скреперов. Скреперы этого типа применяются для перемещения грунта на расстояние до 5 км, а иногда и больше.
Скрепер состоит из одноосного тягача, шасси скрепера и скреперного оборудования. При наборе грунта самоходные скреперы загружают с помощью тракторов или колесных тягачей (толкачей), оборудованных специальными толкающими устройствами или отвалами бульдозера, Целесообразно использовать в качестве толкача гусеничный трактор или колесный тягач, тяговые возможности которых в 1,5 раза превышают тяговые возможности скрепера. Применение толкачей ниже тягового класса скрепера малоэффективно, а применение толкачей тягового класса, превышающего более чем в 2 раза тяговый класс скрепера, не рекомендуется по условиям прочности скрепера.
Комплексная механизация дорожных работ является важным фактором, позволяющим сократить сроки производства работ, повысить производительность труда, уменьшить или полностью исключить ручной труд.
При устройстве путей движения в условиях массовых завалов и разрушений используются и такие машины, как путепрокладчики и инженерные машины разграждения.
Путепрокладчики предназначены для механизации основных работ при подготовке и содержании путей. С их помощью устраиваются переходы через узкие препятствия, производятся устройство и уширение проходов в завалах, профилирование отдельных участков колонных путей, прокладывание колонных путей по снежной целине.
Машины разграждения предназначены для прокладывания путей движения в условиях завалов и разрушений, в том числе и на местности, зараженной радиоактивными веществами.
Для механизации трудоемких спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в сложных условиях большое применение имеют экскаваторы. При этом одноковшовые экскаваторы используются для разборки завалов, откопки заваленных сооружений и приямков у заваленных защитных сооружений, вскрытия поврежденных участков сетей водопровода, канализации и газопровода, устройства обводных линий и др. Кроме того, экскаваторы применяются для отрывки котлованов под противорадиационные укрытия и убежища, отрывки укрытий для техники. Многоковшовые экскаваторы могут быть использованы для отрывки траншей на пути распространения низовых и подземных пожаров в лесах и на торфяных месторождениях и т.д.