Высокозащищенное транспортное средство «Ладога».
Первую из таких машин в КБ-3 начали проектировать в 80-х годах, получив правительственное задание на разработку высокозащищенного транспортного средства, обладающего хорошей маневренностью, способного длительное время работать в автономном режиме. Согласно техническим требованиям машина должна надежно охранять находящийся в ней персонал от РХБ-заражения, обеспечивать быстрое и комфортное передвижение в экстремальных ситуациях с преодолением завалов, бездорожья, местности со сложным рельефом, в условиях высокой запыленности.
В качестве базы для этой машины применили хорошо отработанное гусеничное шасси танка Т-80. На нем смонтировали броневой корпус, вмещающий в себя салон с системами жизнеобеспечения и выживаемости. Салон оборудован мягкими креслами с индивидуальным освещением, радиосвязью, телевизионными и призменными приборами наблюдения. Аналог системы автономного жизнеобеспечения машины применялся в космонавтике. Она позволяет создать нормальные условия в обитаемом салоне без использования наружного воздуха.
В 1984-1985 годах машина прошла весь комплекс испытаний в пустыне Кара-Кум, в горах Тянь-Шаня и районах Крайнего Севера. В 1986 году эффективность защитных средств машины проверена на Чернобыльской АЭС, где случилась крупнейшая авария, унесшая десятки человеческих жизней.
Что же представляет собой высокозащищенное транспортное средство «Ладога»?
Это гусеничная машина, надежно защищающая находящийся в ней персонал от внешнего воздействия негативных факторов.
Машина имеет сильную баллистическую защиту. Она способна преодолевать завалы, воронки, бездорожье, двигаться по местности со сложным рельефом, по песчаному грунту, в условиях высокой запыленности, в любую погоду, в мороз и в жару.
Кроме экипажа, в машине могут разместиться четыре пассажира, для чего создан удобный салон, со средствами связи и наблюдения. Жизнедеятельность персонала обеспечивается в течение 48 часов при полной изоляции от внешней среды.
Для обеспечения высокой маневренности и проходимости машина имеет гусеничное шасси танка Т-80У. В качестве силовой установки применен газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 925 кВт (1250 л. с), хорошо зарекомендовавший себя на танке серии Т-80. Выбор этого двигателя не был случайным. Для машины, предназначенной для работы в условиях радиационного заражения, весьма важное значение имеет способность двигателя не накапливать в своих агрегатах радиоактивных веществ, попадающих в двигатель при заборе для его работы воздуха из внешней среды. Наиболее подходящим для таких сложных условий из существующих типов двигателей оказался газотурбинный, не имеющий барьерных воздушных фильтров и оборудованный средствами удаления отсепарированной пыли из проточной части двигателя. Уникальное свойство двигателя не накапливать пыль убедило разработчиков в правильности выбора ГТД для «Ладоги».
Важнейшей особенностью машины «Ладога» является ее рациональное наружное построение, обеспечивающее эффективную, быструю и нетрудоемкую дезактивацию машины после работы в условиях радиационной обстановки. Обычная обмывочная обработка во много раз снижает уровень радиации на поверхности машины. Машина имеет небольшую массу - 42 т и может транспортироваться на трейлере.
Максимальная скорость, км/ч ...................................70
Запас хода, км ...........................................................330
Энергоагрегат (ГТД), кВт .....................................15-18
Созданием транспортного средства «Ладога» КБ-3 своевременно предвосхитило необходимость высокозащищенной машины для МЧС.
Исходя из ранее сказанного, мы видим, что базовые шасси боевой техники успешно применяются для оборудования специальных машин МЧС РФ.
Отечественные конструкторские бюро смогли воплотить в нашу технику все самые лучшие наработки, благодаря которым современные российские военные и гражданские машины обладают не только такими важными параметрами как производительность и надежность, но и экономичностью и невысокой стоимостью по сравнению с иностранными образцами.
Чтобы быть готовыми к природным бедствиям, техногенным катастрофам, предотвращению возможных аварий на АЭС и других подобных объектах, необходимо иметь заранее разработанный комплекс средств, обеспечивающих быструю и эффективную ликвидацию всех последствий. В числе этих средств должны быть и специальные колесные и гусеничные машины.