Двигатели можно классифицировать по различным признакам.
1. По назначению двигатели делят на:
§ стационарные, применяемые на электростанциях, для привода насосных установок, на нефте- и газоперекачивающих установках, в сельском хозяйстве и т. п.;
§ транспортные, устанавливаемые на автомобилях, тракторах, самолетах, судах, локомотивах и других транспортных машинах и передвижных установках.
2. По роду используемого топлива различают двигатели, работающие на:
§ легком жидком топливе (бензине и керосине);
§ тяжелом жидком топливе (мазуте, соляровом масле, дизельном топливе и газойле);
§ газовом топливе (генераторном, природном, промысловом и других газах);
§ смешанном топливе; основным топливом является газ, а для пуска двигателя используется жидкое топливо;
§ различных топливах (бензине, керосине, дизельном топливе и др.) – многотопливные двигатели.
3. По способу преобразования тепловой энергии в механическую двигатели классифицируют на двигатели:
§ внутреннего сгорания – поршневые и роторно-поршневые, в которых процессы химического реагирования и превращения тепловой энергии в механическую работу происходят во внутрицилиндровом объеме (в надпоршневом пространстве);
§ с внешним подводом теплоты. Сюда относятся: газотурбинные двигатели, в которых процессы химического реагирования происходят в отдельном агрегате (камере сгорания), образующееся при этом рабочее тело (продукты сгорания) поступает на лопатки колеса турбины, где совершает работу; в этих двигателях рабочим телом являются продукты сгорания, образующиеся в процессе сгорания смеси в камере. Это позволяет также отнести газовые турбины к двигателям внутреннего сгорания; двигатели, где теплота к постоянно циркулирующему по замкнутому контуру рабочему телу подводится в теплообменнике, а тепловая энергия затем используется в расширительном цилиндре (паровые двигатели, работающие по циклу Рэнкина, и двигатели, работающие по циклу Стирлинга);
§ комбинированные, в которых сгорание топлива осуществляется в поршневом двигателе, являющемся генератором газа, механическая работа совершается в цилиндре поршневого двигателя и частично – на лопатках колеса газовой турбины (свободнопоршневые генераторы газов, турбопоршневые двигатели и т. п.).
4. По способу смесеобразования поршневые двигатели внутреннего сгорания делят на двигатели:
§ с внешним смесеобразованием – горючая смесь образуется вне цилиндра (карбюраторные и газовые двигатели, а также двигатели с впрыском топлива во впускную трубу);
§ с внутренним смесеобразованием – при впуске в цилиндр поступает только воздух, а рабочая смесь образуется внутри цилиндра. По такому способу работают дизели, в которых топливо в камеру сгорания подается, когда поршень находится вблизи верхней мертвой точки (в. м. т.) в конце процесса сжатия; двигатели с искровым зажиганием и впрыском топлива в цилиндр и газовые двигатели с подачей жидкого топлива или газа в цилиндр в начале процесса сжатия;
§ с расслоением заряда, при котором в различных зонах камеры сгорания образуется рабочая смесь разного состава.
5. По способу воспламенения рабочей смеси различают двигатели:
§ с воспламенением рабочей смеси от электрической искры (с искровым зажиганием);
§ с воспламенением от сжатия (дизели);
§ с форкамерно-факельным зажиганием, в которых смесь воспламеняется искрой в специальной камере сгорания небольшого объема, а дальнейший процесс горения происходит в основной камере;
§ с воспламенением газового топлива от небольшой порции дизельного топлива, воспламеняющегося от сжатия, – газожидкостный процесс.
6. По способу осуществления рабочего цикла поршневые двигатели разделяются на:
§ четырехтактные без наддува (впуск воздуха из атмосферы) и с наддувом (впуск свежего заряда под давлением);
§ двухтактные без наддува и с наддувом. Применяют наддув с приводом компрессора от газовой турбины, работающей на отработавших газах (газотурбинный наддув); от компрессора, механически связанного с двигателем, и от компрессоров, один из которых приводится в действие газовой турбиной, а другой – двигателем.
7. По способу регулирования в связи с изменением нагрузки различают двигатели:
§ с качественным регулированием, в которых при постоянном количестве вводимого в цилиндр воздуха увеличивается или уменьшается количество подаваемого топлива и состав смеси изменяется;
§ с количественным регулированием, в которых состав смеси остается постоянным и меняется только ее количество;
§ со смешанным регулированием – изменяются количество и состав смеси.
8. По конструкции различают:
§ поршневые двигатели; они, в свою очередь, делятся: по расположению цилиндров на вертикальные рядные, горизонтальные рядные, V,W-образные, звездообразные и с противолежащими цилиндрами; по расположению поршней на однопоршневые (в каждом цилиндре имеются один поршень и одна рабочая полость), с противоположно движущимися поршнями (рабочая полость расположена между двумя поршнями, движущимися в одном цилиндре в противоположные стороны), двойного действия (по обе стороны поршня имеются рабочие полости);
§ роторно-поршневые двигатели, которые могут быть трех типов: ротор (поршень) совершает планетарное движение в корпусе; при движении ротора между ним и стенками корпуса образуются камеры переменного объема, в которых совершается цикл. Эта схема получила преимущественное применение; корпус совершает планетарное движение, а поршень неподвижен; ротор и корпус совершают вращательное движение – бироторный двигатель.
9. По способу охлаждения различают двигатели:
§ с жидкостным охлаждением;
§ с воздушным охлаждением.
10. По типу:
§ ДВС;
§ Электрические;
§ Реактивные.
Большой объем работ в очагах аварий невозможно провести в короткие сроки без применения различной техники. Только широкая механизация всех видов работ позволит своевременно осуществить спасение пострадавших и выполнение неотложных аварийно-восстановительных работ.
Для механизации СНАВР могут применяться имеющиеся на предприятиях народного хозяйства города (объекта) различные типы и марки строительных машин и механизмов и техника коммунального хозяйства.
Все средства механизации, используемые при ликвидации последствий крупных производственных аварий и катастроф, можно разделить на четыре группы:
1. Машины и механизмы, применяемые при выполнении основных видов СНАВР. К ним относятся: машины для прокладывания временных дорог, вскрытия заваленных подвалов и убежищ, расчистки завалов и устройства временных проездов, бурения отверстий через завалы и ограждающие конструкции; грузоподъемные машины и механизмы; технические средства тушения пожаров и ликвидации последствий аварий на коммунально-энергетических сетях. Это бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, автомобильные и тракторные краны, погрузчики, конвейеры и подъемники, буровые станки и установки, вибрационные грунтоуплотняющие машины, бетоноукладчики, бетоносмесители, электростанции, компрессоры, электросварочные агрегаты, специальные машины и механизмы для пожаротушения, аварийные машины для городского газового хозяйства.
2. Механизированный инструмент и простейшие средства механизации, применяемые при производстве спасательных работ: пневматический и электрифицированный инструмент, бензорезы и керосинорезы, тали, домкраты, ручные лебедки и т. п.
3. Средства, обеспечивающие транспортировку сил, средств механизации и материалов к месту аварий и катастроф: грузовые автомобили, автосамосвалы, автобетоновозы, автоцементовозы, автобетономешалки, полуприцепы-опоровозы, панелевозы, стеновозы, фермовозы, блоковозы, керамзито- и кирпичевозы, прицепы-тяжеловозы.
4. Ремонтные и обслуживающие средства: ремонтные мастерские, станции обслуживания, бензо- и водозаправщики, осветительные станции и приборы.
Комплекты и комплексы машин подбирают исходя из анализа данных разведки очага аварии, объемов и видов работ, условий их выполнения и анализа состава имеющейся в распоряжении техники. Сопоставляя технические характеристики средств механизации с требованиями, вытекающими из характера работ, их объема и условий выполнения, выбирают ведущие (основные) и вспомогательные машины.
С целью более полного понимания применяемых шасси для техники МЧС, рассмотрим классификацию техники в России.
Техника и вооружение в России подразделяются на:
· артиллерийское вооружение,
· БТВТ,
· автомобильную технику,
· технические средства службы горючего и смазочных материалов,
· инженерные средства,
· вооружение и средства радиационной, химической и бактериологической защиты,
· технику связи и АСУ,
· авиационную технику,
· морскую технику,
· технику аэродромного обслуживания,
· технику тыла и измерительную технику.
Бронетанковое вооружение и техникаподразделяются на бронетанковое вооружение (БТВ) и бронетанковую технику (БТТ).
К бронетанковому вооружениюотносятся:
· танки,
· боевые машины пехоты (БМП),
· боевые машины десантные (БМД),
· бронетранспортеры гусеничные и колесные (БТР),
· бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ),
· боевые разведывательные машины (БРМ),
· бронепоезда,
· мотоциклы.
К бронетанковой техникеотносятся:
· бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ),
· танковые тягачи,
· танковые краны,
· машины технической помощи (МТП),
· П С Т О и Р БТВТ,
· бронетанковые базовые машины, к которым относятся базы танков, БМП, БМД, гусеничных и колесных бронетранспортеров, БРДМ, используемые под монтаж вооружения и техники.
К автомобильной техникеотносятся:
· автомобили,
· многоосные тяжелые колесные тягачи,
· гусеничные тягачи,
· транспортеры-тягачи и транспортеры,
· тракторы,
· прицепы и полуприцепы,
· специальные колесные шасси,
· автомобильные (колесные и гусеничные) базовые шасси вооружения и военной техники,
· ПСТО и Р и эвакуации автомобильной техники.
Автомобили многоцелевого назначения по типам подразделяются на легковые, грузовые и специальные.
К техническим средствам службы горючегоотносятся: средства перекачки, заправки, транспортирования, очистки, замера, подогрева, хранения горючего и масел, контроля качества горючего, средства механизации погрузочно-разгрузочных работ и сборки трубопроводов, технического обслуживания и ремонта этих средств.
К измерительной техникеотносятся войсковые средства измерений и метрологическая техника.
К войсковым средствам измерений относятся меры, измерительные приборы,
измерительные преобразователи, измерительные установки и системы, имеющие
нормированные метрологические характеристики.
К метрологической технике относятся войсковые подвижные лаборатории (пункты) измерительной техники (ПЛИТ, ПИТ).
К инженерным средствамотносятся:
· средства инженерного вооружения,
инженерные боеприпасы,
инженерная техника.
· технического вооружения
· специального вооружения:
средства индивидуальной бронезащиты, средства активной обороны, средства обеспечения операций.
К инженерной технике относятся: машины и аппаратура для устройства и преодоления заграждений, ведения инженерной разведки, добычи и очистки воды; дорожные, землеройные, мостостроительные, лесопильные и грузоподъемные машины; сваебойные средства; гусеничные плавающие транспортеры и самоходные паромы, понтонные парки, танковые мостоукладчики, механизированные мосты; навесные агрегаты; буксирно-моторные катера; источники электрической энергии общевойскового назначения; машины для маскировочного окрашивания; подвижные средства обслуживания и ремонта инженерных средств; средства механизации работ по инженерному обеспечению действий войск.
К вооружению и средствам радиационной, химической и биологической зашитыотносятся:
· машины радиационной, химической и биологической разведки (РХБР),
· радиометрические и химические лаборатории,
· приборы РХБР и контроля заражения, газоанализаторы, расчетно-аналитические станции и группы;
· средства специальной обработки и обеззараживания – авторазливочные и автодегазационные станции, тепловые машины специальной обработки, дезинфекционно-душевые автомобили и прицепы;
· комплекты: санитарной обработки, дегазации, дезактивации, дезинфекции;
· растворы и вещества для специальной обработки и обеззараживания;
· дымовые средства – дымовые машины, аэрозольные генераторы;
· средства ремонта: подвижные ремонтные химические мастерские, войсковые ремонтные средства.
К технике связи и АСУотносятся: средства связи, автоматизации и обеспечения связи и АСУ, сигнальные средства (звуковые, светотехнические), а также средства радиоразведки, радиоэлектронной борьбы и радиопротиводействия.
К авиационной техникеотносятся:
· пилотируемые и беспилотные летательные аппараты,
· двигатели летательных аппаратов,
· оборудование летательных аппаратов (съемное и стационарно установленное на летательном аппарате),
· авиационные средства поражения,
· тренажеры.