Двигатели можно классифицировать по различным признакам.

1. По назначению двигатели делят на:

§ стационарные, применяемые на электростанциях, для привода насосных установок, на нефте- и газоперекачивающих установках, в сельском хозяйстве и т. п.;

§ транспортные, устанавливаемые на автомобилях, тракторах, самолетах, судах, локомотивах и других транспортных машинах и передвижных установках.

2. По роду используемого топлива различают двигатели, работающие на:

§ легком жидком топливе (бензине и керосине);

§ тяжелом жидком топливе (мазуте, соляровом масле, дизельном топливе и газойле);

§ газовом топливе (генераторном, природном, промысловом и других газах);

§ смешанном топливе; основным топливом является газ, а для пуска двигателя используется жидкое топливо;

§ различных топливах (бензине, керосине, дизельном топливе и др.) – многотопливные двигатели.

3. По способу преобразования тепловой энергии в механическую двигатели классифицируют на двигатели:

§ внутреннего сгорания – поршневые и роторно-поршневые, в которых процессы химического реагирования и превращения тепловой энергии в механическую работу происходят во внутрицилиндровом объеме (в надпоршневом пространстве);

§ с внешним подводом теплоты. Сюда относятся: газотурбинные двигатели, в которых процессы химического реагирования происходят в отдельном агрегате (камере сгорания), образующееся при этом рабочее тело (продукты сгорания) поступает на лопатки колеса турбины, где совершает работу; в этих двигателях рабочим телом являются продукты сгорания, образующиеся в процессе сгорания смеси в камере. Это позволяет также отнести газовые турбины к двигателям внутреннего сгорания; двигатели, где теплота к постоянно циркулирующему по замкнутому контуру рабочему телу подводится в теплообменнике, а тепловая энергия затем используется в расширительном цилиндре (паровые двигатели, работающие по циклу Рэнкина, и двигатели, работающие по циклу Стирлинга);

§ комбинированные, в которых сгорание топлива осуществляется в поршневом двигателе, являющемся генератором газа, механическая работа совершается в цилиндре поршневого двигателя и частично – на лопатках колеса газовой турбины (свободнопоршневые генераторы газов, турбопоршневые двигатели и т. п.).

4. По способу смесеобразования поршневые двигатели внутреннего сгорания делят на двигатели:

§ с внешним смесеобразованием – горючая смесь образуется вне цилиндра (карбюраторные и газовые двигатели, а также двигатели с впрыском топлива во впускную трубу);

§ с внутренним смесеобразованием – при впуске в цилиндр поступает только воздух, а рабочая смесь образуется внутри цилиндра. По такому способу работают дизели, в которых топливо в камеру сгорания подается, когда поршень находится вблизи верхней мертвой точки (в. м. т.) в конце процесса сжатия; двигатели с искровым зажиганием и впрыском топлива в цилиндр и газовые двигатели с подачей жидкого топлива или газа в цилиндр в начале процесса сжатия;

§ с расслоением заряда, при котором в различных зонах камеры сгорания образуется рабочая смесь разного состава.

5. По способу воспламенения рабочей смеси различают двигатели:

§ с воспламенением рабочей смеси от электрической искры (с искровым зажиганием);

§ с воспламенением от сжатия (дизели);

§ с форкамерно-факельным зажиганием, в которых смесь воспламеняется искрой в специальной камере сгорания небольшого объема, а дальнейший процесс горения происходит в основной камере;

§ с воспламенением газового топлива от небольшой порции дизельного топлива, воспламеняющегося от сжатия, – газожидкостный процесс.

6. По способу осуществления рабочего цикла поршневые двигатели разделяются на:

§ четырехтактные без наддува (впуск воздуха из атмосферы) и с наддувом (впуск свежего заряда под давлением);

§ двухтактные без наддува и с наддувом. Применяют наддув с приводом компрессора от газовой турбины, работающей на отработавших газах (газотурбинный наддув); от компрессора, механически связанного с двигателем, и от компрессоров, один из которых приводится в действие газовой турбиной, а другой – двигателем.

7. По способу регулирования в связи с изменением нагрузки различают двигатели:

§ с качественным регулированием, в которых при постоянном количестве вводимого в цилиндр воздуха увеличивается или уменьшается количество подаваемого топлива и состав смеси изменяется;

§ с количественным регулированием, в которых состав смеси остается постоянным и меняется только ее количество;

§ со смешанным регулированием – изменяются количество и состав смеси.

8. По конструкции различают:

§ поршневые двигатели; они, в свою очередь, делятся: по расположению цилиндров на вертикальные рядные, горизонтальные рядные, V,W-образные, звездообразные и с противолежащими цилиндрами; по расположению поршней на однопоршневые (в каждом цилиндре имеются один поршень и одна рабочая полость), с противоположно движущимися поршнями (рабочая полость расположена между двумя поршнями, движущимися в одном цилиндре в противоположные стороны), двойного действия (по обе стороны поршня имеются рабочие полости);

§ роторно-поршневые двигатели, которые могут быть трех типов: ротор (поршень) совершает планетарное движение в корпусе; при движении ротора между ним и стенками корпуса образуются камеры переменного объема, в которых совершается цикл. Эта схема получила преимущественное применение; корпус совершает планетарное движение, а поршень неподвижен; ротор и корпус совершают вращательное движение – бироторный двигатель.

9. По способу охлаждения различают двигатели:

§ с жидкостным охлаждением;

§ с воздушным охлаждением.

10. По типу:

§ ДВС;

§ Электрические;

§ Реактивные.

Большой объем работ в очагах аварий невозможно провести в короткие сроки без применения различной техники. Только широкая механизация всех видов работ позволит своевременно осуществить спасение пострадавших и выполнение неотложных аварийно-восстановительных работ.

Для механизации СНАВР могут применяться имеющиеся на предприятиях народного хозяйства города (объекта) различные типы и марки строительных машин и механизмов и техника коммунального хозяйства.

Все средства механизации, используемые при ликвидации последствий крупных производственных аварий и катастроф, можно разделить на четыре группы:

1. Машины и механизмы, применяемые при выполнении основных видов СНАВР. К ним относятся: машины для прокладывания временных дорог, вскрытия заваленных подвалов и убежищ, расчистки завалов и устройства временных проездов, бурения отверстий через завалы и ограждающие конструкции; грузоподъемные машины и механизмы; технические средства тушения пожаров и ликвидации последствий аварий на коммунально-энергетических сетях. Это бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, автомобильные и тракторные краны, погрузчики, конвейеры и подъемники, буровые станки и установки, вибрационные грунтоуплотняющие машины, бетоноукладчики, бетоносмесители, электростанции, компрессоры, электросварочные агрегаты, специальные машины и механизмы для пожаротушения, аварийные машины для городского газового хозяйства.

2. Механизированный инструмент и простейшие средства механизации, применяемые при производстве спасательных работ: пневматический и электрифицированный инструмент, бензорезы и керосинорезы, тали, домкраты, ручные лебедки и т. п.

3. Средства, обеспечивающие транспортировку сил, средств механизации и материалов к месту аварий и катастроф: грузовые автомобили, автосамосвалы, автобетоновозы, автоцементовозы, автобетономешалки, полуприцепы-опоровозы, панелевозы, стеновозы, фермовозы, блоковозы, керамзито- и кирпичевозы, прицепы-тяжеловозы.

4. Ремонтные и обслуживающие средства: ремонтные мастерские, станции обслуживания, бензо- и водозаправщики, осветительные станции и приборы.

Комплекты и комплексы машин подбирают исходя из анализа данных разведки очага аварии, объемов и видов работ, условий их выполнения и анализа состава имеющейся в распоряжении техники. Сопоставляя технические характеристики средств механизации с требованиями, вытекающими из характера работ, их объема и условий выполнения, выбирают ведущие (основные) и вспомогательные машины.

С целью более полного понимания применяемых шасси для техники МЧС, рассмотрим классификацию техники в России.

Техника и вооружение в России подразделяются на:

· артиллерийское вооружение,

· БТВТ,

· автомобильную технику,

· технические средства службы горючего и смазочных материалов,

· инженерные средства,

· вооружение и средства радиационной, химической и бактериологической защиты,

· технику связи и АСУ,

· авиационную технику,

· морскую технику,

· технику аэродромного обслуживания,

· технику тыла и измерительную технику.

Бронетанковое вооружение и техникаподразделяются на бронетанковое вооружение (БТВ) и бронетанковую технику (БТТ).

К бронетанковому вооружениюотносятся:

· танки,

· боевые машины пехоты (БМП),

· боевые машины десантные (БМД),

· бронетранспортеры гусеничные и колесные (БТР),

· бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ),

· боевые разведывательные машины (БРМ),

· бронепоезда,

· мотоциклы.

К бронетанковой техникеотносятся:

· бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ),

· танковые тягачи,

· танковые краны,

· машины технической помощи (МТП),

· П С Т О и Р БТВТ,

· бронетанковые базовые машины, к которым относятся базы танков, БМП, БМД, гусеничных и колесных бронетранспортеров, БРДМ, используемые под монтаж вооружения и техники.

К автомобильной техникеотносятся:

· автомобили,

· многоосные тяжелые колесные тягачи,

· гусеничные тягачи,

· транспортеры-тягачи и транспортеры,

· тракторы,

· прицепы и полуприцепы,

· специальные колесные шасси,

· автомобильные (колесные и гусеничные) базовые шасси вооружения и военной техники,

· ПСТО и Р и эвакуации автомобильной техники.

Автомобили многоцелевого назначения по типам подразделяются на легковые, грузовые и специальные.

К техническим средствам службы горючегоотносятся: средства перекачки, заправки, транспортирования, очистки, замера, подогрева, хранения горючего и масел, контроля качества горючего, средства механизации погрузочно-разгрузочных работ и сборки трубопроводов, технического обслуживания и ремонта этих средств.

К измерительной техникеотносятся войсковые средства измерений и метрологическая техника.

К войсковым средствам измерений относятся меры, измерительные приборы,
измерительные преобразователи, измерительные установки и системы, имеющие
нормированные метрологические характеристики.

К метрологической технике относятся войсковые подвижные лаборатории (пункты) измерительной техники (ПЛИТ, ПИТ).

К инженерным средствамотносятся:

· средства инженерного вооружения,

инженерные боеприпасы,

инженерная техника.

· технического вооружения

· специального вооружения:

средства индивидуальной бронезащиты, средства активной обороны, средства обеспечения операций.

К инженерной технике относятся: машины и аппаратура для устройства и преодоления заграждений, ведения инженерной разведки, добычи и очистки воды; дорожные, землеройные, мостостроительные, лесопильные и грузоподъемные машины; сваебойные средства; гусеничные плавающие транспортеры и самоходные паромы, понтонные парки, танковые мостоукладчики, механизированные мосты; навесные агрегаты; буксирно-моторные катера; источники электрической энергии общевойскового назначения; машины для маскировочного окрашивания; подвижные средства обслуживания и ремонта инженерных средств; средства механизации работ по инженерному обеспечению действий войск.

К вооружению и средствам радиационной, химической и биологической зашитыотносятся:

· машины радиационной, химической и биологической разведки (РХБР),

· радиометрические и химические лаборатории,

· приборы РХБР и контроля заражения, газоанализаторы, расчетно-аналитические станции и группы;

· средства специальной обработки и обеззараживания – авторазливочные и автодегазационные станции, тепловые машины специальной обработки, дезинфекционно-душевые автомобили и прицепы;

· комплекты: санитарной обработки, дегазации, дезактивации, дезинфекции;

· растворы и вещества для специальной обработки и обеззараживания;

· дымовые средства – дымовые машины, аэрозольные генераторы;

· средства ремонта: подвижные ремонтные химические мастерские, войсковые ремонтные средства.

К технике связи и АСУотносятся: средства связи, автоматизации и обеспечения связи и АСУ, сигнальные средства (звуковые, светотехнические), а также средства радиоразведки, радиоэлектронной борьбы и радиопротиводействия.

К авиационной техникеотносятся:

· пилотируемые и беспилотные летательные аппараты,

· двигатели летательных аппаратов,

· оборудование летательных аппаратов (съемное и стационарно установленное на летательном аппарате),

· авиационные средства поражения,

· тренажеры.

Наши рекомендации