Тема 3.3.2. Схема и принцип работы системы автоматического управления двигателя постоянного тока в функции времени.
(Москаленко, с.261-262, рис.10.25, а,б)
Эта схема содержит кнопки управления SB1 (пуск ДПТ) и SB2 (остановка ДПТ) линейный контактор КМ1, обеспечивающий подключение ДПТ к сети и контактор ускорения КМ2 для выключения (шунтирования) пускового резистора Rд. В качестве датчика времени в схеме использовано электромагнитное реле времени КТ (см. тему 1.9). При подключении схемы к источнику питания срабатывает реле КТ, размыкая свой контакт в цепи катушки контактора КМ2 и подготавливая двигатель к пуску.
Пуск ДПТ начинается после нажатия кнопки SB1, в результате чего получает питание катушка контактора КМ1, который своими главным контактом подключает ДПТ к источнику питания. Двигатель начинает разгон с резистором Rд в цепи якоря. Одновременного размыкающий блок-контакт КМ1 разрывает цепь питания катушки реле времени КТ. Через интервал времени ∆tкт, называемый выдержкой времени, контакт КТ в цепи катушки контактора КМ2 замкнется, последний включится и своим главным контактом закоротит пусковой резистор Rд в цепи якоря.
Таким образом, при пуске ДПТ в течении времени ∆tкт разгоняется по искусственной характеристике, а после шунтирования резистора Rд – по естественной. Величина сопротивления резистора Rд выбрана таким образом, что в момент включения двигателя ток I1 в цепи якоря и соответственно момент М1 не превосходят допустимого уровня.
За время ∆tкт после начала пуска скорость вращения двигателя достигает величины ω1, а ток в цепи якоря снижается до уровня I2. После шунтирования Rд происходит бросок тока в цепи якоря от I2 до I1, который не превышает допустимого уровня.
Тема 3.3.3. Схемы и принцип работы систем автоматической блокировки (САБ) и систем автоматической защиты (САЗ).
САБ предназначены для предотвращения ошибочных действий оператора, а также выполнения операций технологического процесса в необходимой последовательности.
САЗ предназначены для прерывания технологических процессов на защищаемом объекте при нарушении нормального режима работы, что может привести к повреждению оборудования и авариям.
Рассмотрим схему, в которой одновременно имеется САБ от ошибочного включения реверсивного двигателя и САЗ от выхода рабочего органа за крайние предельные положения.
Принцип работы САБ.
Данная САБ предназначена для блокировки от ошибочного нажатия оператором одновременно кнопок SB2 и SB3, что может привести к одновременному срабатыванию контакторов КМ1 и КМ2, а значит, к короткому замыканию источника питания.
Для предотвращения этого в цепь питания катушки контактора КМ1 включен размыкающий блок-контакт контактора КМ2, а в цепь питания катушки контактора КМ2 – размыкающий блок-контакт контактора КМ1. В результате при попытке одновременного нажатия кнопок SB2 и SB3 на какое то время раньше сработает контактор КМ1, размыкая цепь питания катушки контактора КМ2 и одновременно включая двигатель М.
Принцип работы САЗ.
Предположим, что включен контактор КМ1 и двигатель Мперемещает рабочий орган в нужном направлении. При подходе рабочего органа к крайнему предельному положению (например, мостового крана к стене цеха) специальный упор, расположенный на стене, воздействует на конечный выключатель SQ1, расположенный на кране. Контакты SQ1 разомкнутся. Катушка контактора КМ1 теряет питание, его контакты в цепи питания двигателя Мразмыкаются и двигатель останавливается.
ЗАЧЕТ ПО МОДУЛЮ 3.3.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ АВТОМАТИКИ»