Тема 3.2.3. Схема и принцип работы САР скорости вращения двигателя постоянного тока (ДПТ).

Данная САР предназначена

- для автоматического поддержания скорости вращения двигателя при изменении нагрузки на его валу;

- для автоматического ограничения пусковых и тормозных токов двигателя.

Тема 3.2.3. Схема и принцип работы САР скорости вращения двигателя постоянного тока (ДПТ). - student2.ru

Назначение элементов схемы и действующих в схеме напряжений

Uзс – напряжение задания по скорости двигателя;

Uос– напряжение обратной связи по скорости двигателя;

Uвх.с. – напряжения на входе регулятора скорости РС;

Uзт– напряжение задания по току двигателя;

Uот– напряжение обратной связи по току двигателя;

Uвх.т. – напряжение на входе регулятора тока РТ;

Uу - напряжение управления;

Uα – последовательность коротких прямоугольных положительных импульсов с регулируемым углом α;

Uвых.тв – выходное напряжение тиристорного управляемого выпрямителя ТУВ.

М – обмотка якоря ДПТ;

ОВ – обмотка возбуждения ДПТ;

ВR – тахогенератор (датчик скорости вращения ДПТ) ;

Rш – шунт (на нем происходит падение напряжения, пропорциональное току двигателя) ;

ДТ – датчик тока двигателя (усилитель постоянного тока) ;

R1, R2 – сравнивающее устройство – делитель напряжения, со средней точки которого снимается сигнал рассогласования между Uзс и Uос;

РС – регулятор скорости – усилитель постоянного тока – усилитель постоянного тока – усиливает сигнал рассогласования Uзс и Uос;

R3, R4 – сравнивающее устройство – делитель напряжения, со средней точки которого снимается сигнал рассогласования между Uзт и Uот;

РТ – регулятор тока – усилитель постоянного тока – усиливает сигнал рассогласования между Uзт и Uот;

VD1 и VD2 – пороговое устройство – стабилитроны;

СИФУ – система импульсно-фазового управления – автоматически изменяет угол α, открывания тиристоров ТУВ в зависимости от величины напряжения управления Uу;

ТУВ – тиристорный управляемый выпрямитель - выпрямляет переменное сетевое напряжение Uс и регулирует величину постоянного напряжения Uвых.тв.

Принцип работы схемы в режиме ограничения пускового тока

При пуске двигателя на холостом ходу Uос мало, поэтому на входе РС присутствует большой по величине сигнал Uвх.с:

↑Uвх.с = Uзс – Uос↓ ≈ Uзс.

Поэтому, в одном из стабилитронов VD1 или VD2 (в зависимости от полярности Uзс) произойдет обратимый пробой р-n-перехода, а, следовательно, между входом и выходом регулятора скорости возникает перемычка, т.е. срабатывает пороговое устройство. На вход РТ через регулятор R3 поступает большое Uзт:

↑Uзт = Uвх.с ≈ Uзс.

Напряжение обратной связи по току Uот в момент пуска двигателя большое, поэтому на входе РТ присутствует малое напряжение Uвх.т:

↓Uвх.т = ↑Uзт – ↑Uот.

Поэтому, напряжение на выходе РТ (напряжение управления Uу) на входе СИФУ также мало, что вызывает появление на выходеСИФУ коротких положительных прямоугольных импульсов с большим углом αоткрывание тиристоров ТУВ – сигнал Uα (см. диаграмму работы СИФУ).

Тема 3.2.3. Схема и принцип работы САР скорости вращения двигателя постоянного тока (ДПТ). - student2.ru

В результате, выходное напряжение Uвых.тв становится меньшим, а значит, ток, протекающий по обмотке якоря двигателя во время пуска двигателя мал:

Тема 3.2.3. Схема и принцип работы САР скорости вращения двигателя постоянного тока (ДПТ). - student2.ru

Вывод: Таким образом, на время пуска двигателя ток в момент пуска якоря автоматически уменьшается (ограничивается). Аналогично САР работает и при возникновении тормозных токов двигателя.

Принцип работы схемы в режиме поддержания скорости вращения двигателя на заданном уровне

По мере разгона двигателя Uос увеличивается, поэтому Uвх.с постепенно уменьшается:

↓Uвх.с = Uзс – Uос↑.

Поэтому, в стабилитроне пробой прекращается, перемычка между входом и выходом РС пропадает, и регулятор скорости РС вступает в действие.

Предположим, что САР работает в установившемся режиме на холостом ходу при таких значениях Uу, Uα, Uвых. тв, которые обеспечивают заданную скорость вращения двигателя ω ( в соответствии с Uзс – напряжением задания по скорости двигателя).

По мере увеличения нагрузки на валу двигателя его скорость будет стремитьсяк уменьшению. Поэтому, Uос также будет стремиться уменьшиться, а Uвх.с будет стремиться увеличиваться, но не до уровня пробоя стабилитрона:

↑Uвх.с = Uзс - Uос↓.

Последовательно усилившись в РС и в РТ, этот сигнал в качестве напряжения управления Uу большой величины поступает на вход СИФУ. По этому сигналу СИФУ уменьшает угол α открывания тиристоров ТУВ, а выходное напряжение Uвых.тв при этом увеличится. Это вызовет увеличение скорости вращения двигателя до заданного значения в соответствии с напряжением задания Uзс.

САР вновь приходит в установившийся режим до следующего изменения нагрузки на валу двигателя, а значит и изменения скорости вращения двигателя.

Таким образом, в этом режиме САР автоматически поддерживает заданную скорость вращения двигателя при увеличении и уменьшении нагрузки на его валу.

Резистор Rос1 и цепочка Rос2, Сос представляют собой местные обратные связи для операционных усилителей РС и РТ.

ЗАЧЕТ по модулю 3.2 (САР).

По имеющейся схеме САР и диаграммах работы СИФУ описать работу контура регулирования:

1 вариант – скорости двигателя при увеличении нагрузки на его валу;

2 вариант – тока двигателя при пуске;

3 вариант – скорости двигателя при уменьшении нагрузки на его валу.

Модуль 3.3. Системы автоматического управления.

Наши рекомендации