Тема 3.4 Математическая обработка числовых данных. (6ч)
Цель:закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе выполнения практических работ в среде программы MSExcel.
Задание 1. Составить терминологический словарь по теме «Электронная таблица. Табличный редактор MSExcel».
Указания по составлению, оформлению и критериям оценки терминологического словаря смотрите в пункте 3.2.
Форма контроля:
- проверка выполненного письменного задания.
Задание 2. Выполните задания на решение задач средствами программы MS Excel:
1) Создайте расчетную таблицу, изображенную на рисунке 1.
Рис. 1 Электронная таблица
2) Самостоятельно составьте таблицу для расчета ваших еженедельных трат на поездки вгородском транспорте.
Форма контроля:
- проверка выполненных заданий в электронной форме,
- защита работы.
Задание 3. Выполните задания на графическое представление данных средствами программы MSExcel:
1) Создайте документ, изображенный на рисунке 2:
а. Создайте таблицу изменения цен на телефоны.
б. На основе табличных данных постройте диаграмму.
Рис. 2. Электронный документ в MS Excel
2) Создайте документ, изображенный на рисунке 3:
а. Создайте таблицу продаж автомобилей.
б. На основе табличных данных постройте диаграмму.
Рис. 3. Электронный документ в MS Excel
в. Отсортируйте данные в таблице продаж по количеству проданных автомобилей в порядке убывания и посмотрите, как изменится диаграмма.
3) Создайте диаграмму, изображенную на рисунке 4:
а. Самостоятельно, на основе данных диаграммы создайте таблицу.
б. На основе табличных данных постройте диаграмму.
Рис. 4. Электронный документ в MS Excel
Форма контроля:
- проверка выполненных заданий в электронной форме,
- защита работы.
Задание 4.Выполните задания на закрепление приемов поиска и фильтрации данных средствами программы MSExcel:
1) Создайте таблицу, изображенную на рисунке 5. Выполните фильтрацию для данного документа:
а. Выберете из списка тех студентов, проживающих на улице Чуйкова.
б. Выберете из списка всех девушек-студенток (отчество заканчивается на «вна»).
в. Выберете из списка толькотех студентов, фамилия которых начинается с буквы Г; имена которых начинаются на В; отчество не начинается с буквы Р и не содержит букву Е и номер дома или квартиры которых не равен 30.
Рис. 5. Электронный документ в MS Excel
Форма контроля:
- проверка выполненных заданий в электронной форме,
- защита работы.
Задание 5.Решить задачи оптимизации средствами программы MSExcel. Образец оформления задач смотрите в приложении 3.
1) Кооператив из 20 человек выпускает изделия А и Б. Кооператив намерен получать прибыль не менее 6,5 млн. р. В год. Ему выделили 54 тыс. кВт*ч электроэнергии. Какое минимальное количество металла потребуется кооперативу, чтобы обеспечить нужную прибыль? Составьте модель и решите задачу.
2) Цех может производить стулья и столы. На производство стула идет 5 единиц материала, на производство стола - 20 единиц (футов красного дерева). Стул требует 10 человеко-часов, стол - 15. Имеется 400 единиц материала и 450 человеко-часов. Прибыль при производстве стула - 45 долларов США, при производстве стола - 80 долларов США. Сколько надо сделать стульев и столов, чтобы получить максимальную прибыль?
3) Предприятие имеет запасы 4-х видов ресурсов (мука, жиры, сахар, финансы), с которых производится 2 виды продуктов (хлеб и батон).
Известны (см. рисунок 6):
- нормы расходов ресурсов на производство единицы продукции;
- запасы ресурсов;
- цены продуктов;
- спрос на хлеб.
Рис. 6
Найти оптимальный план производства, при котором доход от реализации произведенной продукции должен быть максимальный.
Форма контроля:
- проверка выполненных заданий в электронной форме,
- защита работы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие существуют способы запуска Excel?
2. Какие существуют способы для выделения листов книги?
3. Какие существуют способы для перемещения выделенных листов?
4. Какие существуют способы для копирования выделенных листов?
5. Как можно удалять выделенные листы?
6. Какие существуют способы для выделения диапазонов ячеек листа?
7. Как выделить все ячейки текущего листа?
8. Какие существуют способы для перемещения диапазонов?
9. Какие существуют способы для копирования диапазонов?
10. Какие существуют способы для вставки диапазонов, строк, столбцов?
11. Как можно удалять диапазоны, строки, столбцы?
12. Как выполняется ввод данных в текущую ячейку с использованием и без использования строки формул?
13. Как выполняется редактирование данных, введенных ранее в текущую ячейку, с использованием и без использования строки формул?
14. Как выполняются автозаполнение и копирование с использованием маркера заполнения?
15. С какого символа начинается ввод формулы в текущую ячейку?
16. Какие знаки действий и специальные символы используются при вводе формул?
17. Какие существуют способы ввода в формулу ссылок на адреса ячеек?
18. В каких случаях могут быть использованы относительные, абсолютные и смешанные ссылки?
19. Какими способами можно выполнять вставку функций в формулы?
20. Как можно получить справочную информацию об используемой функции в окне мастера функций?
21. Какой диапазон следует выделять для построения диаграммы?
22. Как можно изменять параметры диаграммы после ее построения?
23. Что такое список?
24. Сколько ячеек следует выделить внутри списка для правильного выполнения операций с ним?
25. Какими способами можно выполнять сортировку списка?
26. Как отменить фильтрацию списка?
27. Какую предварительную операцию следует выполнить со списком перед подведением итогов?
Самостоятельная работа №9.