Оборудование для разборки якорей
Якоря электрических машин проходящих ремонт в объеме КР2, а также я коря с меньшим ремонтным пробегом, но по различным дефектом установленным в процессе определения состояния. Якоря после мойки и сушки в печи поступают на участок разборки якорей.
Снятие бандажей
С якорей срезают бандажи. Для того чтобы снять бандаж выполненный из полимерных материалов армированных стеклянными нитями, и представляющий собой, по сути, предварительно напряженную конструкцию. Для снятия достаточно разрушить ее целостность в каком-нибудь одном поперечном сечении.
Для этого на бандаж устанавливается специальное приспособление. Данное приспособление состоит из внешнего кольца и внутреннего электрода, к которым подводится напряжение от сварочного генератора или трансформатора.
Электрическая дуга выжигает полимерный материал бандажа. Тонкие стеклянные нити при отсутствии полимерного наполнителя и при воздействии электрической дуги становятся ломкими и легко разрушаются при обычном механическом воздействии. После нарушения целостности бандажа в данном сечении, он легко снимается в виде разрезанного кольца.
Снятие пазовых клиньев
При небольшой производственной программе на ряде предприятий снятие пазовых клиньев выполняется вручную. Якорь, предварительно пропаренный и разогретый в ванне, устанавливается на опорах. Специально заправленным инструментом – оправкой, при помощи ударов малой кувалды по очереди выбивается каждый клин в отдельности.
С целью улучшения условий труда и повышения производительности данной технологической операции применяется специальное оборудование, выполненное в различных вариантах.
Первый вариант: использование поперечно- строгального станка.
Со станка снимается стол с механизмом поперечной подачи. По оси станка устанавливается механизм вращения якоря. В суппорт станка на место резца устанавливается специальный упор. Движением ползуна клин удаляется из якорного паза за один ход станка.
Второй вариант: специальная установка с гидравлическим рабочим механизмом.
Установка представляет собой силовой цилиндр с гидростанцией и системой управления. Якорь устанавливается в центра с электроприводом. Автоматика управления синхронизирует поворот якоря на один паза и рабочий ход цилиндра. Синхронизация осуществляется следящей системой оборудованной датчиками.
Удаление обмотки из пазов
Первоначально выполняется отделение обмотки от коллектора. Отделение обмотки от коллектора выполняется разными способами в зависимости от конструктивных особенностей якоря.
Первый вариант.
Обмотка якоря соединена с коллектором пайкой твердыми припоями (ПСр2.5).
В этом случае с помощью высокочастотных установок для пайки производится распайка коллектора, то есть операция обратная пайке.
На ряде заводов для этой цели используются установки с источниками питания ВЧИ-70, ВЧГ -100
Второй вариант
Обмотка якоря соединена с коллектором сваркой.
Якорь устанавливается в центра токарно-винторезного станка. Резцом протачивается торцевая поверхность петушков коллектора. При этом снимаемый слой металла должен соответствовать глубине провара сварного соединения. (1,5-2,0мм).
При этом неизбежно уменьшается ширина петушков коллектора. Чертежный размер петушка составляет 30 мм, а предельный размер ремонтного допуска после КР2 составлял 16 мм, а впоследствии был согласован до 10мм.
Собственно удаление обмотки осуществляется в специальной центробежной установке. Конструктивно установка выполнена следующим образом.
Корпус, представляющий собой цилиндр с толщиной стенок не менее 15мм, заглублен в массивный железобетонный фундамент не менее чем на 85-95% своей высоты. В нижней части корпуса закреплена опора, состоящая из корпуса, втулки установленной на упорный подшипник. Втулка клиноременной передачей соединена с приводным двигателем, расположенным в приямке. В верхней части корпуса имеется массивная крышка. В крышке для центровки якоря встроено прижимное устройство с упорным подшипником, ходовым винтом и приводным маховиком. Крышка оборудована запорным устройством.
Якорь конусом со стороны противоположной коллектору устанавливается на нижнюю опору. Крышка закрывается и вращением маховика якорь центруется в установке. Крышка запирается. Включается привод двигателя. Обычно время технологического цикла составляет одну- две минуты. Под действием центробежной силы обмотка выходит из пазов со стороны коллектора. Задние части якорных секций будучи связанными между собой за счет перегибов в лобовых частях опираются на заднюю нажимную шайбу. Якорь извлекается из установки. Обмотка снимается вручную.
Размеры установки, ее узлов и деталей, типы подшипников могут варьироваться в зависимости от размеров и массы якорей различных электрических машин.