Катушечно-секционное производство
На этих производственных участках осуществляется ремонт и изготовление новых полюсных катушек.
На специальных намоточных станках по шаблону ведется намотка из медных шин полюсных катушек. После намотки к виткам катушек производится приварка выводов.
После этого в зависимости от объемов ремонта и конструктивных особенностей катушки накладывается межвитковая, межслойная и корпусная изоляция, производится установка катушки на полюс. Собранные полюса отправляются в сушильно-пропиточное отделение якорного цеха для завершения работ по изоляционной конструкции и нанесения покровных эмалей.
Изготовление якорных катушек (секций обмотки)
Общая последовательность технологических операций следующая:
- мерная резка обмоточного провода;
- гибка проводника на ребро;
- разводка концов секций;
- гибка секции по образующей ( радиусу якоря)
После этого производятся изолировочные работы по наложению межвитковой, межслойной и корпусной изоляции. Одновременно с выполнением изоляционных работ выполняется формирование катушек из секций обмотки.
Рис. 3 Схема технологических маршрутов катушечно-секционного производства
Якорное производство
После проведения дефектировки и определения объема ремонта якоря предназначенные к ремонту КР2 со сменой изоляции поступают на позиции разборки.
На токарно-винторезном станке отрезным резцом отрезаются концы секций якоря непосредственно перед пластинами коллектора.
Бандажи разрезаются электрической дугой при помощи специального приспособления для закрепления электрода.
Пазовые клинья удаляются из якоря на специальной установке с гидравлическим приводом, либо на специально приспособленном поперечно-строгальном станке.
Собственно обмотка из пазов удаляется на специальной центробежной установке.
При ремонте якорей выполненных с изоляцией на эпоксидных компаундах в специальных автоклавах производится обработка якорей методом гидролитической деструкции.
Ремонт коллекторов
При помощи гидравлического пресса с якоря демонтируется коллектор. Ремонт коллекторов тепловозных электромашин ведется по состоянию. Коллектора электровозных тяговых электрических машин разбираются в обязательном порядке.
По состоянию меняются собственно коллекторные пластины. Изолирующие пластины коллектора и миканитовые манжеты, миканитовые конусы заменяются на новые, независимо от состояния. Пакеты медных и изолирующих пластин собираются на специальных градационных шайбах. Собранный пакет фиксируется специальным хомутом.
После чего выполняется расточка «ласточкиного хвоста» с обеих сторон пакета. На паз «ласточкиного хвоста» устанавливаются изолирующие миканитовые манжеты. Соединяются в единый сборочный узел пакет с манжетами, нажимный конуса и закрепляются коллекторными болтами.
После этого выполняются неоднократные технологические циклы динамической формовки коллектора. Циклы состоят из нагрева коллектора, разгон до частоты вращения в два раза превышающей номинальную частоту вращения якоря, затяжки коллекторных болтов.
Выполняется статическая балансировка коллектора.
Сердечник и вал якоря.
Вал при необходимости восстанавливают наплавкой, либо заменяют на новый.
Пластины сердечника якоря при необходимости заменяют новым пакетом. После запрессовки пакета пазы сердечника якоря калибруют протяжкой. Готовый сердечник покрываются лаком БТ-99 либо ФЛ-03К.
Укладка обмотки
Пазы якоря выстилаются изолирующим материалом типа «Изофлекс» или аналогичным. Укладываются якорные катушки обмотки якоря (секции). Производится их осадка в пазу на специальных установках. Окончательно обмотка в пазу фиксируется установкой пазовых клиньев.
На якоре формируют бандаж намоткой специальной стеклобандажной ленты. При этом контролируются требуемая величина натяга ленты и гемотрические размеры бандажа.
Выполняется соединение обмотки якоря с коллектором, В зависимости от конструктивных особенностей это мажет быть пайка в ванной свинцовисто-оловянным припоем, пайкой на установке ТВЧ серебросодержащим припоем, или сваркой неплавящимся электродом (W) в среде инертного газа (He).
Сушильно-пропиточное отделение
На этом участке осуществляется вакуум-нагнетательная пропитка якорей и полюсных катушек лаком или компаундом. После пропитки в циркуляционных печах осуществляется технологические циклы сушки, запечки или полимеризации, в зависимости от материалов входящих в систему изоляции. От этого также зависит количество циклов, их продолжительность и температурные параметры процесса.
На этом же участки на якоря наносят покровную эмаль.
Участок отделки
После выполнения работ по окончательному формированию изоляционной системы якорей, они из сушильно-пропиточного отделения поступают на участок отделки, где выполняются все финишные операции, осуществляется приемка якорей, как готового изделия.
Это обточка коллектора. Фрезеровка ламелей и снятие фасок. Динамическая балансировка якоря.
С участка отделки якорь передается на сборку электрических машин.
Рис. 4 Структурная схема технологического маршрута ремонта якоря