Особенности налогообложения инновационной деятельности

В целях стимулирования инновационной деятельности государство предпринимает попытки введения различных льгот по применяемым на территории Российской Федерации видам налогов.

В соответствии с поправками в Налоговый кодекс Российской Федерации освобождается от налогообложения НДС реализация на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Кроме того, пополнился общий перечень операций, которые не облагаются НДС.

В список «льготных» операций включается выполнение организациями НИОКР и технологических работ, относящихся к созданию новых или к усовершенствованию уже производимых продукции и технологий. При этом оговаривается, что в состав таких работ должны включаться определенные виды деятельности, а именно:

- разработка конструкции инженерного объекта;

- разработка новых технологий;

- создание опытных, т. е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

В отношении налога на прибыль предусмотрены следующие льготы:

1. Утверждение фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, средства которых, полученные организациями в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Утверждать перечень этих фондов будет правительство.

2. Послабления в части амортизационной политики. В отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше трех.

3. Установлено, что расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, признаются для целей налогообложения в пределах 1,5 % доходов (валовой выручки) налогоплательщика.

Налоговый кодекс РФ предусматривает подробный перечень расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций в составе прочих расходов. Основная их часть принимается к учету в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены исследования или разработки. Такие расходы, как отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, могут признаваться для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были произведены.

В отношении расходов на НИОКР по перечню, установленному правительством РФ и признаваемых в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, устанавливается требование о предоставлении налогоплательщиками отчетов о выполненных исследованиях (разработках). При этом предусматривается право налогового органа назначить экспертизу представленного отчета.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ дополнен нормами, регулирующими порядок формирования в налоговом учете резерва предстоящих расходов на НИОКР. Налогоплательщик вправе самостоятельно принять решение о создании такого резерва. Принятое решение должно быть отражено в учетной политике.

Резерв для реализации каждой утвержденной программы может создаваться на срок, в течение которого планируется проводить соответствующие НИОКР, но не более двух лет. Размер резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию соответствующей программы. В НК РФ приведена формула расчета предельного размера отчислений в резерв. Эти отчисления признаются прочими расходами на последнее число отчетного (налогового) периода.

Согласно НК РФ, при создании резерва затраты на НИОКР налогоплательщик производит за счет такого резерва. Если созданного резерва оказалось недостаточно, сумма превышения фактических расходов над суммой резерва учитывается согласно ст. 262 НК РФ. Не использованную в течение установленного налогоплательщиком срока сумму резерва нужно включить во внереализационные доходы того (налогового) периода, в котором были произведены соответствующие отчисления.

Установлены также особенности ведения налогового учета расходов на НИОКР.

Действующее законодательство о налогах и сборах продолжает совершенствоваться.

Принят федеральный закон от 07.06.2011г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»».

Целью поправок является создание благоприятных условий для инновационной деятельности в России. Изменения затрагивают порядок учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).

Расходами на НИОКР признаются затраты на создание новой или усовершенствование производимой продукции (работ, услуг), применяемых технологий, методов организации производства и управления.

Расходы на НИОКР уменьшают налогооблагаемую прибыль того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ) и (или) сторонами подписан акт сдачи-приемки. Причем порядок признания данных расходов не ставится в зависимость от полученного результата.

Исключение составляют отчисления в фонды поддержки. Эти отчисления включаются в расходы того отчетного (налогового) периода, в котором произведены.

Иные расходы, непосредственно связанные с НИОКР, которые превышают 75 % суммы затрат на оплату труда работников, участвующих в НИОКР, также можно будет учесть в периоде завершения разработок.

Если в результате НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, то они признаются нематериальными активами. Налогоплательщик может выбрать порядок их списания в расходы: начислять амортизацию или учитывать в прочих расходах в течение двух лет. Избранный порядок должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.

Если нематериальный актив, полученный в результате расходов на НИОКР, которые включены в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 г. № 988, реализуется с убытком, то налогоплательщик не сможет учесть такой убыток для целей налога на прибыль.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени. Изменение срока уплаты налога и сбора влечет за собой перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Причем этот срок может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога.

Одним из способов изменения срока уплаты налога или сбора, который в большей части предусмотрен специально для организаций, осуществляющих инновационную деятельность, является инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором налогоплательщику при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (одному или нескольким) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Основания для предоставления инвестиционного налогового кредита следующие:

Если организация проводит научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы, либо техническое перевооружение собственного производства, в т. ч. направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В этом случае инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую тридцать процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей.

Если организация осуществляет внедренческую или инновационную деятельность, в т. ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. Сумма инвестиционного налогового кредита определяется соглашением между уполномоченным органом и организацией, претендующей на получение кредита.

Если организация выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особо важные услуги населению. Сумма кредита, как и в предыдущем пункте, определяется соглашением сторон.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога. Срок предоставляемого кредита может быть установлен от одного года до пяти лет. В каждом отчетном периоде уменьшение суммы налога не может быть более 50 % соответствующих платежей по налогу.

В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть указаны: порядок уменьшения налоговых платежей, сумма кредита (с указанием налога, по которому предоставляется кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон, положения, в соответствии с которыми не допускается в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицом оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией является условием предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи). Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Банка России. Законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления соответственно по региональным и местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая ставки процентов на сумму кредита.

Что касается дополнительных налоговых льгот, которые предусмотрены для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, налогоплательщикам разрешается учитывать расходы:

- на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

- на патентование или оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

- на научные исследования или опытно-конструкторские разработки.

Также предоставляются льготы по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов высокой энергетической эффективности в течение трех лет со дня постановки на учет такого имущества.

Таким образом, применение указанных налоговых льгот и условий позволяет государству оказывать поддержку инновационной деятельности.

Задание по главе

10. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.

10.1. Анализ издержек производства.

10.2. Планируемая себестоимость единицы продукции (таблица по годам).

10.3. Стратегия и политика ценообразования.

10.4. Планируемая рыночная цена единицы продукции (по годам).

11. ОПИСАНИЕ НАЛОГОВОГО ОКРУЖЕНИЯ.

11.1. Льготы, возможные для данного проекта.

11.2. План уплаты налогов по годам.

11.3. Отчисления в бюджетные фонды.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются особенности формирования цены на новую продукцию?

2. Какие ценовые стратегии в инновационном маркетинге вам известны?

3. Охарактеризуйте стратегию «снятия сливок».

4. Охарактеризуйте стратегию проникновения на рынок.

5. Охарактеризуйте стратегию престижных цен.

6. Охарактеризуйте стратегию, основанную на мнении потребителя.

7. Что включают в себя внешние ценообразующие факторы?

8. Что включают в себя внутренние ценообразующие факторы?

9. Что такое ценовая политика предприятия?

10. Какие налоговые льготы, предоставляемые законодательством для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, предусмотрены законодательством РФ?

11. Что такое инвестиционный налоговый кредит?

Тематика докладов

1. Национальная инновационная система.

2. Инновационная инфраструктура: понятие, элементы.

3. Упрощенная система налогообложения.

4. Особые экономические зоны (ОЭЗ).

Наши рекомендации