Тенденции, имеющие существенное значение для корпоративной стратегии
Политика | Экономика | Социум | Технология |
- текущее законодательство на рынке; - будущие изменения в законодательстве; - европейское/международное законодательство; - регулирующие органы и нормы; - правительственная политика, изменение; - государственное регулирование конкуренции; - торговая политика; - выборы на всех уровнях власти; - финансирование, гранты и инициативы; - группы лоббирования/давления рынка; - международные группы давления; - экологические проблемы; - выборы президента; - отношения организации с правительством и федеральной властью в целом; - прочее влияние государства в отрасли | - экономическая ситуация и тенденции; - динамика ставки рефинансирования; - уровень инфляции; - инвестиционный климат в отрасли; - заграничные экономические системы и тенденции; - общие проблемы налогообложения; - налогообложение, определенное для продукта / услуг; - сезонность / влияние погоды; - рынок и торговые циклы; - платежеспособный спрос населения; - платежеспособный спрос главных потребителей продукта; - специфика производства; - товаропроводящие цепи и дистрибуция; - потребности конечного пользователя; - обменные курсы валют; - основные внешние издержки; - ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции | - демография; - изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы; - структура доходов и расходов; - базовые ценности; - тенденции образа жизни; - здоровый образ жизни; - отношение к образованию; - бренд, репутация компании, имидж; - мода и образцы для подражания; - главные события и факторы влияния; - мнения и отношение потребителей; - потребительские предпочтения; - представления СМИ; - точки контакта покупателей; - этнические / религиозные факторы; - реклама и связи с общественностью; - нехватка квалифицированных кадров | - развитие конкурентных технологий; - финансирование исследований; - связанные / зависимые технологии; - замещающие технологии/решения; - зрелость технологий; - изменение и адаптация новых технологий; - производственная емкость, уровень; - информация и коммуникации, влияние Интернета; - потребители, покупающие технологии; - законодательство по технологиям; - потенциал инноваций; - доступ к технологиям, лицензирование, патенты; - проблемы интеллектуальной собственности |
Таблица 8
Основная таблица STEP-анализа
Группа факторов | Фактор | Проявление | Возможные ответные меры предприятия |
1. Экономические | 1.1. Угроза высоких темпов инфляции. Эмиссия денежная. Рост курса доллара | Обесценивание накоплений завода | Введение финансовых операций, сохраняющих покупательную способность средств |
Трудности с получением долгосрочных кредитов | Сокращение кап. строительства и свертывание НИОКР с отдаленными во времени результатами | ||
1.2. Дефицит государственного бюджета | Сокращение или прекращение дотаций. Отсутствие оплаты за продукцию | Лоббирование в органах государственного управления. Улучшение качества технико-экономических обоснований проектов по новейшим методикам | |
1.3. Изменение структуры государственных расходов. 1.4. Спад производства | Отмена гос. заказа на продукцию, задержка оплаты. Дефицит и удорожание ресурсов. Банкротство поставщиков и покупателей | Снятие с производства продукции, ранее шедшей на гос. заказ. Стимулирование оказания услуг по кооперации и поставок с помощью кредитов поставщикам смежникам, бартер | |
1.5. Рост безработицы (в т. ч. из-за конверсии) | Удешевление рабочей силы. Высвобождение работников | Формирование рациональной кадровой структуры | |
1.6. Изменение системы налогообложения | Отток средств из сферы производства в бюджет. Сокращение или рост платежеспособного спроса | Завышение себестоимости продукции. Изыскание путей минимизации налогов. Нарушение налогового законодательства или рост налоговой дисциплины | |
2. Правовые | 2.1. Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу | Необходимость изыскания финансовых ресурсов для покрытия вновь установленных отчислений | Добиться льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам |
2.2. Реестр монополистов | Резкое увеличение отчислений средств заводов-монополистов в бюджет | Лоббирование. Осторожная ассортиментная политика (предпочтение немонопольным товарам) |
Окончание табл. 8
3. Политические | 3.1. Ориентация на рыночное регулирование экономики | Возможность выбора сферы хозяйственной деятельности Ослабление дисциплины платежей и поставок | Изыскание новых направлений деятельности Страхование поставок, стимулирование партнеров |
3.2. Снижение стабильности в обществе | Увеличение вероятности социальных потрясений | Страхование от политических рисков | |
3.3. Проявление в органах государственной власти лобби от различных политических групп | Влияние лобби на выработку политического курса и законотворчество | Косвенное стимулирование участия в политике лиц, представляющих интересы предприятия. Активная политическая позиция руководства предприятия | |
4. Международные | 4.1. Либерализация внешнеэкономического сотрудничества | Возможность выхода на внешний рынок | Получение международного сертификата на продукцию |
Приток зарубежных товаров-конкурентов | Использование ценового преимущества, снижение издержек | ||
5. Социальные | 5.1. Рост мобильности населения | Отток работников в, т. ч. с вредных и тяжелых производств | Совершенствование системы стимулирования. Автоматизация и механизация труда |
5.2. Снижение уровня образования 5.3. Рост уровня образования | Снижение трудовой дисциплины и возникновение конфликтов. Проблемы освоения новых технологий. Рост эффективности производства | Создание службы социально-психологической поддержки. Поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров | |
6. НТП (научно-технический прогресс) | 6.1. НТП в сфере производства | Появление новых материалов, оборудования, технологии | Дополнительные вложения в ноу-хау и обновление мощностей |
Сокращение сроков амортизации | Увеличение объема амортизационных отчислений | ||
6.2. НТП в социальной сфере | Рост уровня потребностей населения | Маркетинг. Улучшение условий труда и быта работников предприятия |
STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие на организацию всех четырех факторов.
SWOT-анализ
В полном объеме стратегический анализ доступен лишь очень крупным компаниям. Однако в условиях динамично изменяющейся среды, даже для сравнительно небольших предприятий, одной интуиции руководителя становится недостаточно для успешных действий на рынке. Этим обусловлена необходимость постановки в таких компаниях ограниченных, более «дешевых» вариантов выработки стратегий. Но и для крупных компаний «очень часто затраты на количественное обоснование выбора целей и стратегий гораздо выше эффекта от их преимуществ по сравнению с более простыми «качественными» методами» (Э. Деминг).
В 1963 г. в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики проф. K. Andrews впервые публично озвучил акроним SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), что означает «Сила», «Слабость», «Возможности», «Угрозы». С 1960-х гг. и по сей день SWOT-анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. С появлением SWOT-модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT-анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз. Как правило, SWOT-анализ, т. е. анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, исходящих от окружающей среды, проводится с помощью вспомогательных таблиц (матриц).
Эти матрицы предоставляют руководителям компании структурированное информационное поле,в котором они могут стратегически ориентироваться и принимать решения.
Самое привлекательное в этом методе то, что информационное поле формируется непосредственно самими руководителями, а также наиболее компетентными сотрудниками компании на основании обобщения и согласования собственного опыта и видения ситуации.
При этом отпадает необходимость в использовании мощных дорогостоящих систем «количественного» анализа и привлечении не менее дорогих экспертов, которые, хуже зная специфику конкретного рынка и конкретного предприятия, могут в условиях ограничений по времени и неполной информации «навязать» неоптимальное решение. Но и ценность любого тщательно просчитанного «оптимального» решения, если оно появляется слишком поздно, становится равной «нулю».
На основании последовательного рассмотрения этих факторов принимаются решения по корректировке целей и стратегий предприятия (корпоративных, продуктовых, ресурсных, функциональных, управленческих), которые, в свою очередь, определяют ключевые моменты организации деятельности.
В настоящее время можно выделить следующие основные направления развития SWOT-анализа:
- отображение в модели динамических изменений фирмы и ее конкурентной среды;
- учет результатов анализа фирмы и ее конкурентной среды с использованием классический моделей стратегического планирования;
- разработка SWOT-моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке.
SWOT-анализ применяется:
- для анализа факторов конкурентного окружения (в настоящее время в рамках технологий стратегического планирования SWOT-анализ рассматривается как отдельный этап оценки и структурирования информации, собранной в соответствии с классическими моделями PEST, моделями Портера и т. д.);
- планирования реализации стратегий (для планирования реализации стратегий, разработанных на основе SWOT-моделей проф. Weihrich, используют матрицы balanced scorecard. Этот инструмент позволяет определить наиболее важные направления стратегического развития и наиболее важных исполнителей стратегий);
- конкурентной разведки (по данным обзора (Survey of SCIP membership conducted by The Pine Ridge Group, Inc. and the T.W. Powell Company, 1998), SWOT-анализ широко используется в конкурентной разведке. В 55,2 % случаев выполнения конкурентной разведки был использован SWOT-анализ для изучения разведывательной информации о конкурентах).
Стратегические решения не всегда связаны с большим временем планирования, а скорее характеризуются их влиянием на глубину перестройки бизнеса, его структуры, направлений развития, что может, например, в периоды кризисов или технологических «скачков» изменяться достаточно быстро.
Кроме того, стратегические решения связаны скорее с внешними, чем с внутренними проблемами компании, – в особенности решения, связанные с выбором номенклатуры продукции и сегментов рынка. Причем на эти «стратегические решения» могут оказывать влияние как факторы ближнего, так и дальнего «окружения компании».
Поэтому внешний анализ, помимо оценки рыночной конъюнктуры, должен охватывать такие сферы, как экономика, политика, технология, международное положение и социально-культурное поведение, т. е. проводиться в соответствии с моделью GETS, что означает четыре группы внешних сил давления:
Government – правительство;
Economy – экономика;
Technology – технология;
Society – общество.
Таким образом, в следующей таблице приведена форма оценки инновационного климата (табл. 9).
Таблица 9