Научно-техническая деятельность
В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность, тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и является базовой категорией международных стандартов в статистике науки и техники. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО научно-техническая деятельность как объект статистики охватывает три ее вида:
– научные исследования и разработки;
– научно-техническое образование и подготовку кадров;
– научно-технические услуги.
При осуществлении научно-технической деятельности большое значение имеет понятие масштаба научных работ, которое охватывает следующее:
Научное (научно-техническое) направление – наиболее крупная научная работа, имеющая самостоятельный характер и посвященная решению важной задачи развития данной отрасли науки и техники. Решение того или иного научного направления возможно усилиями ряда научных организаций.
Научная (научно-техническая) проблема – часть научного (научно-технического) направления, представляющая один из возможных путей его решения. Научная работа может решаться в виде целевой научно-технической программы, которая является комплексом увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам работ. Координацию этих работ должны проводить головные научные организации.
Научная тема – часть проблемы, которая решается, как правило, в пределах научной организации и выступает основной единицей тематического плана при финансировании, планировании и учете работ. Цель темы – эффективное решение конкретной задачи исследования патентных или экономических работ и т. д. Тема в зависимости от своей сложности может разбиваться на этапы и подэтапы.
Классификация инноваций
Необходимость проведения классификации инноваций обусловлено не только научным подходом к изучению такого сложного процесса как инновационный, практической применимостью таких классификаций для четкого представления о создаваемых услугах и продуктах. В связи с многообразием типов инноваций и большим количество специалистов, занимающихся их изучением, породило огромное количество классификаций инноваций.
Для упрощения понимания инноваций, все классификации можно свести в таблицу.
Таблица 4
Классификация инноваций
Признак классификации | Пункты классификации |
По степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации | – радикальные (базисные) – нововведения, которые базируются на научном открытии или крупном изобретении и направлены на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений; – улучшающие – нововведения, направленные на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов; – модификационные (частные) – инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства |
Продолжение табл. 4
По различию инновационных процессов | – пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США); – догоняющий – дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов |
По направленности результатов инновации | – инновации в качестве научного инструментария; – инновации-процессы; – инновации-продукты |
С точки зрения технологических параметров инновации | – продуктовые – применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты); – процессные – новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы) |
По типу новизны для рынка в составе инноваций (или масштабу новизны) | – новые изделия для отрасли в мире; – новые изделия для отрасли в стране; – новые изделия для данного инновационного предприятия (группы инновационных предприятий) |
По степени интенсивности инновации | - «бум»; - равномерные; - слабые; - массовые |
По масштабу инноваций | - трансконтинентальные; - транснациональные; - региональные; - крупные; - средние; - мелкие |
По результативности | - инновации с высокой степенью результативности; - с низкой степенью; - стабильные инновации |
По эффективности | - инновации, приносящие экономическую эффективность; - социальную эффективность; - экологическую эффективность; - интегральную эффективность |
По характеру общественных целей | - ориентированные на прибыль; - не ориентированные на прибыль; - специальные инновации |
По социально-временному фактору | - инновации, соответствующие этапу развития экономики; - инновации, не соответствующие этапу развития экономики |
Продолжение табл. 4
По особенностям инновационного процесса | - внутриорганизационные; - межорганизационные |
По частоте применения | - разовая; - повторяющаяся |
По инициатору инноваций | - инициатором инноваций выступает спрос (модель инновационного процесса «вызов спроса»); - инициатором является толчок в развитии науки, технологии (модель инновационного процесса «технологический толчок») |
По изменениям в развитии экономики, в способе производства, приносимые введением данного типа инноваций. | - высший уровень – коренные изменения воспроизводственной системы, смена технологического уклада и способов производства. Это революционные, радикальные изменения; - средний уровень – создание новых продуктов, техники, технологий на основе уже созданной технологической линии при сохранении фундаментального исходного принципа; - низший уровень – простые изменения производственных систем, ведущие к повышению их эффективности |
С учетом сфер деятельности предприятия | -технологические инновации – направленные на создание новой продукции, технологий и материалов; -производственные инновации – ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности и изменение соотношения мощности производственных единиц; -экономические инновации – обращенные на изменения методов и способов хозяйствования, снижение издержек производства, улучшение конечных финансовых результатов; -торговые инновации, которые направлены на модификацию в торговой деятельности, в ценовой политике, предложение сопутствующих торговых услуг, расширение системы и методов сбыта продукции; -социальные инновации, связанные с улучшением условий и характера труда, социального обеспечения, психологического климата и внутренних взаимоотношений; -управленческие инновации предполагают улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений |
При рассмотрении фирмы как системы | - инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); - инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); - инновации системной структуры предприятия: · управленческой, · производственной, · технологической |
Окончание табл. 4
По распространенности | -единичные – инновации, реализуемые на одном объекте; -диффузные – инновации, распространяемые на множестве объектов |
По месту в производственном цикле | -сырьевые; -обеспечивающие (связывающие); -продуктовые |
По преемственности | -открывающая инновация – ситуация, когда такая продукция или технология не имеют сопоставимых прототипов; -замещающая инновация – происходит полная замена существующих прототипов; -отменяющая инновация – использование такой инновации приводит к полному исключению продукта в связи с появлением новых функций; -возвратная инновация – происходит возврат к прежним видам, способам, методам; -ретровведение – воспроизводятся старые формы на современной основе |
По охвату | -локальные – микроинновации, которые лишь в малой степени или в малой локальной части модифицируют процесс или продукт; -системные – преждевременные или разрушающие инновации, т. е. усовершенствующие отживший, умирающий процесс; -стратегические – значительно меняющие процесс и высвобождающие существенные объемы ресурсов и труда |
По масштабам применения | -отраслевые; -межотраслевые; -региональные; -в рамках предприятия (фирмы) |
По причинам возникновения | -реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; -стратегические – это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе |
Примечание. Существуют и другие классификации, но их применение носит фрагментарный характер.
Виды бизнес-инноваций
Различают две категории бизнес-инноваций – поддерживающие и подрывные.
Поддерживающие инновации направлены на совершенствование уже существующих продуктов. Каждую новую модель автомобиля отличают от предыдущей именно поддерживающие инновации: усовершенствованные системы безопасности, управления режимами работы двигателя, климат-контроля и т. д.
Подрывная инновация обозначает разработку и раскрутку ноу-хау и кардинально меняет ситуацию на глобальных рынках. К «подрывным» инновациям относятся продукты, которые основаны на новой и еще относительно недостаточно совершенной технологии и уступают существующим традиционным товарам, но при этом предоставляющие новые потребительские свойства, которые делают данные продукты более простыми, удобными и мобильными, компактными в применении. При этом в силу неразвитости технологии данные продукты могут быть дороже уже существующих продуктов по абсолютной величине или дороже в смысле стоимости единицы использования.
Примеры «подрывных» технологий в сравнении с традиционными:
Развитая технология | «Подрывная» технология |
Фотографии на пленке с серебряным покрытием | Цифровая фотосъемка |
Кабельная телефония | Мобильная телефония |
Портативные компьютеры (ноутбуки) | Карманные персональные электронные устройства |
Настольные персональные компьютеры | Игровая приставка Sony PlayStation II, средства связи с Интернетом |
Торговля в магазинах | Интернет-торговля |
Печатные поздравительные открытки | Бесплатные поздравительные открытки, загружаемые из Интернета |
Очное обучение | дистанционное обучение (обычно через Интернет) |
Стандартные учебники | Специально адаптированные модульные электронные учебники |
Офсетная печать | Цифровая печать |
Новая технология, как правило, не столько открывает, сколько закрывает целые отрасли, уничтожая конкурентов нестандартным взглядом на производство товара или услуги.
Часто бывает и так, что подрывные инновации создают новый рынок (или новый сегмент на уже существующем рынке). В качестве примера можно привести рынок космического туризма, который формируется на наших глазах: компания Space Adventures договорилась с американским инвестиционным фондом Prodea о создании суборбитального космического корабля, предназначенного для туристических экспедиций на околоземную орбиту. Этот проект подорвет бизнес Роскосмоса, который первым начал продавать туристам кресла в космическом корабле «Союз».
Дополняя и сменяя друг друга, поддерживающие и подрывные инновации определяют технологические циклы в отраслях и подотраслях. Поддерживающие подгоняют технологический прогресс, совершенствуя уже имеющиеся продукты и технологии, а подрывные – обрывают технологический цикл на сложившихся рынках и начинают его новый виток. С точки зрения бизнеса это означает, что для расширения своего рынка и выхода в верхние, наиболее прибыльные его сектора следует реализовать поддерживающие инновации, а для входа на новый рынок и для создания рынков там, где их никогда не существовало, – подрывные.
Поддерживающими инновациями в той или иной степени занимаются все наши производители. Масштаб этих инноваций определяется объемом интеллектуальных и финансовых ресурсов компании.
К примеру, Ярославский электромашиностроительный завод и Владимирский электромоторный завод (входит в концерн «Русэлпром») освоили электродвигатели нового поколения: в отличие от традиционных они имеют «мозги» – электронный преобразователь частоты, который организует работу двигателя в оптимальном режиме в соответствии с внешними условиями. В самых продвинутых странах – Германии и США – такие двигатели используются пока только в 4–6 % технологических процессов (хотя, по оценкам, могли бы дать ощутимый экономический эффект в 80 % технологических процессов).
Подрывные инновации реализовать сложнее, чем поддерживающие: в самом механизме «подрыва» заложены высокие риски и большая неопределенность относительно будущего рынка подрывного продукта. Подрывные инновации могут носить как глобальный, так и локальный характер. Глобальные подрывные инновации способны «закрыть» направления бизнеса или даже целые подотрасли и знаменуют собой смену отраслевого технологического устоя (так, в электронной технике произошла смена ламповой технологии на полупроводниковую), или открыть новые подотрасли, как это сделали, например, технология управления цепной реакцией деления урана, положившая начало атомной энергетике, и интернет-технологии, потеснившие сразу целый пучок бизнесов: почту, проводную телефонную связь, печатные СМИ. При этом в разных отраслях технологические циклы прокручиваются с разной скоростью: интернет, связь и телеком можно отнести к «быстрым» отраслям, где подрывные инновации появляются сравнительно часто, а «медленным» – тяжелому машиностроению, энергетике и авиации требуется несколько десятилетий, чтобы завершить один цикл и перейти на новый виток технологического развития.
Локальные подрывные инновации не привносят в экономику столь революционных изменений, как глобальные: они переворачивают рынок в узких подотраслевых нишах. Локальные «подрывы» редко получают столь же широкую известность, как глобальные инновации, однако это не умаляет их значения для бизнеса. Мировой опыт показывает, что компании-новички, вытеснившие признанных лидеров с рынка, делают это, как правило, именно с локальной инновацией. Пример тому – история длиною в полвека о том, как технология выплавки стали в электродуговых печах сегмент за сегментом отнимала рынок у сталелитейных комбинатов. Мини-заводы, пришедшие на рынок с этой технологией, начали с изготовления арматуры, для которой годилась любая сталь, даже низкого качества, затем отвоевали сегмент углового железа, потом вытеснили комбинаты из сегмента конструкционной стали и в конечном итоге посягнули на производство листовой стали.
Помимо доступа к новым рынкам локальные подрывные инновации дают бизнесу и существенный выигрыш в конкурентоспособности. Фирмы-новички с локальными подрывными инновациями получают долгосрочное конкурентное преимущество – по меньшей мере до тех пор, пока не оформится новый рынок. Поддерживающие инновации такого эффекта не дают: отрыв, достигнутый за счет освоения поддерживающей инновации на сложившемся рынке, конкуренты сокращают очень быстро.