Научно-техническая деятельность

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность, тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и является базовой категорией международных стандартов в статистике науки и техники. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО научно-техническая деятельность как объект статистики охватывает три ее вида:

– научные исследования и разработки;

– научно-техническое образование и подготовку кадров;

– научно-технические услуги.

При осуществлении научно-технической деятельности большое значение имеет понятие масштаба научных работ, которое охватывает следующее:

Научное (научно-техническое) направление – наиболее крупная научная работа, имеющая самостоятельный характер и посвященная решению важной задачи развития данной отрасли науки и техники. Решение того или иного научного направления возможно усилиями ряда научных организаций.

Научная (научно-техническая) проблема – часть научного (научно-технического) направления, представляющая один из возможных путей его решения. Научная работа может решаться в виде целевой научно-технической программы, которая является комплексом увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам работ. Координацию этих работ должны проводить головные научные организации.

Научная тема – часть проблемы, которая решается, как правило, в пределах научной организации и выступает основной единицей тематического плана при финансировании, планировании и учете работ. Цель темы – эффективное решение конкретной задачи исследования патентных или экономических работ и т. д. Тема в зависимости от своей сложности может разбиваться на этапы и подэтапы.

Классификация инноваций

Необходимость проведения классификации инноваций обусловлено не только научным подходом к изучению такого сложного процесса как инновационный, практической применимостью таких классификаций для четкого представления о создаваемых услугах и продуктах. В связи с многообразием типов инноваций и большим количество специалистов, занимающихся их изучением, породило огромное количество классификаций инноваций.

Для упрощения понимания инноваций, все классификации можно свести в таблицу.

Таблица 4

Классификация инноваций

Признак классификации Пункты классификации
По степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации – радикальные (базисные) – нововведения, которые базируются на научном открытии или крупном изобретении и направлены на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений; – улучшающие – нововведения, направленные на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов; – модификационные (частные) – инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства

Продолжение табл. 4



По различию инновационных процессов – пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США); – догоняющий – дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов
По направленности результатов инновации – инновации в качестве научного инструментария; – инновации-процессы; – инновации-продукты
С точки зрения технологических параметров инновации – продуктовые – применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты); – процессные – новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы)
По типу новизны для рынка в составе инноваций (или масштабу новизны) – новые изделия для отрасли в мире; – новые изделия для отрасли в стране; – новые изделия для данного инновационного предприятия (группы инновационных предприятий)
По степени интенсивности инновации - «бум»; - равномерные; - слабые; - массовые
По масштабу инноваций - трансконтинентальные; - транснациональные; - региональные; - крупные; - средние; - мелкие
По результативности - инновации с высокой степенью результативности; - с низкой степенью; - стабильные инновации
По эффективности - инновации, приносящие экономическую эффективность; - социальную эффективность; - экологическую эффективность; - интегральную эффективность
По характеру общественных целей - ориентированные на прибыль; - не ориентированные на прибыль; - специальные инновации
По социально-временному фактору - инновации, соответствующие этапу развития экономики; - инновации, не соответствующие этапу развития экономики

Продолжение табл. 4



По особенностям инновационного процесса - внутриорганизационные; - межорганизационные
По частоте применения - разовая; - повторяющаяся
По инициатору инноваций - инициатором инноваций выступает спрос (модель инновационного процесса «вызов спроса»); - инициатором является толчок в развитии науки, технологии (модель инновационного процесса «технологический толчок»)
По изменениям в развитии экономики, в способе производства, приносимые введением данного типа инноваций. - высший уровень – коренные изменения воспроизводственной системы, смена технологического уклада и способов производства. Это революционные, радикальные изменения; - средний уровень – создание новых продуктов, техники, технологий на основе уже созданной технологической линии при сохранении фундаментального исходного принципа; - низший уровень – простые изменения производственных систем, ведущие к повышению их эффективности
С учетом сфер деятельности предприятия -технологические инновации – направленные на создание новой продукции, технологий и материалов; -производственные инновации – ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности и изменение соотношения мощности производственных единиц; -экономические инновации – обращенные на изменения методов и способов хозяйствования, снижение издержек производства, улучшение конечных финансовых результатов; -торговые инновации, которые направлены на модификацию в торговой деятельности, в ценовой политике, предложение сопутствующих торговых услуг, расширение системы и методов сбыта продукции; -социальные инновации, связанные с улучшением условий и характера труда, социального обеспечения, психологического климата и внутренних взаимоотношений; -управленческие инновации предполагают улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений
При рассмотрении фирмы как системы - инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); - инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); - инновации системной структуры предприятия: · управленческой, · производственной, · технологической

Окончание табл. 4

По распространенности -единичные – инновации, реализуемые на одном объекте; -диффузные – инновации, распространяемые на множестве объектов
По месту в производственном цикле -сырьевые; -обеспечивающие (связывающие); -продуктовые
По преемственности -открывающая инновация – ситуация, когда такая продукция или технология не имеют сопоставимых прототипов; -замещающая инновация – происходит полная замена существующих прототипов; -отменяющая инновация – использование такой инновации приводит к полному исключению продукта в связи с появлением новых функций; -возвратная инновация – происходит возврат к прежним видам, способам, методам; -ретровведение – воспроизводятся старые формы на современной основе
По охвату -локальные – микроинновации, которые лишь в малой степени или в малой локальной части модифицируют процесс или продукт; -системные – преждевременные или разрушающие инновации, т. е. усовершенствующие отживший, умирающий процесс; -стратегические – значительно меняющие процесс и высвобождающие существенные объемы ресурсов и труда
По масштабам применения -отраслевые; -межотраслевые; -региональные; -в рамках предприятия (фирмы)
По причинам возникновения -реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; -стратегические – это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе

Примечание. Существуют и другие классификации, но их применение носит фрагментарный характер.

Виды бизнес-инноваций

Различают две категории бизнес-инноваций – поддерживающие и подрывные.

Поддерживающие инновации направлены на совершенствование уже существующих продуктов. Каждую новую модель автомобиля отличают от предыдущей именно поддерживающие инновации: усовершенствованные системы безопасности, управления режимами работы двигателя, климат-контроля и т. д.

Подрывная инновация обозначает разработку и раскрутку ноу-хау и кардинально меняет ситуацию на глобальных рынках. К «подрывным» инновациям относятся продукты, которые основаны на новой и еще относительно недостаточно совершенной технологии и уступают существующим традиционным товарам, но при этом предоставляющие новые потребительские свойства, которые делают данные продукты более простыми, удобными и мобильными, компактными в применении. При этом в силу неразвитости технологии данные продукты могут быть дороже уже существующих продуктов по абсолютной величине или дороже в смысле стоимости единицы использования.

Примеры «подрывных» технологий в сравнении с традиционными:

Развитая технология «Подрывная» технология
Фотографии на пленке с серебряным покрытием Цифровая фотосъемка
Кабельная телефония Мобильная телефония
Портативные компьютеры (ноутбуки) Карманные персональные электронные устройства
Настольные персональные компьютеры Игровая приставка Sony PlayStation II, средства связи с Интернетом
Торговля в магазинах Интернет-торговля
Печатные поздравительные открытки Бесплатные поздравительные открытки, загружаемые из Интернета
Очное обучение дистанционное обучение (обычно через Интернет)
Стандартные учебники Специально адаптированные модульные электронные учебники
Офсетная печать Цифровая печать

Новая технология, как правило, не столько открывает, сколько закрывает целые отрасли, уничтожая конкурентов нестандартным взглядом на производство товара или услуги.

Часто бывает и так, что подрывные инновации создают новый рынок (или новый сегмент на уже существующем рынке). В качестве примера можно привести рынок космического туризма, который формируется на наших глазах: компания Space Adventures договорилась с американским инвестиционным фондом Prodea о создании суборбитального космического корабля, предназначенного для туристических экспедиций на околоземную орбиту. Этот проект подорвет бизнес Роскосмоса, который первым начал продавать туристам кресла в космическом корабле «Союз».

Дополняя и сменяя друг друга, поддерживающие и подрывные инновации определяют технологические циклы в отраслях и подотраслях. Поддерживающие подгоняют технологический прогресс, совершенствуя уже имеющиеся продукты и технологии, а подрывные – обрывают технологический цикл на сложившихся рынках и начинают его новый виток. С точки зрения бизнеса это означает, что для расширения своего рынка и выхода в верхние, наиболее прибыльные его сектора следует реализовать поддерживающие инновации, а для входа на новый рынок и для создания рынков там, где их никогда не существовало, – подрывные.

Поддерживающими инновациями в той или иной степени занимаются все наши производители. Масштаб этих инноваций определяется объемом интеллектуальных и финансовых ресурсов компании.

К примеру, Ярославский электромашиностроительный завод и Владимирский электромоторный завод (входит в концерн «Русэлпром») освоили электродвигатели нового поколения: в отличие от традиционных они имеют «мозги» – электронный преобразователь частоты, который организует работу двигателя в оптимальном режиме в соответствии с внешними условиями. В самых продвинутых странах – Германии и США – такие двигатели используются пока только в 4–6 % технологических процессов (хотя, по оценкам, могли бы дать ощутимый экономический эффект в 80 % технологических процессов).

Подрывные инновации реализовать сложнее, чем поддерживающие: в самом механизме «подрыва» заложены высокие риски и большая неопределенность относительно будущего рынка подрывного продукта. Подрывные инновации могут носить как глобальный, так и локальный характер. Глобальные подрывные инновации способны «закрыть» направления бизнеса или даже целые подотрасли и знаменуют собой смену отраслевого технологического устоя (так, в электронной технике произошла смена ламповой технологии на полупроводниковую), или открыть новые подотрасли, как это сделали, например, технология управления цепной реакцией деления урана, положившая начало атомной энергетике, и интернет-технологии, потеснившие сразу целый пучок бизнесов: почту, проводную телефонную связь, печатные СМИ. При этом в разных отраслях технологические циклы прокручиваются с разной скоростью: интернет, связь и телеком можно отнести к «быстрым» отраслям, где подрывные инновации появляются сравнительно часто, а «медленным» – тяжелому машиностроению, энергетике и авиации требуется несколько десятилетий, чтобы завершить один цикл и перейти на новый виток технологического развития.

Локальные подрывные инновации не привносят в экономику столь революционных изменений, как глобальные: они переворачивают рынок в узких подотраслевых нишах. Локальные «подрывы» редко получают столь же широкую известность, как глобальные инновации, однако это не умаляет их значения для бизнеса. Мировой опыт показывает, что компании-новички, вытеснившие признанных лидеров с рынка, делают это, как правило, именно с локальной инновацией. Пример тому – история длиною в полвека о том, как технология выплавки стали в электродуговых печах сегмент за сегментом отнимала рынок у сталелитейных комбинатов. Мини-заводы, пришедшие на рынок с этой технологией, начали с изготовления арматуры, для которой годилась любая сталь, даже низкого качества, затем отвоевали сегмент углового железа, потом вытеснили комбинаты из сегмента конструкционной стали и в конечном итоге посягнули на производство листовой стали.

Помимо доступа к новым рынкам локальные подрывные инновации дают бизнесу и существенный выигрыш в конкурентоспособности. Фирмы-новички с локальными подрывными инновациями получают долгосрочное конкурентное преимущество – по меньшей мере до тех пор, пока не оформится новый рынок. Поддерживающие инновации такого эффекта не дают: отрыв, достигнутый за счет освоения поддерживающей инновации на сложившемся рынке, конкуренты сокращают очень быстро.

Наши рекомендации