Типовая программа-минимум кандидатского зачета по основам информационных технологий

Типовая программа-минимум кандидатского зачета по основам информационных технологий

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 164

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Информационные технологии характеризуют уровень развития общества, возможность его интеграции в мировую цивилизацию. Именно этим определяются актуальность и необходимость изучения и овладения, по крайней мере, основами информационных технологий. Это требование в настоящее время является необходимым элементом подготовки специалистов высшей квалификации.

Цель изучения дисциплины – подготовка аспирантов и соискателей к использованию современных информационных технологий как инструмента для решения на высоком уровне научных и практических задач в своей предметной области.

Аспиранты и соискатели должны:

  • иметь четкое представление о развитии информационных технологий в своей предметной области;
  • ознакомиться с вопросами технического обеспечения современных информационных технологий, освоить основные приемы работы на персональных компьютерах;
  • ознакомиться с основами сетевой технологии использования компьютеров, освоить приемы работы в основных службах сети Интернет;
  • ознакомиться с вопросами программного обеспечения современных информационных технологий, освоить работу с основными программными продуктами информационных технологий: текстовыми, графическими и табличными процессорами, базами данных, средствами подготовки презентаций, сетевыми клиентскими программами, средствами поддержки математических вычислений;
  • иметь представление о проблеме защиты информации в компьютерах и компьютерных сетях;
  • овладеть методами и средствами решения задач в своей предметной области на базе использования информационных технологий.

Данная программа является типовой и не ставит своей задачей детально регламентировать темы и виды занятий. По решению ученого совета учебного или научного учреждения, ведущего обучение аспирантов и соискателей, в рабочую программу курса "Основы информационных технологий" могут быть внесены изменения и дополнения, направленные на отражение специфики тех областей научной деятельности, по которым ведется подготовка специалистов высшей квалификации, но без увеличения общего объема курса.

Предполагается, что обучение по данной программе организуется в форме аудиторных и самостоятельных занятий. Общий объем аудиторных занятий составляет 72 часа. Рекомендуется иметь примерно равное соотношение между лекционными и лабораторно-практическими (лабораторными) занятиями. Вместе с тем, конкретное распределение аудиторных занятий по различным видам устанавливает ученый совет учреждения, учитывая специфику специальностей и возможности лабораторной базы. Во время внеаудиторных занятий аспиранты и соискатели должны подготовить выпускные работы (рефераты), направленные в основном на выявление и обоснование эффективности использования методов и средств информационных технологий в избранной научной области. Конкретные темы выпускных работ подготавливают преподаватели, ведущие курс "Основы информационных технологий” или его разделы.

Обучение завершается защитой выпускной работы и сдачей дифференцированного кандидатского зачета.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ КУРСА

№ п/п Номер и наименование темы Виды занятий (часы)
Лекции Лабораторные работы Всего
1. Современные информационные технологии в предметной области -
2. Техническое обеспечение информационных технологий -
3. Основы математического и компьютерного моделирования
4. Программное обеспечение информационных технологий
5. Информационное обеспечение
6. Защита информации при использовании информационных технологий
7. Организационное обеспечение информационных технологий -
Всего

Примечание:При утверждении конкретного распределения объёма курса по видам и темам занятий Ученые советы учебных и научных учреждений должны учитывать современное состояние информационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Алиев Ю.А., Козлов О.А. Алгоритмизация и языки программирования Pascal, C++, Visual Basic: Учебно-справочное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Боровиков В.П. Statistica: искусство анализа данных на компьютере. – СПб.: Питер, 2001.

3. Гарнаев А.Ю. Excel, VBA, Internet. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.

4. Информатика: Учебник. 3-е перераб. изд. / Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2001.

5. Информатика для юристов и экономистов / Под ред. С.В.Симоновича. – СПб.: Питер, 2002.

6. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. – СПб.: Питер, 2001.

7. Макаров Е.Г. Инженерные расчеты в Mathcad. – СПб: Питер, 2003.

8. Мартынова Н.Н. Введение в MATLAB6. – М.: Кудиц Образ, 2002.

9. Муртазин Э.В. Internet. – М.: ДМК-Пресс, 2002.

10. Основы информатики: Учеб. пособие / А.Н.Морозевич, Н.Н.Говядинова, В.Г.Левашенко и др. / Под. ред. А.Н.Морозевича. – Мн.: Новое знание, 2003.

11. Петров М.Н. Молочков В.П. Компьютерная графика. – СПб: Питер, 2002.

12. Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. – СПб.: БХВ – Петербург, Арлит, 2002.

Дополнительная литература

1. Астахова И.Ф., Толстобров А.П., Мельников В.М. SQL в примерах и задачах. Мн.: ООО Новое знание, 2002.

2. Банди Б. Методы оптимизации. Вводный курс. – М.: Мир, 1989.

3. Блаттнер П. Использование Microsoft Excel 2002. Специальное издание / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

4. Брукшир Дж.Г. Введение в компьютерные науки. – М. – СПб. Киев: Издательский дом «Вильямс», 2001.

5. Вейскас Д. Эффективная работа с Microsoft Access 7.0 для Windows 95 / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997.

6. Виллет Э., Кроудер Д., Кроудер P. Microsoft Office 2000. Библия пользователя / Пер. с англ.: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.

7. Гайдамакин Н..А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2002.

8. Говорухин В., Цибулин В. Компьютер в математическом исследовании: Учебный курс. – СПб.: Питер, 2001.

9. Дейт К. Введение в системы баз данных / Пер. с англ. 6-е изд. – СПб.: Издательский дом «Вилиямс», 2000.

10. Дронов В.А. JavaScript в wеb-дизайне. – СПб.: БХВ Петербург, 2002.

11. Дунаев В.В. Графика для Veb. – СПб.: БХВ-Петербург, Армит, 2003.

12. Дюк В.А., Эмануэль В.Л. Информационные технологии в медико-биологических.

13. Железко Б.А., Морозевич А.Н. Информационно-аналитические системы поддержки принятия решений. – Мн.: НИУ, 1999.

14. Информатика и математика для юристов / Под ред. Ч.А.Андриашина. – М.: Юнити Дана, 2001.

15. Карлберг К. Бизнес-анализ с помощью Excel. – M.: Издательский дом “Вильямс”, 2000.

16. Корнеев В.В. Гареев А.Ф., Васютин СВ., Райх В.В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. –М.: Нолидж, 2001.

17. Линч Ричард. Использование Adobe PhotoShop 6. Специальное издание / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.

18. Миронов Д.Д. Компьютерная графика в дизайне.- М.: Кудиц – Образ, 2002.-352с.

19. Об электронном документе. Закон Республики Беларусь (10 января 2000 г., № 3573).

20. Об информатизации. Закон Республики Беларусь (6 сентября 1995 г. № 3850ХII).

21. Основы экономической информатики / Под ред. А.Н.Морозевича. – Мн.: Миcанта, 1998.

22. Праг К., Ирвин М. Access 2000. Библия пользователя / Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2001.

23. Уокенбах Дж. Microsoft Excel 2000. Библия пользователя / Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2001.

24. Харин Ю.С., Малюгин В.И., Кирлица В.П. и др. Основы имитационного и статистического моделирования. – Мн.: Дизайн ПРО, 1997. 288 с.

25. Хислоп Б., Энжелл Д. Microsoft Word 2000. Библия пользователя: Учебное пособие / Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2001.

  1. Экономическая информатика / Под ред. В.В.Евдокимова. – СПб: Питер, 1997.
  2. Юнкеров В.И., Григорьев С.Г. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований. – СПб.: ВМедА, 2002.

Типовая программа-минимум кандидатского зачета по основам информационных технологий

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 164

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Информационные технологии характеризуют уровень развития общества, возможность его интеграции в мировую цивилизацию. Именно этим определяются актуальность и необходимость изучения и овладения, по крайней мере, основами информационных технологий. Это требование в настоящее время является необходимым элементом подготовки специалистов высшей квалификации.

Цель изучения дисциплины – подготовка аспирантов и соискателей к использованию современных информационных технологий как инструмента для решения на высоком уровне научных и практических задач в своей предметной области.

Аспиранты и соискатели должны:

  • иметь четкое представление о развитии информационных технологий в своей предметной области;
  • ознакомиться с вопросами технического обеспечения современных информационных технологий, освоить основные приемы работы на персональных компьютерах;
  • ознакомиться с основами сетевой технологии использования компьютеров, освоить приемы работы в основных службах сети Интернет;
  • ознакомиться с вопросами программного обеспечения современных информационных технологий, освоить работу с основными программными продуктами информационных технологий: текстовыми, графическими и табличными процессорами, базами данных, средствами подготовки презентаций, сетевыми клиентскими программами, средствами поддержки математических вычислений;
  • иметь представление о проблеме защиты информации в компьютерах и компьютерных сетях;
  • овладеть методами и средствами решения задач в своей предметной области на базе использования информационных технологий.

Данная программа является типовой и не ставит своей задачей детально регламентировать темы и виды занятий. По решению ученого совета учебного или научного учреждения, ведущего обучение аспирантов и соискателей, в рабочую программу курса "Основы информационных технологий" могут быть внесены изменения и дополнения, направленные на отражение специфики тех областей научной деятельности, по которым ведется подготовка специалистов высшей квалификации, но без увеличения общего объема курса.

Предполагается, что обучение по данной программе организуется в форме аудиторных и самостоятельных занятий. Общий объем аудиторных занятий составляет 72 часа. Рекомендуется иметь примерно равное соотношение между лекционными и лабораторно-практическими (лабораторными) занятиями. Вместе с тем, конкретное распределение аудиторных занятий по различным видам устанавливает ученый совет учреждения, учитывая специфику специальностей и возможности лабораторной базы. Во время внеаудиторных занятий аспиранты и соискатели должны подготовить выпускные работы (рефераты), направленные в основном на выявление и обоснование эффективности использования методов и средств информационных технологий в избранной научной области. Конкретные темы выпускных работ подготавливают преподаватели, ведущие курс "Основы информационных технологий” или его разделы.

Обучение завершается защитой выпускной работы и сдачей дифференцированного кандидатского зачета.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ КУРСА

№ п/п Номер и наименование темы Виды занятий (часы)
Лекции Лабораторные работы Всего
1. Современные информационные технологии в предметной области -
2. Техническое обеспечение информационных технологий -
3. Основы математического и компьютерного моделирования
4. Программное обеспечение информационных технологий
5. Информационное обеспечение
6. Защита информации при использовании информационных технологий
7. Организационное обеспечение информационных технологий -
Всего

Примечание:При утверждении конкретного распределения объёма курса по видам и темам занятий Ученые советы учебных и научных учреждений должны учитывать современное состояние информационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Наши рекомендации