Введение техник психологического самбо
Участникам предлагается открыть страницу со сводной таблицей техник (см. раздел 6.5). После этого тренер немедленно переходит к упражнению «Бесконечное уточнение».
f
Глава 8. Первый день тренинга: Назад, к варварству и манипуляции__________163
В процессе работы с приемами психологического самбо тренер должен несколько раз подчеркнуть значение интонации и других паралинг-вистических и невербальных средств. Речевые формулировки важны, но их недостаточно для достижения цели. Целью же применения техник психологического самбо является восстановление самообладания, преодоление слишком интенсивных эмоций, вызванных нападением или манипулятивным «щипком».
8.11. «БЕСКОНЕЧНОЕ УТОЧНЕНИЕ»
Цель. Отработка навыка прояснения позиции нападающе-
го с помощью уточняющих вопросов.
Дополнительные тренерские цели:
□ проверить степень индивидуального психологического контакта тренера с каждым участником;
□ продолжить конструктивное развитие этого контакта;
□ сделать окончание первого дня забавным и веселым.
Инструкция. Давайте прочитаем формулировку техники беско-
нечного уточнения. В этой технике важно действительно стараться прояснить позицию нападающего, а не ответить ему встречным нападением. Кто хочет напасть на меня, чтобы я продемонстрировала технику бесконечного уточнения?
Это как раз тот момент, когда тренер реализует принцип моделирования реакций. Если тренер не признает моделирования, он может предложить участникам «нападать» друг на друга.
ТРЕНЕРСКИЙ СЕКРЕТ № 4
Если тренер категорически отказывается моделировать реакции, то это не означает, что он боится.
♦
Однако ему может показаться, что кто-то из членов группы может так подумать.
♦
Однако ему вовсе не обязательно отвечать предполагаемым ожиданиям группы.
Тренинг влияния и противостояния влиянию
Однако каким-то ожиданиям группы он все яге должен отвечать. А именно: он должен сделать так, чтобы каждый участник группы извлек для себя нечто полезное. Это его контракт с группой. Добиться реализации этого контракта можно разными путями, и вовсе не обязательно применять моделирование, особенно если ты не уверен в себе хотя бы на 75% . Пока я не стала уверенной в себе на 75% , я этого не делала. И сейчас для меня это всякий раз — вызов. 25% неуверенности все яге остаются... И это хорошо, иначе можно уснуть. Кстати, когда моделируешь реакции, это очень бодрит. Можно рассматривать это как один из способов энергетической самомобилизации тренера.
ПРИМЕР_________________Моделирование техники бесконечного уточнения
(Москва, «Арсенал», июнь 1999)
М. Почему вы зарядили такую огромную сумму за ваш тренинг, Елена?!
А. (внутренне похолодев). Итак, вы считаете ее огромной... А какая сумма
была бы нормальной для вас? М. (всем). Надо же! Получилось! Все, я замолчала! (общий хохот).
Продолжение инструкции.
Кто хочет поработать с техникой бесконечного уточнения? Владимир, Анна, Сергей. ...Отлично! Кто может «напасть» на Владимира?
Если желающие «напасть» находятся, тренер должен лишь контролировать и корректировать выполнение упражнения. Однако если желающих не найдется, ему придется «моделировать» теперь уже нападение. В этом случае правило таково: «придираться» только к самым поверхностным характеристикам оформления внешности — цвету ботинок, форме ворота, толщине свитера и т. п. Нападения тренера могут быть только шутливыми, смешными и нелепыми. Если участник дает «варварский» ответ или, наоборот, ответ, которым он задевает собственное достоинство («принижает собственную личность»), т. е. ответ, нарушающий его собственные личностные права, тренер обращает на это внимание группы и обсуждает ситуацию вместе с нею.
ПРИМЕР____________________Выполнение техники бесконечного уточнения
(Москва, «Арсенал», май 2001) М. Как ты мог прийти на занятия в таком толстом свитере? Ведь это неуважение по отношению к тем, кто пришел в костюме.
Глава 8 Первый день тренинга назад, к варварству и манипуляции____________165
Варианты ответов | Реакция тренера |
А1Нормальный свитер! А2. Какая вам разница, какой у меня свитер? | Тренер обращается к группе с вопросом: «Согласны ли вы, что это техника бесконечного уточнения7» Кто-то из участников обязательно ответит: «Нет, это самозащита в форме ответного нападения». Тренер может посвятить некоторое время прояснению вопроса о различиях между самообороной и самозащитой (см. раздел 6.4). |
A3. Какой есть, такой и ношу. | Тренер задает группе вопрос: «Согласны ли вы, что это техника бесконечного уточнения?» Наверняка кто- |
А4. Так что, снять его, если он вам не нравится? | то из участников ответит: «Нет, это оправдание, он принижает собственную личность». Здесь можно |
А5. Обещаю завтра прийти в другом... | напомнить группе образ величественного Серафима (см. раздел 6.4). |
А6. Как я мог бы, будучи в свитере, все же проявить уважение к тем, кто пришел в костюме? | Если тренер сам «нападал», то здесь он либо отвечает на заданный вопрос, и для всех становится очевидным, что он перешел в «пласт» когнитивного обсуждения проблемы, либо сообщает, какое действие произвело на него это высказывание (захотелось объяснить свою мысль или, наоборот, замолчать, прекратить разговор и т. п.). |
8.12. УПРАЖНЕНИЕ «ВНЕШНЕЕ СОГЛАСИЕ»
Цель. Научиться находить в высказываниях партнера то,
с чем можно было бы согласиться.
Упражнение можно провести по той же схеме, что и упражнение «Бесконечное уточнение».
Чаще я использую сессию «Сократического согласия»3.
Инструкция. Сейчас я буду обращаться к вам с нелепыми утверж-
дениями и вопросами, а вам нужно будет со мной соглашаться, что бы я ни говорила. Постарайтесь найти что-то, с чем вы могли бы согласиться. Например, вы можете согласиться с какой-либо частью высказывания партнера или с тем, что то, на что он обратил внимание действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы или даже... соответствует истине.
Этот метод был описан ранее в книге Опыты реориентационного тренинга, 1996
Тренинг влияния и противостояния влиянию
Однако наш обмен репликами не должен походить на беседу сумасшедших. Например, я говорю: «Как здорово, что все юноши пришли на занятия в африканских костюмах». Если мне ответят: «Да, здорово!», то это будет согласием, но слишком внешним. Если мне скажут: «Да, здорово, что все юноши сегодня пришли», то это будет согласием с частью моего высказывания.
ПРИМЕР__________________Выполнение техники бесконечного уточнения
(Стокгольмская Школа Экономики в Санкт-Петербурге, май 2001)
М. Как хорошо, что все наши участники уже достигли пенсионного возраста,
все уже зрелые люди. А. Да, люди собрались зрелые. М. А правда, замечательно, что у Кати такой чудесный изумрудный цвет костюма
(у Кати малиновый костюм). А. Я тоже люблю изумрудный цвет!
Когда тренер убедится в том, что все поняли смысл упражнения, можно передать инициативу «нападения» участникам группы. Они, правда, как правило, продолжают сессию уже не столь безобидно.
М. Скажи, ну зачем ты так пристально смотришь на меня? А. И действительно, что это я...
М. Ты редко смотришь на партнера по общению! А. Может, ты и права...
М. Почему ты молчишь все время? От тебя ждут слова! А. А мне и невдомек...
М. Ты постоянно открываешь и закрываешь свою шариковую ручку! Это раздражает! А. Спасибо, что ты обратила на это мое внимание...
М. Ты мог бы быть и повежливее со мной! А. Да, над этим стоит поработать...
М. Зачем ты пришел на занятия? Что тебе здесь делать? А. Я сам об этом сейчас думаю...
М. А ты умеешь думать?
А. А ведь верно... Размышление — моя главная черта. Ты тоже это заметила? Очень часто сессия внешнего согласия становится откровением для участников. Они делают для себя открытие, что в ответ на нападение можно не воевать, а размышлять... вместе с нападающим.
Глава 8. Первый день тренинга: назад, к варварству и манипуляции__________167