Отличительные черты манипуляции

1. Осознанность манипулятором своих целей и средств.

2. Скрытость целей манипулятора.

3. Скрытость средств манипулятора.

4. Принятие адресатом на себя ответственности за происходящее.

Остается ли манипуляция манипуляцией, если адресату удается раскрыть цели манипулятора? Остается ли манипуляция манипуляцией, если адресату удается раскрыть лишь используемые им средства?3

Ответ, по-видимому, должен быть таким:

1) если адресат раскрыл цели манипулятора и открыто заявил ему об этом, данная манипуляция прекращается, преобразуясь в цивилизованное или, наоборот, варварское взаимодействие;

2) если адресат раскрыл цели манипулятора, но решил сделать вид, что по-прежнему ни о чем не догадывается, чтобы добиться своих собственных скрытых целей, то это означает, что он использует встречную манипуляцию; начинается обмен манипуляциями, или манипуляцион-ное взаимодействие;

3) если адресат понял, что манипулятор использует специальные средства для достижения какой-то тайной цели, и начинает выяснять эту цель или нейтрализовать действие этих средств, то это противостояние манипуляции;

4) если адресат понял, что манипулятор использует специальные средства для достижения какой-то тайной цели, но решает отдаться на волю манипулятора (например, потому, что ему настолько приятны используемые манипулятором средства, что он не хочет отказываться от них и/или потому, что он согласен с целью), то это капитуляция.

Теперь важно установить, чем манипуляция отличается от психологической игры. Самым простым было бы считать, что манипуляция совершается манипулятором осознанно, а игра игроком — неосознанно. Это вполне отвечает тем описаниям и определениям,

3 Цели и средства манипуляции должны быть разделены. Одни и те же цели могут достигаться разными средствами, и, аналогичным образом, одно и то же средство может использоваться для достижения разных целей. Например, подчеркнутая вежливость может использоваться в одном случае для того, чтобы склонить адресата к положительному решению, а в другом — для того, чтобы ввести его в состояние нетерпения, «белого каления» и т. п.

Тренинг влияния и противостояния влиянию

которые дает признанный эксперт в области психологических игр Эрик Берне (Берне Э., 1992).

Психологическая игра— бессознательно совершаемая манипуляция, чаще всего взаимная.

ПРИМЕР___________________________________________Игра «Если бы не ты»

(по: Э.Берн, 1992. С. 41-43) Миссис Уайт из всех своих поклонников выбрала в мужья самого деспотичного претендента. Это в дальнейшем дало ей возможность сетовать на то, что она могла бы заниматься различными делами, «если бы не он».

Однако вопреки ее жалобам выяснилось, что на самом деле муж оказывал ей большую услугу» запрещая делать то, чего она сама очень боялась. Более того, он фактически даже не давал ей возможности догадаться о своем страхе. Как только он позволил ей начать ходить в танцевальную студию, она с изумлением обнаружила, что вовсе не хочет танцевать и находиться в таком скоплении людей. Ей было страшно на людях, а муж своими запретами давал ей право избегать таких страшных для нее ситуаций.

Внешний диалог Истинный диалог (не осознаваемый)
Муж. Сиди дома и занимайся хозяйством. Жена. Если бы не ты, я могла бы не сидеть дома, а делать что-то интересное. М у ж. Ты всегда должна быть дома, когда я прихожу. Жена Я так и буду вести себя, если ты поможешь мне избегать пугающих меня ситуаций.

Если в игре участвуют оба партнера, то оба они получают психологический выигрыш, хотя зачастую и совершенно различный.

Конечно, критерий осознанности/неосознанности также зыбок, как грань между сознанием и бессознательным. Кроме того, понятие игры значительно шире и емче понятия психологической игры.

Привлекательность игры как формы выражения жизненности, спонтанности, творчества, гениальности и блеска далеко выходит за рамки заученно-стереотипных шагов-транзакций в психологической игре. Вероятно, по этой причина А. Добрович, например, игровой уровень общения ставит намного выше манипулятивного (см. шкалу межличностных отношений в разделе 1.7), а психологические игры Берне называет манипуляциями (Добрович А., 2001. С. 78).

В тренинге участники часто задают вопрос: «Как отличить того, кто «честно», то есть бессознательно, играет в психологическую игру, от манипулятора?» Можно предложить следующий критерий: манипулятор может отказаться от манипуляции и перейти к цивилизованному взаимодействию, а игрок не может. Одни игроки, многократно столк-




Глава 3. Манипуляция как вызов к скрытой силовой борьбе

нувшись с тем, что другой человек не поддерживает игру, переключатся на другую мишень. Другие будут продолжать затевать игру, как будто забывая о том, что данный человек ее никогда не поддерживает. Такие игроки будут вновь и вновь задавать одни и те же вопросы, обращаться с одними и теми же репликами, использовать одни и те же гримасы и жесты, как будто они взаимодействуют с этим человеком впервые.

Манипулятор гораздо более изобретателен и пробует разные пути, пока не добьется успеха или не будет вынужден перейти к цивилизованному взаимодействию.

Итак:

Игрок Манипулятор
Играет в одни и те же игры Может переключиться на другую «мишень», если первоначально выбранная «мишень» не поддерживает игру Может не помнить о неуспехе своей игры ипродолжает те же попытки Использует разнообразные приемы Сохраняет прежнюю «мишень», даже если она не поддается манипуляции, если без этого человека невозможно добиться цели Помнит о своей неудаче и ищет новых путей

Труднее всего различить психологическую игру и гедонистическую манипуляцию, или затрагивание чужой душевной струны для наслаждения реакцией адресата (см. раздел 3.7.). На мой взгляд, критерием различения здесь служит получение выигрыша. Если оба участника получают выигрыш, то они играют в психологическую игру. Если выигрыш получает только инициатор воздействия, то это гедонистическая манипуляция.

Тренерский секрет № 1

В тренинге не стоит вдаваться в подобные классификации с множеством подклассов и нюансов. Однако нужно быть готовым в любой момент дать краткую и точную классификацию, схему, модель. Для пользователей психологических знаний важно, чтобы предлагаемые профессиональным психологом модели были четкими и «работающими» . На тренинг приходят для того, чтобы научиться чему-то новому, а не для того, чтобы тренер мог поделиться своими теоретическими сомнениями.

Способность давать непротиворечивые модели —

важнейший элемент самопродвижения

профессионального психолога.

Наверняка многим тренерам доводилось создавать определения и классификации «прямо на месте». Конечно, здесь многое зависит от гениальности самого психолога, его способности к мобилизации своих ресурсов в нужный момент. В связи с этим мне вспоминаются два высказывания:

64______________________________Тренинг влияния и противостояния влиянию

Учебный курс важно не запланировать до смерти.

Кристер Норр Мощный выброс адреналина, и все получится.

Виктория Резник

Я — за то, чтобы многое рождалось на тренинге. Однако оплодотворение, как известно, происходит задолго до рождения.

Когда ты ведешь тренинг, то можешь использовать разные знания, опираться на опыт и результаты исследований других, а не только на собственный опыт и собственные исследования. Но концепции ты можешь придерживаться только одной — собственной. Это мое убеждение: у каждого тренера должна быть своя концепция той проблемы или той области, которой посвящен тренинг. Если иет концепции, нет и тренера.

И это совсем не так безнадежно. В действительности у каждого человека есть своя психологическая концепция, а у психолога — тем более. Ее нужно лишь осознать, выработать в себе, сделать явной. А потом — с любовью и интересом постоянно работать иад ней, каждое новое впечатление включать в нее, и на новых событиях ее проверять.

Наши рекомендации