Анализ электромагнитной подсистемы
Анализ работоспособности электромагнитной подсистемы асинхронного двигателя выполняется на основе расчета рабочих и пусковых характеристик. Он включает в себя три этапа: расчет магнитной цепи, расчет параметров схемы замещения и непосредственно расчет характеристик.
Расчет магнитной цепи выполняется по амплитудным значениям индукций основной гармонической пространственного распределения магнитного поля. Учет уплощения магнитного поля проводится методом Пунга с использованием специально рассчитанной кривой намагничивания для зубцов. Синусоидальность пространственного распределения индукций в ярмах учитывается с помощью специальной кривой намагничивания для них.
Параметры схемы замещения рассчитываются для номинального режима работы двигателя. Их значения принимают постоянными при изменении нагрузки двигателя от холостого хода до номинальной. При скольжениях больше номинального следует учесть возможные изменения величин ряда параметров, вызванных эффектом вытеснения тока в стержнях обмотки ротора и насыщением коронок зубцов потоками пазового рассеяния.
Значения параметров схемы замещения в относительных единицах позволяют судить о правильности выбранных размерных соотношений в машине и ее обмоточных данных. Результаты расчета параметров схемы замещения должны быть обязательно обсуждены с руководителем проекта, после чего можно перейти к расчету характеристик двигателя.
Расчет рабочих характеристик двигателя проводится по величинам параметров для номинального режима. После построения характеристик уточняют номинальные ток статора, скольжение, КПД и .
Пусковые характеристики двигателей с короткозамкнутыми роторами рассчитывают с учетом влияния эффекта вытеснения тока в пазах ротора и насыщения коронок зубцов полями пазового рассеяния, корректируя для этого соответствующие параметры схемы замещения.
5.3. Разработка конструкции. Синтез механической и тепловентиляционной подсистем
Основным материалом для разработки конструкции асинхронного двигателя являются заводские чертежи машины заданного исполнения по степени защиты (ГОСТ 17494-87), способу охлаждения (ГОСТ 20459-87) и способу монтажа (ГОСТ 2479-79), которые имеются в кабинете проектирования. В [6] рассмотрены этапы конструирования асинхронных двигателей, анализируются типовые конструкторские решения для деталей и сборочных единиц, даются рекомендации по их выбору, приведены конструкции и их краткое описание для основных исполнений асинхронных двигателей.
Подобрав заводской чертеж и получив консультацию у руководителя проекта о возможности его использования, как основы для конструкторской проработки проектируемой машины, нужно детально изучить общую компоновку двигателя, уяснить назначение отдельных узлов и деталей, их конструкцию, познакомиться с другими возможными вариантами конструктивного исполнения этих же деталей в аналогичных машинах. Большую помощь в этой работе окажут стенды с деталями электрических машин и учебные плакаты, имеющиеся на кафедре электромеханики. Лишь после этого можно приступить к составлению чертежа, начав эту работу с вычерчивания активных частей машины по размерам, полученным при расчете.
Масштаб чертежа желательно выбрать таким, чтобы продольный и поперечные виды машины разместились на одном листе формата 24. Однако следует иметь в виду, что при выполнении проекта малых машин нецелесообразно выбирать масштаб более 2,5:1, а при выполнении проекта крупных машин — масштаб меньше чем 1:5. В этих случаях число листов с общими видами машин может быть уменьшено или, соответственно, увеличено.
При конструировании механической подсистемы асинхронного двигателя необходимо обратить особое внимание на увязку размещения активной части машины с установочными и присоединительными размерами, на конструкторские и технологические решения, обеспечивающие выполнение выбранного воздушного зазора с эксцентриситетом не более 10-15%.
При конструировании проверяются размерные соотношения, полученные или принятые ранее при расчетах, причем в процессе разработки конструкции в них могут быть внесены частичные изменения, например, изменено количество или диаметр аксиальных каналов в сердечнике ротора или их расположение. Так как в проекте не проводится подробный механический расчет всех деталей, размеры отдельных конструктивных элементов двигателя могут быть определены приближенно на основе размерных соотношений заводского чертежа, взятого за основу при конструировании. Необходимо обратить внимание на замыкающие размеры основных размерных цепей, чтобы они не были чрезмерно велики или малы [4].
При синтезе тепловентиляционной подсистемы машины необходимо обеспечить требуемый расход охлаждающего воздуха в вентиляционных контурах в соответствии с заданным способом охлаждения.
На чертежах двигатель должен быть представлен в продольном и поперечном видах с разрезами. На продольном виде разрез в большинстве случаев выполняется в верхней части чертежа до осевой линии. На поперечном виде разрез выполняется справа от осевой линии через сердечники статора и ротора. На этих разрезах должны быть показаны конструкция сердечников корпуса, торцевых щитов, вала, подшипниковых узлов, расположение лобовых частей обмоток статора и ротора, конструкция и расположение диффузоров и вентилятора, контактных колец и т. п.
Кроме общих видов должны быть начерчены зубец и паз статора и ротора в увеличенном масштабе с указанием размеров и расположения проводников и пазовой изоляции и, по согласованию с руководителем, элемент схемы обмотки статора или условная схема соединений катушечных групп одной фазы. При проектировании двигателя с фазным ротором обязательно выполняется условная схема обмотки статора (или одной ее фазы) и полная схема-развертка обмотки ротора. На этом же чертеже приводятся рабочие и пусковые характеристики двигателя. Пусковые характеристики (зависимость тока и момента от скольжения) строятся в относительных единицах.
На этом же листе графически отображаются результаты, полученные при выполнении исследовательской части проекта.
По указанию руководителя объем графической части проекта может быть расширен с целью более четкой разработки конструкции отдельных узлов машины.
Все чертежи должны быть выполнены в соответствии с правилами Единой системы конструкторской документации ЕСКД. На каждом листе в правом нижнем углу необходимо поместить основную надпись (угловой штамп). Спецификация, содержащая 15-20 наименований основных деталей конструкции, располагается либо на листе № 1 над основной надписью, либо выполняется на отдельном листе формата 11 и подшивается в конце текста пояснительной записки.