Указания к разделу «Ситуационные системы управления»
Ситуационное управление – метод управления сложными техническими и организационными системами, основанный на идеях теории искусственного интеллекта: представлении знаний об объекте управления и способах управления им на уровне логико-лингвистических моделей, использовании обучения и обобщения в качестве основных процедур при построении процедур управления по текущим ситуациям, использовании дедуктивных систем для построения многошаговых решений.
Ситуационное управление основано на построении обобщенной семиотической модели структуры и законов функционирования систем, для которых точная математическая модель либо отсутствует, либо ее использование из-за громоздкости практически нецелесообразно.
Ситуационное управление вытекает из модельной теории мышления, в соответствии с принципами которой управление большой системой рассматривается как процесс создания в памяти вычислительной машины семиотической системы задач управления, позволяющей предвидеть последствия принятия тех или иных решений и выбрать оптимальное решение в соответствии с заданным критерием управления.
В основе ситуационного управления лежит ситуационная модель технологического объекта, для построения которой вводят предметные переменные, обозначающие элементы моделируемого объекта, а также бинарные отношения между ними. Число возможных ситуаций гораздо больше числа решений по управлению, поэтому ситуации необходимо объединять в классы по числу решений. Задача выработки решения по управлению технологическим объектом является задачей распознания класса ситуаций.
Построение ситуационной модели управления технологическим комплексом производится в следующем порядке:
1. Принимаются базовые понятия или понятия нулевого порядка x10 … xn0, обозначающие оборудование объекта и технологические параметры объекта, которые учитываются в модели.
2. Принимаются базовые отношения, отражающие отношения между базовыми понятиями:
r1 – иметь параметры;
r2 – иметь значения;
r3 – находиться в состоянии (исправности или неисправности);
r4 – иметь имя.
3. Составляется микроописание ситуации на объекте в виде конъюнкции ситуаций каждого элемента модели.
4. Задаются диапазоны изменения каждого параметра, учитываемого в модели.
Параметр | Значения параметров | ||
минимальное | номинальное | максимальное | |
xi0 | Aimin | AiN | Aimax |
… | … | … | … |
… | … | … | … |
Номинальное значение принимается в соответствии с технологическим регламентом комплекса (качественно-количественной схемой), а минимальные и максимальные значения принимаются в пределах ± 5 % от номинального значения.
5. Вводятся обобщенные понятия первого порядка:
x1´ - параметр, имеющий допустимое значение;
x2´ - параметр ниже нормы;
x3´ - параметр выше нормы;
x4´ - состояние механизма исправное;
x5´ - состояние механизма неисправное (задается соответствующим предикатом).
5.1. x1´ - параметр, имеющий допустимое значение. Он задается предикатом:
Р [(xi10 r2 аi2) ^ (аi2 є [Aimin, Aimax])] = 1.
Предикат истинен, когда соблюдаются условия, заключенные в наружные скобки выражения.
5.2. Параметр ниже нормы x2´ задается предикатом:
Р [(xi10 r2 аi2) ^ (аi2 ≤ Aimin)] = 1.
5.3. Параметр выше нормы x3´ задается предикатом:
Р [(xi10 r2 аi2) ^ (аi2 > Aimax)] = 1.
5.4. Состояние механизма – исправный x4´ задается предикатом:
Р [(xi10 r4 bj2) ^ (bj2 = 1)] = 1.
5.5. Состояние механизма – неисправный x5´ задается предикатом:
Р [(xi10 r4 bj2) ^ (bj2 = 0)] = 1.
6. Записывают ситуацию на первом уровне обобщения.
7. В полученном описании ситуации выделяют элементы, существенные с точки зрения управления. Выделение осуществляется на основе правил корреляции, задаваемых соответствующими предикатами.
8. Обозначают конъюнктивные элементы выражения через Rk, тогда:
9. Предикат корреляции для рассматриваемого случая имеет вид:
P[Rk ^ (xk ∩{ x21, x31, x51} ≠ 0)] = 1,
где xk – множество понятий первого порядка, входящих в элемент Rk.
Если предикат истинен, т. е. если в соответствующем элементе присутствуют понятия, описывающие нарушения, то этот элемент включается в описание ситуации на втором уровне обобщения.
10. Записывают ситуацию на втором уровне обобщения.
11. Составляют таблицу нарушений и мероприятий по их устранению.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
3.1. Выбор вариантов выполнения контрольных работ
Контрольные работы выполняют до экзаменационной сессии или во время приезда студента на сессию (заочники). Работы можно выполнять в обычных школьных тетрадях черными или синими чернилами (пастой) или на листах белой писчей бумаги формата А4. Применение красных чернил (пасты) не допускается.
Допуском к экзаменам являются правильно выполненные контрольные работы и защищенные лабораторные работы.
Вариант контрольной работы выбирается преподавателем индивидуальнодля каждого студента.
При выполнении контрольных работ студент должен указать вариант своего задания и технологический процесс, который необходимо автоматизировать.