Как проводится «моментальная съемка»?
1. Модератор заявляет, что он собирается провести блиц-опрос, чтобы точно понять позиции, желания и уровень восприятия. Он объясняет, как будет проходить «моментальная съемка».
При этом действуют следующие правила.
· Каждый высказывает все, что считает нужным, но при этом ни одно выступление не может длиться более 45 секунд.
· Выступления не обсуждаются и не комментируются, разрешены только уточняющие вопросы.
· Участники поставлены в известность о порядке выступлений или модератор просит высказываться по очереди.
2. Модератор задает прицельный вопрос. Пример: насколько каждый из участников доволен в данный момент состоянием дискуссии?
3. Каждый участник высказывает свое мнение в рамках правил.
искусство задавать правильные вопросы
Вопросы — центральная коммуникативная форма модерации. Целенаправленные вопросы значительно помогают модератору добиться успеха рабочего заседания. С помощью умных вопросов он может:
собрать нужную информацию в подготовительной фазе;
придать структурированность рабочему заседанию и рабочей фазе;
способствовать преобразованиям в рабочей фазе;
вовлечь всех участников;
преодолеть сложные ситуации.
искусство задавать правильные вопросы
Открытые и закрытые вопросы
Открытые вопросы требуют в качестве ответов целых предложений.
Ответ на закрытый вопрос — однозначные слова («да»/«нет») или конкретное название факта (цвет, форма, дата).
Открытые вопросы применяются модератором для того, чтобы:
■ получить информацию;
■ призвать к свободному высказыванию мнения;
■ стимулировать мышление;
■ повысить креативность.
Закрытые вопросы применяются модератором для:
■ достижения согласия;
■ получения подтверждения;
■ проведения разговора в наиболее четкой форме;
■ подтверждения согласия;
■ получения четкого ответа.
искусство задавать правильные вопросы
Техника встречных вопросов
Группа может задавать вам такие вопросы, на которые она может и должна ответить самостоятельно. Подобные вопросы должны быть возвращены в группу, не обижая того, кто его задал, и при этом не нарушив коммуникативный поток в группе.
Пример
Г-н Лощинин:
Модератор:
Г-н Лощинин:
Модератор:
«Как нам теперь быть с этим трудным коллегой?»
«У Вас большой опыт в подобных делах — что думают остальные по этому поводу?»
«Что бы Вы сделали на моем месте?»
«Хороший вопрос, я только что собирался задать его группе. Представьте себе, что Вы находитесь в такой же ситуации, как и господин Лощинин. Чтобы Вы сделали?»
Техника встречных вопросов прекрасно подходит для:
■ свободного выражения мнений;
■ возбуждения дискуссии;
■ ободрения участников и укрепления их веры в собственное мнение;
■ привлечения участников к ответственности за поиск решения.
искусство задавать правильные вопросы
Техника расспросов
Расспросы помогают в тех случаях, когда есть какие-либо неясности или кто-нибудь осознанно хочет что-либо скрыть. С помощью техники расспросов Вы можете:
■ ликвидировать блокаду;
■ уточнить понятия;
■ подчеркнуть относительность обобщения;
■ выявить скрытые факторы.
Техника расспросов требует от модератора предельной концентрации и способности быстро оценить обоснованность предложений участников. При использовании техники расспросов обращайте внимание на непосредственные высказывания собеседника. Это выводит на первый план лучшее понимание самих высказываний и побуждает собеседника к уточнению формулировок.
искусство задавать правильные вопросы
Техника расспросов
Пример. Снятие блокады
Г-н Иванов:
Модератор:
«Это не работает».
«Что нужно сделать, чтобы заработало?»
Пример.Уточнение понятий
Г-жа Санина: «Отношения между нами очень напряженные».
Модератор: «Что Вы имеете в виду под "напряжением"?»
Г-н Петров: «Не думаю, что это решение такое уж замечательное».
Модератор: «Что именно Вы имеете в виду, говоря "не такое уж замечательное"? Не могли бы Вы объяснить это нам более подробно?»
Пример.Подчеркивание относительности обобщений
Г-жа Лисина: «Так все делают!»
Модератор: «А как это можно сделать иначе?»
Г-н Федотов: «Остальные не будут в этом участвовать!»
Модератор: «Кто точно не будет участвовать?»
Пример:Выявление скрытых факторов
Г-н Полунин: «У него совсем нет желания что-либо делать!»
Модератор: «Как Вы пришли к выводу, что у него нет никакого желания?»
Г-жа Серова: «Этого мы от шефа никогда не добьемся».
Модератор: «Почему Вы так в этом уверены?»
как преодолеть сложные ситуации?
В основе управления процессом модерации лежат три основных принципа, которые помогут Вам адекватно отреагировать в трудных ситуациях:
Задавать вопросы, снова задавать вопросы и опять задавать вопросы.
Последовательно приобщать всех участников к поиску решений.
Держать бразды правления модерацией в своих руках.
Наиболее типичными трудными ситуациями являются:
■ Участники высказываются очень нерешительно или туманно.
■ Участники говорят беспорядочно, перебивая друг друга.
■ Участники отклоняются от темы.
■ Группа застряла на конкретной теме или решении.
■ Теряется нить дискуссии.
■ Возникновение конфликтных ситуаций в ходе обсуждения.
■ Нарушение регламента
■ Участники мешают работе
как преодолеть сложные ситуации?