Как проводится «моментальная съемка»?

1. Модератор заявляет, что он собирается провести блиц-опрос, чтобы точно понять позиции, желания и уровень восприятия. Он объясняет, как будет про­ходить «моментальная съемка».

При этом действуют следующие правила.

· Каждый высказывает все, что считает нужным, но при этом ни одно выступление не может длиться более 45 секунд.

· Выступления не обсуждаются и не комментируются, разрешены только уточняющие вопросы.

· Участники поставлены в известность о порядке выступлений или модератор просит высказы­ваться по очереди.

2. Модератор задает прицельный вопрос. Пример: насколько каждый из участников доволен в данный момент состоянием дискуссии?

3. Каждый участник высказывает свое мнение в рам­ках правил.

искусство задавать правильные вопросы

Вопросы — центральная коммуникативная форма модерации. Целенаправленные вопросы значительно помогают модератору добиться успеха рабочего засе­дания. С помощью умных вопросов он может:

Как проводится «моментальная съемка»? - student2.ruсобрать нужную информацию в подготовительной фазе;

Как проводится «моментальная съемка»? - student2.ruпридать структурированность рабочему заседанию и рабочей фазе;

Как проводится «моментальная съемка»? - student2.ruспособствовать преобразованиям в рабочей фазе;

Как проводится «моментальная съемка»? - student2.ruвовлечь всех участников;

Как проводится «моментальная съемка»? - student2.ruпреодолеть сложные ситуации.

Как проводится «моментальная съемка»? - student2.ru

искусство задавать правильные вопросы

Открытые и закрытые вопросы

Открытые вопросы требуют в качестве ответов целых предложе­ний.

Ответ на закрытый вопрос — одно­значные слова («да»/«нет») или конкретное название факта (цвет, форма, дата).

Открытые вопросы применяются модератором для того, чтобы:

■ получить информацию;

■ призвать к свободному высказыванию мнения;

■ стимулировать мышление;

■ повысить креативность.

Закрытые вопросы применяются модератором для:

■ достижения согласия;

■ получения подтверждения;

■ проведения разговора в наиболее четкой форме;

■ подтверждения согласия;

■ получения четкого ответа.

Как проводится «моментальная съемка»? - student2.ru

искусство задавать правильные вопросы

Техника встречных вопросов

Группа может задавать вам такие вопросы, на которые она может и должна ответить самостоятельно. Подобные вопросы должны быть возвращены в группу, не обижая того, кто его задал, и при этом не нарушив ком­муникативный поток в группе.

Пример

Г-н Лощинин:

Модератор:

Г-н Лощинин:

Модератор:

«Как нам теперь быть с этим трудным коллегой?»

«У Вас большой опыт в подобных делах — что думают остальные по этому поводу?»

«Что бы Вы сделали на моем месте?»

«Хороший вопрос, я только что соби­рался задать его группе. Представьте себе, что Вы находитесь в такой же ситуации, как и господин Лощинин. Чтобы Вы сделали?»

Техника встречных вопросов прекрасно подходит для:

■ свободного выражения мнений;

■ возбуждения дискуссии;

■ ободрения участников и укрепления их веры в собственное мнение;

■ привлечения участников к ответственности за поиск решения.

Как проводится «моментальная съемка»? - student2.ru

искусство задавать правильные вопросы

Техника расспросов

Расспросы помогают в тех случаях, когда есть какие-либо неясности или кто-нибудь осознанно хочет что-либо скрыть. С помощью техники расспросов Вы мо­жете:

■ ликвидировать блокаду;

■ уточнить понятия;

■ подчеркнуть относительность обобщения;

■ выявить скрытые факторы.

Техника расспросов требует от модератора предельной кон­центрации и способности быстро оценить обоснован­ность предложений участников. При использовании техники расспросов обращайте внимание на непосред­ственные высказывания собеседника. Это выводит на первый план лучшее понимание самих высказываний и побуждает собеседника к уточнению формулировок.

Как проводится «моментальная съемка»? - student2.ru

искусство задавать правильные вопросы

Техника расспросов

Пример. Снятие блокады

Г-н Иванов:

Модератор:

«Это не работает».

«Что нужно сделать, чтобы заработало?»

Пример.Уточнение понятий

Г-жа Санина: «Отношения между нами очень напряженные».

Модератор: «Что Вы имеете в виду под "напряжением"?»

Г-н Петров: «Не думаю, что это решение такое уж замечательное».

Модератор: «Что именно Вы имеете в виду, говоря "не такое уж замечательное"? Не могли бы Вы объяснить это нам более под­робно?»

Пример.Подчеркивание относительности обобщений

Г-жа Лисина: «Так все делают!»

Модератор: «А как это можно сделать иначе?»

Г-н Федотов: «Остальные не будут в этом участво­вать!»

Модератор: «Кто точно не будет участвовать?»

Пример:Выявление скрытых факторов

Г-н Полунин: «У него совсем нет желания что-либо делать!»

Модератор: «Как Вы пришли к выводу, что у него нет никакого желания?»

Г-жа Серова: «Этого мы от шефа никогда не добьемся».

Модератор: «Почему Вы так в этом уверены?»

как преодолеть сложные ситуации?

Как проводится «моментальная съемка»? - student2.ru

В основе управления процессом модерации лежат три основных принципа, которые помогут Вам адекватно отреагиро­вать в трудных ситуациях:

Как проводится «моментальная съемка»? - student2.ruЗадавать вопросы, снова задавать вопросы и опять задавать вопросы.

Как проводится «моментальная съемка»? - student2.ruПоследовательно приобщать всех участников к по­иску решений.

Как проводится «моментальная съемка»? - student2.ruДержать бразды правления модерацией в своих руках.

Наиболее типичными трудными ситуациями являются:

■ Участники высказываются очень нерешительно или туманно.

■ Участники говорят беспорядочно, перебивая друг друга.

■ Участники отклоняются от темы.

■ Группа застряла на конкретной теме или решении.

■ Теряется нить дискуссии.

■ Возникновение конфликтных ситуаций в ходе обсуждения.

■ Нарушение регламента

■ Участники мешают работе

как преодолеть сложные ситуации?

Как проводится «моментальная съемка»? - student2.ru

Наши рекомендации