Система охлаждающего и уплотняющего воздуха
Система охлаждающего и уплотняющего воздуха предназначена для:
- охлаждения различных частей газовой турбины: рабочие и направляющие лопатки первой и второй ступени, корпус и опорные стойки турбины, наружные поверхности жаровых труб, переходные патрубки, корпуса камер сгорания;
- уплотнения подшипников газовой турбины путем создания избыточного давления в масляных уплотнениях.
Воздух отбирается в систему после пятой, одиннадцатой, тринадцатой и последней ступени компрессора. Воздух для охлаждения обшивки турбины берётся от воздуходувок, расположенных во вспомогательном отсеке имеющих независимый от ГТ электропривод.
Система охлаждающей воды
Система охлаждающей воды предназначена для поддержания в требуемом температурном диапазоне:
- смазочного масла;
- датчиков контроля пламени;
- опорных лап турбины;
- охлаждающего воздуха генератора ГТ.
В качестве охлаждающей воды используется химобессоленная вода (при необходимости с добавками: ингибитор коррозии, антисептик).
Охлаждаемые элементы является частью замкнутого контура водяного охлаждения. Система охлаждающей воды включает:
- бак запаса охлаждающей (химобессоленной) воды, из которого она поступает на всас насоса охлаждающей воды;
- насос охлаждающей воды с приводом от вала вспомогательного редуктора;
- водоводяные теплообменники, один из которых находится в работе, другой – в резерве. Оба находятся вне кожуха ГТ и являются внеш
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
лист |
13.03.01. ПЗ |
- два маслоохладителя;
- охладители датчиков первичного и вторичного пламени;
- воздухоохладители генератора;
- регулирующий клапан расхода.
Топливная система
Система топливного газа представляет собой систему с открытым контуром, обеспечивающим подачу газа в камеры сгорания и предназначена для выполнения следующих задач:
- для розжига, прогрева и разгона агрегата до номинальной частоты вращения;
- для взятия агрегатом нагрузки до заданной нагрузки;
- для разгрузки, останова и отключения агрегата.
Очищенный и осушенный топливный газ, после внешнего модуля очистки газа с давлением (26,5 - 28 бар) поступает во внутренний модуль ГТУ, попадая на входной фильтр (представляющий собой мелкоячеистую металлическую сетку).
Реле перепада давления следит за степенью загрязнённости фильтра и в случае достижении перепада (0,5±0,07 бар) посылает соответствующий сигнал в систему управления ГТУ «МАРК-6».
Во внутреннем модуле расположены: стопорно-регулирующий клапан, регулирующие клапаны подачи первичного и вторичного газа, а также свеча безопасности между стопорно-регулирующим и регулирующими клапанами.
Камеры сгорания ГТУ – низкоэмиссионные сухого типа (DLN), состоят из наклонных камер сгорания, размещаемых вдоль внешней стороны нагнетательного кожуха компрессора.
Система камер сгорания включает также:
- топливные сопла,
- систему воспламенения со свечами зажигания,
- датчики пламени и трубки перекрёстного зажигания.
Воздух высокого давления с нагнетания компрессора проходит вперед вдоль внешней стороны обшивки камеры сгорания, будучи ведомым гильзой направляется в зону переходных патрубков, а затем в кольцевые камеры, окружающие каждую из 10 линий камер сгорания. Воздух входит в обшивку камеры сгорания через маленькие отверстия и щели, служащие для охлаждения жаровой трубы, а также через прочие отверстия, которые служат для контроля процесса горения. Топливо подается в каждую камеру сгорания через сопло, спроектированное для рассеивания и смешивания топлива внутри камеры сгорания с необходимым количеством воздуха.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
лист |
13.03.01. ПЗ |
В режиме горения без предварительного смешивания, с диффузионным пламенем, топливо впрыскивается в турбулентную массу горящего топлива и воздуха, в которой при этом образуется множество зон с различной степенью перемешивания топлива и воздуха и, соответственно с отличающимися условиями сгорания. Зоны с высоким коэффициентом горения, где имеется повышенное содержание воздуха, образуют высокие температуры горения, в результате которых получается большое количество окислов азота. При предварительном смешивании все зоны горения являются однородными, и горение происходит при более низкой температуре; соответственно, содержание окислов азота также ниже.
Мерные отверстия обеспечивают попадание в камеру нужного количества воздуха, который также обеспечивает охлаждение газов до нужной температуры. Вдоль всей длины обшивы камеры сгорания имеются кольцевые щели, задача которых состоит в получении пленки воздуха для охлаждения стенок КС. На внутренние стенки обшивы КС наносится термобарьерное покрытие.
Переходные патрубки направляют горячие газы от КС к соплам турбины. Переходные патрубки состоят из внутренней трубы, заключенной в перфорированную внешнюю трубу, которая образует отражающую охлаждающую рубашку. Внутренняя поверхность переходного патрубка также покрыта термобарьерным покрытием.
Процесс зажигания газа полностью контролируется системой регулирования ГТУ «МАРК-6», оператор блока в этом участия не принимает. Решение о зажигании, или об отказе в зажигании принимает «МАРК-6».
Горение начинается при высоковольтном разряде, обеспечиваемом двумя электродными свечами зажигания. Для начала горения искра в одной или обеих свечах зажигания обеспечивает воспламенение в камере сгорания.
Свечи зажигания установлены на камерах № 1 и 10. Воспламенение в остальных камерах сгорания происходит при помощи труб перекрёстного зажигания, которые объединяют зоны горения остальных камер сгорания.