Организационно-методические указания комитетам, ак, аск, атск росто (оргму)
КУРС УЧЕБНО-ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ АВИАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЦС РОСТО РФ НА САМОЛЕТАХ (КУЛП-САО-С-86)
(Выписка из КУЛПа-САО-С-86)
Последовательность и параллельность прохождения Программы подготовки постоянного летного состава
1. К полетам из задней кабины по упражнениям программы приступать только после полной отработки упражнений из передней кабины.
2. После выполнения полетов по упр. 21 можно приступать:
к выполнению полетов по упр. 45 - 48;
к выполнению полетов по упр. 49 - 58.
После выполнения зачетных методических полетов по упр. 20м, 29м, 38м, 44м, 54м, 58м летчику-инструктору разрешается приступать к выполнению инструкторских полетов со спортсменами по данным видам подготовки.
Упражнения 1д и 1 выполнять только с теми летчиками, которые ранее не летали в данном районе.
Зачетные методические полеты по упражнениям 20м, 29м, 38м, 44м, 54м, 58м выполняются с начальником авиационно-спортивной организации или его заместителем по летной подготовке и оформляются записью в летной книжке летчика с выводом о допуске его к соответствующим тренировочным или инструкторским "полетам по видам летной подготовки.
Организационно-методические указания к программам летной подготовки переменного летного состава
Летная подготовка переменного летного состава осуществляется по шести программам:
1-я программа- для постоянного состава и инструкторов - общественников.
2-я программа - подготовка курсантов ранних возрастов 1-го года обучения.
Общий налет-33 ч 05 мин;
3-я программа-подготовка курсантов ранних возрастов 2-го года обучения.
Общий налет- 16 ч 55 мин;
4-я программа - подготовка спортсменов-летчиков
1-го года обучения.
Общий налет-31 ч 40 мин;
5-я программа-подготовка спортсменов-летчиков
2-го года обучения.
Общий налет - 30 ч 45 мин;
6-я программа-подготовка спортсменов-летчиков
3-го года обучения.
Общий налет - 34 ч 55 мин;
7-я программа - подготовка спортсменов-летчиков
4-го и последующих годов обучения.
Общий налет - 43 ч 50 мин.
По этой же программе производится дальнейшее совершенствование техники пилотирования спортсменов, имеющих квалификацию не ниже 1-го разряда.
В каждой программе части второй КУЛПа имеется перечень упражнений по видам летной подготовки, объем, содержание, порядок их выполнения, меры безопасности и в конце КУЛПа - нормативы оценок.
Обучение курсантов и спортсменов-летчиков организуется и проводится в строгом соответствии с ОПП, НПП, Руководством по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях РОСТО РФ, настоящим Курсом, а также с требованиями Организационно-методических указаний ЦС РОСТО РФ на текущий учебный год и других документов, регламентирующих летную работу.
К полетам по программам летной подготовки допускать курсантов, закончивших программу теоретической подготовки соответствующего года обучения и сдавших предусмотренные зачеты.
Дальнейшее совершенствование спортивного мастерства курсантов, закончивших программу 2-го года обучения, производить по 5-й и последующим программам настоящего КУЛПа.
Отработку техники пилотирования по видам летной - подготовки производить в соответствии с действующим Руководством по летной эксплуатации самолета.
В процессе наземной, предварительной и предполетной подготовки вопросы техники пилотирования самолета тесно увязывать с практической аэродинамикой чтобы обучаемые имели ясное понимание физической сущности выполняемых элементов полета и фигур пилотажа.
Прививать курсантам (спортсменам) навыки в самостоятельной подготовке к полетам. Каждому полету должна предшествовать тщательная отработка действий летчика на тренажерах и в кабине самолета.
Начальнику аэроклуба (АСК, АТСК) перед прохождением каждого нового вида летной подготовки, а при необходимости и по отдельным наиболее сложным упражнениям, проводить методические совещания (инструктивно-методические занятия) и методические полеты постоянного состава, на которых тщательно отрабатывать единую методику обучения, а также вопросы организации полетов и порядок выполнения летных упражнений.
По каждому упражнению (группе родственных упражнений) КУЛПа, а при необходимости и по отдельным полетам упражнения, должны быть составлены схемы-задания на полет с наглядным и кратким изложением содержания, порядка и условий выполнения летного упражнения (полета).
Летная подготовка по настоящему Курсу планируется в соответствии с Организационно - методическими - указаниями на текущий учебный год, исходя из достигнутого уровня подготовки курсантов (спортсменов), поставленных задач, отпущенных лимитов и наличия материально-технических средств.
Летную подготовку проводить с учетом индивидуальных способностей каждого обучаемого, строго соблюдая методическую последовательность и принцип постепенного перехода от простого к сложному, не допуская форсирования в обучении и длительных перерывов в полетах.
Устанавливаются следующие минимально допустимые значения высоты нижней границы облаков и горизонтальной видимости, при которых разрешается производить полеты на спортивных самолетах.
Минимально допустимые значения высоты нижней границы облаков и горизонтальной видимости
Виды летной подготовки | Вывозные и контрольные полеты | Самостоятельные полеты | ||||||||
Высота полета, м | Нижняя граница облаков, м | Горизонтальная видимость, км. | Высота полета, м | нижняя граница облаков, м | Горизонтальная видимость, км. | |||||
По кругу первые 10- 15 самостоятельных полетов По кругу В зону В зону на выполнение простого пилотажа с выходом из фигур в горизонтальный полет на Н=600 м В зону на выполнение простого пилотажа с выходом из фигур в горизонтальный полет на Н=800 м По приборам в закрытой кабине Полеты по приборам, не связанные с потерей высоты, без отработки вывода самолета из сложного положения На групповую слетанность По маршруту | - - | - - | - - | - - - - | - - - - | - - - - | ||||
При вывозных и контрольных полетах скорость встречного ветра - не более 15 м/с, боковая составляющая скорости ветра под углом 90° - не более 6 м/с.
Первые 10-15 самостоятельных полетов по кругу выполняются при скорости встречного ветра не более 10 м/с, последующие - не более 12 м/с, боковая составляющая - не более 5 м/с.
Разрешение на полеты при указанных метеорологических условиях в каждом случае дает руководитель полетов с учетом уровня подготовки инструктора (обучаемого).
Пилотаж должен производиться в точно установленном месте (зоне). Перед выполнением фигуры и комплекса фигур спортсмен обязан осмотреться и уточнить, нет ли поблизости самолетов, вышедших из соседних зон или пролетающих через зону.
За период обучения необходимо научить спортсмена полетам как с левым, так и с правым кругом.
Все полеты производить с включенным авиагоризонтом, ГМК, а также с установленным на борту и включенным бароспидографом.
Кроме того, все полеты, кроме полетов по кругу, выполнять с включенным радиокомпасом, настроенным на ПРС своего или запасного аэродрома.
При выполнении полетов входить в облакакатегорически запрещается, а в случае непредвиденного попадания в облака летчик обязан немедленно выйти из них.
Максимальное количество полетов в один летный день устанавливать курсанту (спортсмену) в зависимости от его физического состояния и качества техники пилотирования. В день первого самостоятельного вылета разрешается выполнить всего не более 7 полетов по кругу, из них самостоятельно - не более 2, при этом общее количество подряд выполненных полетов по кругу должно быть не более 5.
Последующая нагрузка должна быть: всего полетов по кругу - 10, в том числе самостоятельных - 8, всего подряд: самостоятельных - не более 4, контрольных - не более 6; в зону на простой и сложный пилотаж:
всего полетов -3 , в том числе самостоятельных - 2;
в зону по приборам под шторкой - всего не более 4 полетов;
на групповую слетанность: всего полетов - 4, в том числе самостоятельных - 3; по маршруту: всего полетов - 3, в том числе самостоятельных - 2;
общий налет в летную смену: всего часов - 3,5, в том числе самостоятельно - 2,5.
При смешанных полетах 4 полета по кругу по нагрузке приравнивать к 1 полету по другим видам летной подготовки.
Во всех случаях курсанту должно быть предоставлено время не менее 30 мин для отдыха перед каждым полетом в зону, на групповую слетанность, по маршруту и после 4 подряд выполненных полетов по кругу.
При восстановлении навыков в технике пилотирования на 2-м и последующих годах обучения на однотипной авиационной технике в день самостоятельного вылета курсанту разрешается выполнять до 5 самостоятельных полетов по кругу.
Спортсменам-летчикам, входящим в состав сборной команды авиационной спортивной организации, разрешается при подготовке к соревнованиям в течение летной смены выполнять: 3 тренировочных полета в зону и 1 тренировочный полет по маршруту или 2 тренировочных полета в зону и 2 тренировочных полета по маршруту. Остальные полеты по всем видам летной подготовки должны быть только контрольные, и общее время налета за летную смену должно составлять не более 3,5 ч.
Тренировочные полеты в зону при подготовке к соревнованиям, как правило, выполнять над аэродромом, а руководство осуществлять с тренерской радиостанции.
Начальник авиационной спортивной организации имеет право:
допускать к дальнейшему обучению в новом учебном году и тех спортсменов, которые в истекшем учебном году не выполнили в полном объеме запланированную им программу летной подготовки по уважительным причинам, при этом ввод их в строй (восстановление навыков в технике пилотирования) проводить по индивидуальному плану-графику летной подготовки с обязательным включением в него невыполненных упражнений прошлого года обучения;
разрешать спортсменам-летчикам, успешно и в короткие сроки закончившим летную программу текущего учебного года, выполнять летную программу последующего года обучения и сокращать им количество вывозных полетов;
сокращать количество полетов и время вывозной программы независимо от года обучения, исходя из индивидуальных летных качеств спортсмена, но не более чем на 20% от общего количества полетов и времени вывозной программы.
Последовательность и параллельность прохождения 2-7-й программ летной подготовки
1. Все полеты по упражнениям отрабатывать в строгой последовательности, указанной в КУЛПе. При этом разрешается:
для всех программ: после выполнения полетов по упр. 45-47 выполнять полеты по упр. 49-54 и 55-58.
Курсанты 1-го года обучения (2-я программа): Упр. 5 выполнять параллельно с упр. 2, 3, 4;
упр. 6-9 выполнять параллельно после окончания полетов по упр. 5; упр. 21 (4 контрольных полета) выполнять после 5 тренировочных полетов по кругу по упр. 12;
контрольные полеты по кругу по упр. 12 и оставшиеся 4 контрольных полета в зону по упр. 21 выполнять согласно КУЛПу; тренировочные полеты в зону по упр. 21 выполнять после 20 тренировочных полетов по кругу по упр. 12; тренировочные полеты по кругу (25 полетов) по упр. 12 выполнять параллельно с выполнением полетов по упр. 21-24.
Курсанты 2-го года обучения - зимний период (3-я программа): Упр. 45, 46, 49, 50, 55 выполнять параллельно с упр. 22, 23, 24.
4-я программа:
после выполнения 40 тренировочных полетов по упр. 12 выполнять полеты по упр. 21; остальные контрольные и тренировочные полеты по упр. 12 выполнять в течение учебного года; после выполнения 3 контрольных полетов по упр. 21 выполнять полеты по упр. 45-46.
5-я программа:
после выполнения 20 тренировочных полетов по упр. 20 выполнять полеты по упр. 21; остальные контрольные и тренировочные полеты по упр. 20 выполнять в течение учебного года; после выполнения 2 контрольных полетов по упр. 21 выполнять полеты по упр. 45-48.
6-я программа:
после выполнения 10 тренировочных полетов по упр. 20 выполнять полеты по упр. 21; "остальные контрольные и тренировочные полеты по упр. 20 выполнять в течение учебного года;
после выполнения 1 контрольного полета по упр. 21 выполнять полеты по упр. 45-47.
7-я программа:
после выполнения 8 тренировочных полетов по упр. 20 выполнять полеты по упр. 26; остальные контрольные и тренировочные полеты по упр. 20 выполнять в течение учебного года;
после выполнения контрольного полета по упр. 26 выполнять полеты по упр. 45-58.
2. В упражнениях 7, 30, 31, 39-44 третьи контрольные полеты выполняются с командиром звена или другим старшим начальником на допуск к самостоятельным полетам.
3. В контрольных полетах проверять умение спортсменов исправлять наиболее характерные отклонения и ошибки, допускаемые ими при отработке новых фигур пилотажа в процессе их выполнения.
4. Комплексы пилотажа по упражнениям 29, 38, 44 должны утверждаться командиром звена (отряда) и перед тренировочными полетами должны быть полностью отработаны в контрольных полетах.
5. Спортсменам-летчикам, закончившим летную подготовку по 7-й программе КУЛПа, дальнейшее совершенствование техники пилотирования проводить по этой же программе и в той же последовательности. При этом количество контрольных полетов в зону по упр. 32-44 может быть сокращено до 1 и заменено тренировочными полетами по тем же упражнениям.
6. Для обучения по 5-й программе отбирать спортсменов из числа закончивших 4-ю программу, отдавая предпочтение молодым, физически крепким и по своим летным качествам способным в перспективе показать высокие результаты на соревнованиях по самолетному спорту.
Восстановление утраченных навыков у курсантов (спортсменов), имеющих длительные перерывы в полетах, проводить в соответствии с положениями НПП с соблюдением методической последовательности. При этом упражнения и необходимое количество полетов по ним устанавливает начальник авиационной организации, исходя из индивидуальных способностей и подготовленности каждого курсанта (спортсмена). В этом случае разрешение на первые самостоятельные полеты по кругу и в зону на простой пилотаж дает командир звена после личной проверки курсанта (спортсмена) в полете.
В день выполнения первого самостоятельного полета по кругу и в зону обучаемому необходимо дать контрольный полет по соответствующему виду подготовки.
Во всех контрольных и самостоятельных полетах по кругу (кроме первых 5 самостоятельных полетов) разрешается выполнять взлет с «конвейера».
Разрешается до самостоятельных полетов по кругу по упр 20 выполнять контрольные полеты в зону по упр. 21
В контрольных полетах инструктору рекомендуется применять следующие основные методы и приемы обучения:
показ техники пилотирования;
совместное выполнение полета или элемента полета;
тренировку курсанта (спортсмена) в самостоятельном выполнении показанного элемента или полета в целом;
руководство действиями обучаемого по СПУ.