Вопрос 2. Назначение, продолжительность и объем работ при проведении технического обслуживания №1 (ТО-1), №2 (ТО-2).

Технические обслуживания № 1 и 2:

Проводятся в целях обеспечения безотказной работы техники, снижения интенсивности изнашивания деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей. Это достигается своевременным диагностированием и выполнением смазочных, крепёжных, регулировочных и других работ.

При ТО-1 выполняются работы ЕТО и дополнительно проверяется работа двигателя, состояние рабочего оборудования, аккумуляторных батарей, корпуса и фильтрующих элементов фильтров, заменяются сменные фильтрующие элементы, устраняются выявленные неисправности и производится смазка согласно таблице смазки.

При ТО-2 выполняются работы ТО-1 и дополнительно проверяется регулирование приборов питания, электрооборудования, узлов и агрегатов трансмиссии, ходовой части и рабочего оборудования.

Для техники, смонтированной на автомобильных прицепах, периодичность ТО определяется периодичностью ТО основной (инженерной) составной части агрегата.

Периодичность проведения комплексного ТО техники,смонтированной на автомобильных и танковых средствах подвижности (кроме автомобильных прицепов), определяется периодичностью их ТО, которое, как правило, проводится: ТО-1 — один раз в год, ТО-2 — один раз в два года.

Осуществление всех видов мероприятий по уходу за машинами, проводимых по системе ТО, чрезвычайно важно для инженерных войск. Машины инженерного вооружения (МИВ), как правило, работают в неблагоприятных условиях – часто в непогоду, в пыли, в непосредственном соприкосновении с грунтом, с длительными большими нагрузками. Передвигаются МИВ нередко по бездорожью или взрыхлённому грунту. Как при работе, так и при передвижении в узлы инженерных машин проникают пыль, песок и грязь.

Работы по заправке машины горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами являются ответственными операциями по техническому уходу и занимают до 25% времени, отводимого на ЕТО.

Чистка и мойка машины не только создают ей опрятный вид, но и облегчают техническое обслуживание. Загрязнённая машина затрудняет КО, при смазке и регулировке возможно попадание абразивных частиц между трущимися поверхностями сопряженных деталей.

Промывка фильтров предохраняет проникновение абразивных частиц в наиболее уязвимые узлы агрегатов машины, тем самым обеспечивая бесперебойность работы машины и ее более длительный срок службы.

Тяжелые условия работы машин инженерного вооружения, часто с перегрузками, вибрация и сотрясения машин при их транспортировке и работе требуют постоянного контроля надёжности крепления и состояния деталей, узлов, агрегатов и приборов. Слабое крепление деталей машины, вовремя не устранённое, может привести к крупным авариям.

Наиболее часто встречающейся дефект в узлах и механизмах машины - это увеличенные зазоры между сопряженными деталями. Основной причиной появления ненормальных зазоров является изнашивание трущихся поверхностей сопряженных деталей. Ненормальные зазоры вызывают нарушение регулировок в узлах и механизмах, что приводит к усиленному изнашиванию машины, возникновению брака в работе, возможным поломкам и нарушению безопасности работы.

Восстановление установленных техническими условиями зазоров, ходов, температур, давлений и других показателей называется регулировкой. Регулировка величины зазоров может, производится и в связи с изменением условий работы. Конструкции узлов на машинах обычно создаются такими, что позволяют достигать восстановления допустимых зазоров между сопряженными деталями их регулировкой.

ТО №1 до 18 чел.-час. - через каждые 75-100 часов работы двигателя или через 1500-1750 км пробега машины.

ТО №2 до 30 чел.-час. - через каждые 150-175 часов работы двигателя или через 3000-3500 км пробега машины.

Вопрос №3. Особенности эксплуатации машин в зимних (летних) условиях. Объем работ, выполняемых при подготовке машин к эксплуатации в зимних (летних) условиях (СТО).

Зимний период эксплуатации устанавливается при температуре окружающего воздуха ниже плюс 5°С.

К зимней эксплуатации машина допускается только после проведения соответствующего сезонного обслуживания.

Перед пуском остывшего двигателя необходимо пользоваться системой подогрева. При этом подогревается масло системы смазки двигателя и масло маслосистемы трансмиссии.

Категорически запрещается проворачивать коленвал без предварительного прогрева двигателя.

Не разрешается работать в зимних условиях длительно (20—30 мин) на холостом ходу или под нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости и масла ниже 65°С, так как это ведет к осмолению и коксованию распылителя форсунок, клапанов и поршней цилиндров и может вызвать поломку двигателя.

Воздух, поступающий в ВО, обязательно должен подогреваться. Для этого рукоятки приводов управления заслонками системы подогрева воздуха для двигателя установить в положение «на себя», а чехлы над малыми секциями радиаторов, завернуть и закрепить ремнями.

Температура низкозамерзающей жидкости в системе охлаждения двигателя должна быть не выше 95°С. Температура охлаждающей жидкости и масла регулируется за счет количества воздуха, просасываемого через радиаторы, открытием и закрытием большой секции жалюзи над радиаторами. При установке рукоятки системы управления жалюзи в положение ЖАЛЮЗИ ОТКР. увеличивается количество воздуха, просасываемого через радиаторы. При переводе рукоятки в сторону положения РАДИАТОРЫ ЗАКР. большая секция жалюзи закрывается и количество воздуха, просасываемого через радиаторы, уменьшается.

Не допускается перегрев двигателя. При загорании красной лампы МАКС. t°C ОХЛ. ЖИДК., указывающей на превышение температуры охлаждающей жидкости более 100°С, необходима перейти на низшую передачу и увеличить частоту вращения коленвала двигателя. Переключатель ЗИМА — ЛЕТО должен быть установлен в положение ЗИМА.

Необходимо включать электрообогрев стекол кабины при их обмерзании и при густом снегопаде, когда очистка стеклоочистителем недостаточна, для чего рукоятку выключателя ОБОГРЕВ СТЕКОЛ на щите электроприборов установить в верхнее положение. В целях избежания разряда аккумуляторных батарей электрообогрев стекол рекомендуется включать только при работающем двигателе.

Запрещается пользоваться электрообогревом стекол при температуре окружающего воздуха выше плюс 5°С.

Перед стоянкой машины продолжительностью более 5 ч влага из системы воздухопуска должна быть удалена, а масла из КП откачено. При температуре окружающего воздуха минус 20°С и ниже перед стоянкой машины более 2 ч должен сливаться конденсат, для чего открывается кран влагомаслоотделителя.

В случае необходимости подогрева низкозамерзающей жидкости перед заправкой необходимо подогреть ее в не полностью заполненной (из-за большого объемного расширения) закрытой посуде до температуры не выше 80°С.

Не допускается попадание воды внутрь машины, и особенно (при мойке, дожде, снегопаде), во избежание примерзания привода откачивающих насосов КП и других узлов. При наличии воды необходимо слить ее через сливные отверстия и люки.

При эксплуатации машины в условиях низких температур сетки над радиаторами необходимо укрывать штатными утеплительными чехлами, за исключением малых секций радиаторов.

При температуре окружающего воздуха ниже минус 20°С и предполагаемой стоянке машины более суток аккумуляторные батареи необходимо снять с машины и хранить в помещении с температурой не ниже

0°С.

Для надежной работы техники кроме соблюдения общих правил эксплуатации необходимо:

- строго выполнять инструкцию по порядку перевода, пуска и прогрева двигателя

- начинать движение техники плавно, без рывков, после трогания двигаться на первой передачи для прогрева агрегатов трансмиссии,

- проверять и при необходимости очищать воздухоочистители от скопившегося в них снега (льда) или воды после движения в метель,

- применять средства повышения проходимости техники при глубоком снежном покрове и в гололедицу

- не оставлять надолго колесную технику с заторможенным стояночным тормозом и зажатых фрикционах во избежание примерзания тормозных колодок и дисков трения

- для предотвращения самопроизвольного скатывания техники подкладывать под колеса упоры

- проверять перед началом работ состояние тормозов и фрикционных муфт рабочего оборудования,

- в обязательном порядке выпускать воздух из баллонов и ресиверов, чтобы исключить размораживание и вывод из строя систем

- заменять или дозаправлять (при необходимости) масло (смазку) в агрегатах и узлах сразу после возвращения техники в парк или в конце рабочей смены, пока агрегаты и узлы не остыли,

- исключать случаи замерзания воды в системах техники. После окончания работ тщательно проверять, нет ли воды в системах, сливать отстои и топливных и масляных баков

- оставлять сливные краны открытыми после слива воды из системы охлаждения на все время стоянки

- утеплять аккумуляторные батареи установленные на машинах, не допускать их разряд более чем на 25% емкости

- в холодное время года при устойчивости температур окружающего воздуха минус тридцать градусов Цельсия и ниже, для танковых, и минус 15о С и ниже для автомобильных аккумуляторные батареи с техники снимать и хранить в отапливаемых помещения Сухие АКБ рекомендуется хранить в не отапливаемых помещениях: танковые –40 , автомобильные до -30о С.

- При преодолении водной преграды по льду движение техники осуществлять только в одном направлении. следить за строгим выполнением сортности топлива и масел,

- применять тормозную жидкость с температурой застывания не выше -50 С.

- Не допускать скопления снега, воды и образования льда внутри техники

Запрещается:

-производить остановки, рывки и развороты на льду

- разукомплектовывать технику средствами предохранения стекол от обледенения,

Летний период эксплуатации устанавливается при температуре окружающего воздуха плюс 5°С и выше.

К летней эксплуатации машина допускается только после проведения соответствующего сезонного обслуживания.

Воздух, поступающий в ВО, не должен подогреваться. Для этого рукоятки приводов управления заслонками системы подогрева воздуха для двигателя установить в положение «от себя».

Необходимо внимательно следить за температурным режимом двигателя и своевременно изменять нагрузку и частоту вращения, так как высокая температура окружающего воздуха и большие нагрузки могут повлечь перегрев двигателя.

Не допускается перегрев двигателя. При загорании красной лампы МАКС. t°C ОХЛ. ЖИДК., указывающей на превышение температуры охлаждающей жидкости более 115°С, перейти на низшую передачу и увеличить частоту вращения коленвала двигателя. Переключатель ЗИМА — ЛЕТО должен быть установлен в положение ЛЕТО.

Подкачивающий насос БЦН включать периодически, когда двигатель начинает работать с перебоями, в целях удаления воздушных пробок в топливной системе. При работе двигателя на бензине насос БЦН должен быть включен постоянно.

Не допускается загрязнение машины, необходимо своевременно очищать от пыли, грязи и песка радиаторы, габаритные фонари и другие механизмы.

Резинотехнические изделия по возможности необходимо предохранять от воздействия солнечных лучей.

Для надежной работы техники кроме соблюдения общих правил эксплуатации необходимо:

- установить защитные матерчатые чехлы на коллекторы генераторов, стартеров, карданные и шарнирные соединения, дополнительные матерчатые фильтры на воздухозаборники

- ежедневно проверять уровень электролита в АКБ

- ежедневно проводить ТО воздушных фильтров и очистку сапунов картеров агрегатов трансмиссии

- проводить ТО и работы по устранению неисправностей только в укрытиях или палатках, исключающих попадание песка и пыли в механизмы техники

- иметь запас воды для экипажа

- обеспечить водителей защитными очками

- проверить осмотр и обслуживание техники после песчаных бурь

- обеспечивать колесную технику средствами повышенной проходимости

- защищать баки гидросистем от прямых солнечных лучей

- обращать особое внимание при контрольных осмотрах в пути и во время работы на состояние шин, опорных катков и натяжение гусениц.

Объем работ, выполняемых при подготовке машин к эксплуатации в зимних (летних) условиях.

Сезонное техническое обслуживание техники проводится два раза в год в целях подготовки и обеспечения надежной работы в зимнее и летнее периоды эксплуатации. Подготовка личного состава, парков, а также средств технического обслуживания и ремонта к эксплуатации техники в зимний (летний) период проводится в сроки, устанавливаемым командующими войсками военных округов, и по планам, утверждаемыми командирами частей.

Дата перехода на зимний (летний) режим эксплуатации и слива воды из систем охлаждения техники объявляется приказом командира по части.

При СО выполняются работы очередного ТО и дополнительно:

● промываются система охлаждения, топливные баки, система смазки двигателя (кроме двигателей типа В-2), фильтры топливной, масляной гидравлической систем;

● проверяются и приводятся в исправное состояние средства, облегчающие пуск двигателя;

● устанавливаются (снимаются) утеплители;

● проверяются и приготавливаются к работе (снимаются) средства обогрева кабины (кузова);

● проверяется и регулируется применительно к предстоящему периоду эксплуатации система питания двигателя, производится переход на зимние (летние) сорта топлива;

● заменяются смазка и тормозная жидкость в агрегатах и механизмах техники соответственно предстоящему периоду эксплуатации.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Преподаватель отмечает, в какой степени отработаны учебные цели занятия. Указывает на характерные недостатки, отмечает порядок и дисциплину на занятии. Отмечает студентов, хорошо и слабо усвоивших материал занятия. Объявляет оценки за ответы студентов, выставляет их в журнал. Даёт указания командиру взвода на подготовку к следующему занятию.

Задание на самостоятельную подготовку:

Изучить материал по конспекту и рекомендованной литературе.

Преподаватель кафедры инженерных войск

Подполковник запаса Волков Е.А.

Наши рекомендации