Вопрос №1. Система и задачи технического обслуживания инженерных машин в войсках.

Система ТО – важнейший элемент системы эксплуатации техники и имущества. Она является планово-предупредительной, основывается на обязательном проведении установленных видов ТО всех составных частей с определённой периодичностью в целях предупреждения отказов, неисправностей.

Система называется плановой, т.к. все виды ТО проводятся строго по плану, разработанному на основе теории и практики эксплуатации машин.

Система называется предупредительной потому, что её основой являются техническое обслуживание (уход) и текущие ремонты.

Предупредительный характер системы определяется обязательностью выполнения операций по техническому обслуживанию и строгому надзору, контролю технического состояния машин. Предупредительность системы – в её неразрывной связи между элементами комплекса профилактических мероприятий.

Своевременное и качественное проведение ТО должно обеспечивать:

● постоянную готовность техники и имущества к использованию;

● безопасное и безаварийное использование техники и имущества;

● максимальное продление межремонтного ресурса;

● устранение причин, вызывающих повышенный износ, преждевременное

старение, разрушение, неисправности и отказы составных частей и

механизмов;

● надёжную работу техники в течение отработки установленных

межремонтных ресурсов и сроков службы;

● минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных

материалов.

Техническое обслуживание техники включает:

◘ заправку её горючим, смазочными материалами, охлаждающей,

тормозной и другими жидкостями;

◘ чистку и мойку;

◘ промывку (замену) топливных, масляных и воздушных фильтров;

◘ проверку крепления и состояния (техническое диагностирование)

агрегатов, сборочных единиц и механизмов, их регулирование и смазку,

устранение выявленных неисправностей;

◘ проверку укомплектованности техники.

Все операции технического обслуживания должны быть проведены не позже истечения времени (наработки, пробега), установленного нормативно-технической документацией (НТД).

Общая характеристика единой системы технического обслуживания

инженерной техники и инженерного имущества.

Вид ТО Назначение Периодичность проведения Кто проводит Материально- техническое обеспечение Нормативно- технические документы
Контрольный осмотр (КО) Проверка техники и имущества перед выполнением предстоящей задачи. Устранение выявленных недостатков. Перед маршем, занятиями, учения­ми и транспорти­рованием, в местах боевого дежурства, на привалах при совершении марша. Расчёты (экипажи). Запчасти, инструмент и принадлежности одиночного комплекта ЗИП и необходимые материалы. Эксплуатаци- онные доку- менты. Нор- мы расхода запчастей и материалов на эксплуатацию.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) Подготовка к использованию. После марша, занятий, учений и транспортирова­ния. Если техника и имущество не используются, то обслуживание про­водится с перио­дичностью, уста­новленной НТД. Расчёты (экипажи). Запчасти, инст-румент и принадлежности одиноч­ного комплекта ЗИП и необходимые материалы. Эксплуатаци- онные доку- менты. Нор- мы расхода запчастей и материалов на эксплуатацию.
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) Поддержание техники и имущества в исправном (работоспособном) состоянии при очередном ТО. Контроль ТО и устранение выявленных недостатков.   После истечения установленной НТД наработки (интервала времени). Расчёты (экипажи), водители техники и подразде­ления ТО, ремонта и регламентно-настро-ечных работ части (соединения). Запасные части и материалы сог-ласно нормам расхода на эксплуатацию, инструмент и принадлежности одиночного, группового комплектов ЗИП, оборудование подразделений ТО, ремонта и регламентно-настро-ечных работ. Эксплуатаци- онные доку- менты. Нор- мы расхода запчастей и материалов на эксплуатацию.
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2)   Поддержание техники и имущества в исправном (рабо-тоспособном) состоянии до очередного ТО. Контроль ТО и устранение выявленных недостатков.   После истечения установленной НТД наработки (интервала времени). Перед постанов­кой образца на длительное хране­ние независимо от предыдущей нара­ботки (интервала времени).   Расчёты (экипажи), водители техники и подразделе-ния ТО, ремонта и регламентно-настро- ечных работ части (соединения). Запасные части и материалы согла-сно нормам рас-хода на эксплуата-цию, инструмент и принадлежности одиночного, группового комплектов ЗИП, оборудование подразделений ТО, ремонта и регламентно-настро-ечных работ. Эксплуатаци- онные доку- менты. Нор- мы расхода запчастей и материалов на эксплуатацию. Документы на методы и сред- ства поверки средств измерения.  

В постоянных парках частей техническое обслуживание проводится в пунктах ТО и ремонта техники, на площадках (пунктах) ЕТО техники с использованием табельного стационарного оборудования и индивидуальных комплектов инструмента. Использование оборудования подвижных ремонтных мастерских для этих целей в постоянных парках разрешается в пределах годовых норм эксплуатации и только в случае отсутствия в части стационарных средств. Неисправности техники, выявленные при ТО, устраняются немедленно. Текущий ремонт может производиться на постах ТО, если его объём не нарушает организацию работ пункта технического обслуживания.





Вопрос 2. Виды и периодичность контрольных осмотров технических обслуживаний.

Техническим обслуживанием называется комплекс работ по уходу за машинами с целью содержания их в постоянной технической исправности. Высококачественное и систематическое проведение ТО обеспечивает нормальный рабочий процесс машин, эксплуатационную надёжность, увеличение межремонтных сроков и минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.

Техническое обслуживание машин при их использовании в зависимости от периодичности и объёма работ подразделяют на следующие виды:

(КО) – контрольный осмотр перед выходом из парка или перед началом работы;

(КО) – контрольный осмотр во время работы или в пути, на коротких остановках;

(ЕТО) – ежедневное техническое обслуживание в конце рабочего дня или смены;

(ТО-1) – техническое обслуживание № 1;

(ТО-2) – техническое обслуживание № 2;

(СО) – сезонное техническое обслуживание, проводимое два раза в год с переходом на осенне-зимнюю и весенне-летнюю эксплуатацию;

(РТО) – регламентированное техническое обслуживание.

Периодичность, трудоёмкость и объём работ по техническому обслуживанию ВИТ определяются техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации, приказами Министра обороны РФ, Руководством «Инженерно-техническое обеспечение». При несовпадении периодичности ТО в разных документах необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации на конкретные марки техники.

Виды, периодичность и объём работ по техническому обслуживанию инженерной техники, имущества, находящихся на хранении, определяются руководством «Хранение инженерной техники и инженерного имущества».

ТО имущества, входящего в комплекты инженерной техники, проводится в сроки, установленные для этой техники.

КО и ЕТО проводятся по мере необходимости в процессе использования техники, имущества. Если они не используются, то КО не проводится, а ЕТО планируется в сроки, определяемые по НТД.

Для техники, смонтированной на автомобильных прицепах, периодичность ТО определяется периодичностью ТО основной (инженерной) составной части агрегата.

Периодичность проведения комплексного ТО техники,смонтированной на автомобильных и танковых средствах подвижности (кроме автомобильных прицепов), определяется периодичностью их ТО, которое, как правило, проводится: ТО-1 — один раз в год, ТО-2 — один раз в два года.

Если по условиям обстановки не представляется возможным провести требуемое номерное техническое обслуживание сразу в полном объёме, то в первую очередь должны быть проведены обязательные работы, без которых техника не может выполнить поставленную задачу. Остальные работы технического обслуживания должны выполняться на привалах, при возвращении в места постоянной дислокации и т. д.

Осуществление всех видов мероприятий по уходу за машинами, проводимых по системе ТО, чрезвычайно важно для инженерных войск. Машины инженерного вооружения (МИВ), как правило, работают в неблагоприятных условиях – часто в непогоду, в пыли, в непосредственном соприкосновении с грунтом, с длительными большими нагрузками. Передвигаются МИВ нередко по бездорожью или взрыхлённому грунту. Как при работе, так и при передвижении в узлы инженерных машин проникают пыль, песок и грязь.

Работы по заправке машины горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами являются ответственными операциями по техническому уходу и занимают до 25% времени, отводимого на ЕТО.

Небрежность механика – водителя машины при заправке горючими и смазочными материалами может привести к остановкам двигателя из-за засорения топливной системы, и неэкономному расходу материалов, загрязнению машины и ускоренному её износу.

Чистка и мойка машины не только создают ей опрятный вид, но и облегчают техническое обслуживание. Загрязнённая машина затрудняет КО, при смазке и регулировке возможно попадание абразивных частиц между трущимися поверхностями сопряженных деталей.

Промывка фильтров предохраняет проникновение абразивных частиц в наиболее уязвимые узлы агрегатов машины, тем самым обеспечивая бесперебойность работы машины и ее более длительный срок службы.

Тяжелые условия работы машин инженерного вооружения, часто с перегрузками, вибрация и сотрясения машин при их транспортировке и работе требуют постоянного контроля надёжности крепления и состояния деталей, узлов, агрегатов и приборов. Слабое крепление деталей машины, вовремя не устранённое, может привести к крупным авариям.

Наиболее часто встречающейся дефект в узлах и механизмах машины - это увеличенные зазоры между сопряженными деталями. Основной причиной появления ненормальных зазоров является изнашивание трущихся поверхностей сопряженных деталей. Ненормальные зазоры вызывают нарушение регулировок в узлах и механизмах, что приводит к усиленному изнашиванию машины, возникновению брака в работе, возможным поломкам и нарушению безопасности работы.

Восстановление установленных техническими условиями зазоров, ходов, температур, давлений и других показателей называется регулировкой. Регулировка величины зазоров может, производится и в связи с изменением условий работы. Конструкции узлов на машинах обычно создаются такими, что позволяют достигать восстановления допустимых зазоров между сопряженными деталями их регулировкой.

Сезонное техническое обслуживание техники проводится два раза в год в целях подготовки и обеспечения надежной работы в зимнее и летнее периоды эксплуатации. Подготовка личного состава, парков, а также средств технического обслуживания и ремонта к эксплуатации техники в зимний (летний) период проводится в сроки, устанавливаемым командующимивойскамивоенных округов, и по планам, утверждаемыми командирами частей.

Дата перехода на зимний (летний) режим эксплуатации и слива воды из систем охлаждения техники объявляется приказом командира по

При СО выполняются работы очередного ТО и дополнительно:

● промываются система охлаждения, топливные баки, система смазки двигателя (кроме двигателей типа В-2), фильтры топливной, масляной гидравлической систем;

● проверяются и приводятся в исправное состояние средства, облегчающие пуск двигателя;

● устанавливаются (снимаются) утеплители;

● проверяются и приготавливаются к работе (снимаются) средства обогрева кабины (кузова);

● проверяется и регулируется применительно к предстоящему периоду эксплуатации система питания двигателя, производится переход на зимние (летние) сорта топлива;

● заменяются смазка и тормозная жидкость в агрегатах и механизмах техники соответственно предстоящему периоду эксплуатации.

Регламентированное техническое обслуживание техники и имущества проводится в целях поддержания их надёжности и постоянной готовности к использованию по прямому предназначению.

Запасные части и материалы на проведение РТО техники, включая автомобильные средства подвижности, поставляются комплектами с заводов-изготовителей. Комплекты содержат документацию на РТО. Допускается на инженерную технику с собственной базой, рабочее (специальное) оборудование и электротехнические средства поставка запасных частей и материалов россыпью. В этом случае РТО проводится в соответствии с указаниями инструкций по РТО на конкретный образец техники и в сроки, указанные в них.

РТО техники и имущества включает:

●выполнение подготовительных работ: подготовку личного состава, материально-техническое и технологическое обеспечение;

● снятие их с хранения (расконсервацию);

●проверку технического состояния внешним осмотром, контрольным пробегом и работой под нагрузкой;

●чистку и мойку;

●диагностирование и дефекацию составных частей и де­талей;

●замену деталей ограниченного срока службы и деталей (комплектующих изделий) по необходимости;

●промывку составных частей и систем с заменой масел и смазок (специальных жидкостей);

●выполнение смазочно-заправочных работ, предусмотренных таблицей смазки;

●проверку контрольно-измерительных приборов и электрооборудования;

●устранение отказов и неисправностей;

●проведение рихтовочных, сварочных, окрасочных и других работ;

●проверку качества выполнения работ;

● подготовку к длительному хранению и консервацию.

ТО-1
ТО-1
ТО-1
ТО-1  
ТО-2
ТО-2
период
 
Цикл обслуживания
ТО-2
ТО-2
ТО-1
ТО-1
период
Цикл обслуживания
Цикл обслуживания
Колёсных машин
Гусеничных машин

обслуживания

виды технического обслуживания
при использовании машин  
при хранении  
Кратковременном
Длительном  
Техническое обслу-живание №1 при хранении (ТО-1х)
 
Вопрос №1. Система и задачи технического обслуживания инженерных машин в войсках. - student2.ru Вопрос №1. Система и задачи технического обслуживания инженерных машин в войсках. - student2.ru Вопрос №1. Система и задачи технического обслуживания инженерных машин в войсках. - student2.ru Вопрос №1. Система и задачи технического обслуживания инженерных машин в войсках. - student2.ru Вопрос №1. Система и задачи технического обслуживания инженерных машин в войсках. - student2.ru Вопрос №1. Система и задачи технического обслуживания инженерных машин в войсках. - student2.ru Вопрос №1. Система и задачи технического обслуживания инженерных машин в войсках. - student2.ru Вопрос №1. Система и задачи технического обслуживания инженерных машин в войсках. - student2.ru Вопрос №1. Система и задачи технического обслуживания инженерных машин в войсках. - student2.ru

Вопрос №3. Требования безопасности при техническом обслуживании инженерных машин.

Техническое обслуживание инженерной техники требует соблюдения определенных норм и правил, исключающих случаи производственного травматизма и обеспечивающих сохранение здоровья всего личного состава причастных к использованию, техническому обслуживанию и ремонту техники.

Весь личный состав должен твердо знать требования правил техники безопасности и неукоснительно выполнять их на практике.

Для проведения эксплуатационных регулировок двигателей допускаются лица знающие устройство и порядок проведения регулировок.

Техника должна быть установлена на оборудованных постах, заторможена стояночными тормозами с выключенным зажиганием и включателем «массы». Под колеса и гусеницы подложить не менее двух упоров.

Регулировки выполнять только на неработающем двигателе.

Во избежание травмы рук применять только исправный инструмент.

Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе следует проверить и застегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под головной убор.

При регулировках, связанных с проворачиванием коленчатого вала двигателя, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания и включателя «массы», а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение.

Запрещается производить регулировочные работы на автомобилях со снятыми колесами и вывешенными на домкратах и талях.

Не следует складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих.

После выполнения регулировочных работ перед пуском двигателя нужно убедиться, что весь личный состав, принимавший участие, находится на безопасном удалении, а оборудование и инструмент убраны на свои места.

Запрещается курить и зажигать открытый огонь под машинами и на машинах, на площадках выполнения регулировочных работ.

Напряжение переносного освещения, используемого при регулировках, должно быть не более 12.

Наши рекомендации