Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Тема 1.1. История развития ремесла. Современные направления развития лоскутного творчества.
Теория. История развития лоскутного шитья. Его значение в жизни людей и применение в быту. Символика и цвет. Современное искусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах и творческих союзах, индивидуальном творчестве профессиональных художников и мастеров-любителей.
Практика: Просмотр иллюстрированной, литературы, возможен просмотр материалов в интернете. Просмотр рисунков, схем, фотографий, готовых изделий.
Методическое обеспечение:методы обучения - беседа, рассказ, иллюстрации, демонстрация схем, фотографий, образцов изделий, презентация об истории рукоделия, дидактические материалы – схемы сборки лоскутного изделия, фотографии лоскутных изделий, наглядные пособия – образцы лоскутных изделий, иллюстрации «Панно с карманами», «Летняя сумка», «Лоскутная техника «Роза» и др., фотографии изделий выполненных в лоскутной технике в интерьере, презентация «История лоскутного шитья».
Тема 1.2. Инструменты и материалы. Организация рабочего места
Теория. Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для работы, их назначение, применение, правила хранения. Материалы, используемые в лоскутном шитье. Подготовка тканей к работе. Влажно-тепловая обработка.
Практика: Просмотр готовых изделий. Подготовка инструментов к работе. Изучение, применение и соблюдение правил техники безопасности. Задание детям подготовить индивидуальный набор для рукоделия - «Сундучок лоскутницы». Организация рабочего места для ручных работ.
Методическое обеспечение:методы обучения - беседа, рассказ, показ образцов изделий; дидактические материалы – схемы сборки набора «Сундучок рукодельницы», наглядные пособия – образцы лоскутных изделий, иллюстрации «Папка для уроков труда», «Инструменты для рукоделия», «Шаблоны для лоскутного шитья» и др., рисунки «Правила техники безопасности».
Тема 1.3. Организация рабочего места при выполнении машинных и утюжильных работ.
Теория. Знакомство со швейной машиной: ее назначением и принципом работы. Краткая характеристика ее устройства. Заправка и уход за швейной машиной. Классификация машинных швов. Частота строчки. Выполнение прямой и зигзагообразной строчки. Выполнение соединительных (стачных, на строчных), краевых швов (в подгибку, окантовочного).
Знакомство с утюгом (его устройством и принципом работы). Безопасные приемы работы.
Практика: Просмотр готовых изделий. Подготовка инструментов к работе. Изучение, применение и соблюдение правил техники безопасности. Обучение первоначальным приемам ВТО (проутюживание ткани; заутюживание и разутюживание швов). Правильный подбор соответствующего режима нагрева утюга для тканей (хлопка, льна, шерсти, шелка, ацетата).
Методическое обеспечение:методы обучения - беседа, рассказ, показ образцов изделий, наглядные пособия – образцы лоскутных изделий, иллюстрации «Устройство швейной машины», «Выполнение прямой и зигзагообразной строчки», и др., рисунки «Правила техники безопасности», «Классификация машинных швов».
Раздел 2. Лоскутное шитье.
Тема 2.1. Основы материаловедения. Основные и вспомогательные материалы.
Теория. Повторение знаний о тканях разного состава: хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых, тканях из химических волокон. Закрепление знаний о лицевой и изнаночной сторонах ткани, расцветке ткани. Определение долевой, уточной нитей. Знакомство с понятием «срез по косой нити (под углом 45˚)», свойствами ткани (растяжимость, усадка, осыпаемость). Вспомогательные материалы (синтепон, саржа, подкладочный капрон и др.), их свойства и учёт этих свойств при изготовлении многослойных изделий.
Методическое обеспечение:методы обучения - беседа, рассказ, иллюстрации, демонстрация дидактические материалы – схемы сборки коллекции тканей, схемы обработки образцов ткани, шаблоны, наглядные пособия – образцы лоскутных изделий, коллекций ткани и ниток, иллюстрации «Переплетение нитей в тканях», «Ткацкая фабрика», и др., схемы «Классификация волокон для пряжи и тканей», материалы педагога, лоскуты ткани.
Тема 2.2. Схемы, выкройки, шаблоны.
Теория. Последовательность сборки мотивов лоскутной мозаики по специальным схемам, которые широко представлены в популярной и методической литературе по лоскутному шитью. Шаблоны значительно облегчают работу при раскрое ткани, позволяют экономнее ее использовать, помогают в поиске цветового решения). Чтение схем, выполнение шаблонов несложных форм.
Практика: Изготовление шаблонов для раскроя лоскутков. Шаблоны разных размеров и формы – треугольные, квадратные, прямоугольные и пр. (одни и те же шаблоны используются для изготовления многих лоскутных изделий.
Методическое обеспечение:методы обучения - беседа, рассказ, демонстрация иллюстраций, схемы,. дидактические материалы – схемы сборки образцов, шаблоны, выкройки, инструкционные карты; наглядные пособия – образцы лоскутных изделий, иллюстрации «Цветовые и геометрические решения различных схем» и др., рисунки выполняемых изделий, образцы изделий, инструкционная карта, материалы педагога, папка «выкройки и шаблоны», лоскуты ткани.
Тема 2.3. Шитье вручную
Теория. Анализ конструкций изделий. Этапы работы. Приемы соединения деталей. Техника утяжки при изготовлении частей поделок. Способы оформления работ. Правила раскроя деталей. Применение выкроек и шаблонов.
Практика: Изготовление различных сувенирных игольниц, игрушек, орнаментов из многоугольников ручным способом. В ходе работы дети закрепляют полученные навыки шитья, приобретенные в первый год обучения, развивают эти навыки и умения, т.к. предусмотрено поэтапное усложнение заданий.
Методическое обеспечение:методы обучения - беседа, рассказ, показ педагогом, дидактические материалы – схемы сборки изделий, шаблоны, выкройки, инструкционные карты; наглядные пособия – образцы изделий, иллюстрации «Игольница» и др., рисунки выполняемых изделий, образцы изделий, инструкционная карта, выкройки, шаблоны.
Тема 2.4. Шитье на швейной машине Основные технологические приемы соединения лоскутных элементов.
Теория. Различные технологические способы соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм: полосок, треугольников, квадратов. Особенности раскроя лоскутных деталей, учёт направления долевой нити, припусков на швы. Технологическая последовательность швейных и утюжильных операций при соединении деталей, соблюдение правил ТБ.
Практика: В ходе выполнения работ дети осваивают упражнения на швейной машине: выполнение строчек по намеченным линиям, закрепки. Работа с материалами: нитки, ткани разной фактуры, трикотаж, мех, тесьма, ленты, бусины и др. Техническая сторона деятельности как одна из составляющих мастерства в целом.
Методическое обеспечение: методы обучения - беседа, рассказ, показ педагогом; дидактические материалы – схемы сборки образцов, шаблоны, выкройки, инструкционные карты; наглядные пособия – образцы лоскутных изделий, иллюстрации «Устройство швейной машины», «Выполнение прямой и зигзагообразной строчки», и др., рисунки «Правила техники безопасности», «Классификация машинных швов».
Тема 2.5. Лоскутная мозаика орнаментов.
Теория. Лоскутные орнаменты из деталей разнообразных геометрических форм. Определение понятий «орнамент» и «блок». Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Цветовые схемы орнаментов. Ритм, пропорция, симметрия, равновесие орнамента. Символика орнамента, влияние цвета на композицию орнамента, выделение центра орнамента. Традиционные формы орнаментов: «колодец», «шпалы», «летят гуси», «квадрат в квадрате», «мельница», «русский квадрат», Методическое обеспечение: образцы лоскутных орнаментов, изделия с орнаментом, литература, схемы.
Практика: Овладение «свободной сборкой лоскутков от центральной детали» (вариативность заданий). Выполнение различных поделок с применением выкроек различной формы. Элементом творчества является поиск цветовых решений и новых комбинаций из деталей разнообразных геометрических форм. Применение выкройки-шаблона и инструкционной карты сборки изделия.
Методическое обеспечение: методы обучения - беседа, рассказ, показ педагогом, образцы изделия, инструкционная карта, выкройки, шаблоны.
Тема 2.6. Изготовление лоскутных работ.
Теория. Обзор объектов труда: принадлежности для кухни – прихватки, грелки на чайник, салфетки; принадлежности для убранства жилой комнаты – диванные подушки, салфетки, панно; сувенирные изделия; аксессуары и др. Выделение этапов работы: выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей, изготовление блоков (фрагментов) лоскутных изделий, сборка изделия, оформление изделия, влажно-тепловая обработка.
Практика: Пошив лоскутного изделия небольшого размера (вариативность заданий). Использование в работе образцов изделий, идей из журналов и популярной литературы, внесение своих творческих изменений, создание новых образов
Методическое обеспечение: методы обучения - беседа, рассказ, показ педагогом; дидактические материалы – схемы сборки образцов, шаблоны, выкройки, инструкционные карты; наглядные пособия – образцы лоскутных изделий, иллюстрации из журналов и популярной литературы и др., рисунки выполняемых изделий, образцы изделий, инструкционная карта.