Патентно-лицензионная деятельность

Охранными документами, выдаваемыми на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, являются патенты (от позднелат. patens – свидетельство, грамота), удостоверяющие приоритет, авторство и исключительное право их использования в течение срока действия патентов.

В качестве охранного документа различают национальные патенты, выданные национальными патентными ведомствами, и региональные патенты, зарегистрированные, например, в Европейском патентном ведомстве (ЕРО) или Африканской региональной организации по охране промышленной собственности (ARIPO).

Выдача патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец и публикация официальных сведений по ним осуществляется государственным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Патентование означает, что раскрываются все детали изобретения. Согласие на использование изобретения производится путем продажи лицензии. Предусматривается также частичное использование либо с полной передачей патентных прав. Патентование обеспечивает защиту, но это стоит дорого.

При разработке интеллектуальной собственности возникает несколько вопросов, связанных с ее использованием. Можно ничего не делать или надеяться использовать ее в будущем, либо использовать ее самим автором, либо продать ее другим компаниям для использования. Продажа интеллектуальной собственности осуществляется с помощью лицензий. Лицензирование представляет собой одну из основных форм торговли технологиями. Лицензии различаются по характеру и объему прав, наличию правовой охраны, способам передачи и условиям использования и др.

Лицензия может быть полной, исключительной, неисключительной, открытой, принудительной.

Полная лицензия – передача исключительных прав на монопольное использование охраняемого объекта в течение определенного срока в рамках лицензионного договора.

Исключительная лицензия – передача исключительного права на использование охраняемого объекта в пределах, установленных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату. Пределами ограничения права использования могут быть срок, территория или способ использования объекта, цена производимой по лицензии продукции. Лицензиат становится единственным лицом, имеющим право на использование, и может запрещать или разрешать третьим лицам использование объекта лицензии.

Неисключительная (простая) лицензия – передача прав на использование охраняемых объектов другому лицу. При этом лицензиар сохраняет за собой все права, в том числе право на предоставление лицензий третьим лицам.

Открытая лицензия – передача прав на использование охраняемого объекта, предоставляемая по заявлению патентообладателя в патентные ведомства, любому лицу. Лицо, изъявившее желание использовать указанный объект промышленной собственности, обязано заключить с патентообладателем договор о платежах.

Специалисты патентно-лицензионного структурного подразделения (технологического центра) организации должны быть компетентны, по крайней мере, в следующих вопросах:

· правовой охране результатов научно-технической деятельности, в том числе патентоведении;

· регулировании отношений организации и государства по поводу прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные полностью или частично за счет средств государственного бюджета;

· отслеживании и анализе патентной информации в рамках маркетинговой стратегии организации;

· правовом обеспечении и сопровождении предлицензионных и лицензионных соглашений, договоров, сопутствующих лицензионным соглашениям, в том числе международных;

· стоимостной оценке объектов интеллектуальной собственности и лицензионных соглашений.

Как минимум, патентно-лицензионная структура организации должна компетентно владеть вопросами правовой охраны, маркетинговых исследований и ценообразования на научно-технические результаты; ориентироваться в методах оценки объектов интеллектуальной собственности; уметь рассчитывать затраты и эффективность работ на различных стадиях инновационного цикла. Последнее обстоятельство важно, так как нередко в процессе оценки конкурентоспособности научно-технических разработок возникает необходимость ее доведения до более высокого уровня потребительских свойств, практической применимости или стандартов потенциального покупателя. Кроме того, в процессе заключения договора с покупателем научно-технической разработки может появиться потребность в экономическом обосновании различных аспектов готовящегося договора, например, оценке затрат организации при возникновении дополнительных требований лицензиата по техническому сопровождению разработки, подготовке более подробной технической документации и т. д.

Л.: [3], [6], [18], [19], [28], [40], [41], [51], [63], [68], [70], [85], [100], [101].

План семинарского занятия

1. Интеллектуальная собственность: понятие, функции, характерные особенности.

2. Режим правовой охраны интеллектуальной собственности.

3. Объекты интеллектуальной собственности.

4. Виды и последовательность работ при оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности.

5. Патентно-лицензионная деятельность организаций.

Вопросы для самоподготовки

1. Что подразумевается под понятием «интеллектуальная собственность»?

2. Что является результатом научной или интеллектуальной деятельности человека?

3. В каких формах может выражаться интеллектуальный продукт?

4. В чем заключается своеобразие объектов интеллектуальной собственности?

5. Какие специализированные отрасли включает интеллектуальная собственность?

6. Охарактеризуйте нормативно-правовую базу охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь.

7. Как осуществляется охрана интеллектуальной собственности в Беларуси в соответствии с международным законодательском?

8. Что принято понимать под объектом интеллектуальной собственности?

9. На какие составляющие делится интеллектуальная собственность?

10. Что понимается под понятием «промышленная собственность»?

11. Перечислите наиболее распространенные объекты промышленной собственности.

12. Каким документом осуществляется правовая охрана изобретения?

13. Каким критериям должно соответствовать изобретение?

14. Что согласно Закону Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» не относится к изобретениям?

15. Что понимается под понятием «промышленный образец»?

16. Дайте определение понятию «полезная модель».

17. Какими нормативно-правовыми актами в Беларуси осуществляется защита таких объектов промышленной собственности, как товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования?

18. Какие элементы являются объектами авторского права?

19. Какие основные подходы используются при оценке стоимости объекта интеллектуальной собственности?

20. Каким образом осуществляется управление патентно-лицензионной деятельностью в Беларуси.

Темы рефератов

1. Особенности создания и освоения объектов интеллектуальной собственности в Республике Беларусь.

2. Развитие интеллектуальной собственности как фактор инновационного развития экономики.

Тест

Выберите правильные ответы на поставленные вопросы. Полученные ответы сравните с правильными, приведенными в ключе к тестам.

1. Какие из представленных правовых сфер не являются специальной правовой отраслью, регулирующей интеллектуальную собственность?

Варианты ответа:

а) патентное право;

б) право на средства индивидуализации участников экономического оборота и производимой ими продукции (работ, услуг), включая фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров, товарные знаки и знаки обслуживания;

в) трудовое право;

г) авторское право и правовой режим засекречивания (ноу-хау).

2. Что понимается под конфиденциальной документированной информацией, являющейся результатом инновационной деятельности?

Варианты ответа:

а) решение в любой области, относящееся к продукту или способу;

б) информация, доступ к которой ограничивается;

в) документ, удостоверяющий авторство изобретения и предоставляющий его владельцу исключительное (монопольное) право на использование изобретения в течение 20 лет.

3. Что принято понимать под техническим решением, относящимся к устройствам и являющимся новым и промышленно применимым?

Варианты ответа:

а) полезная модель;

б) промышленный образец;

в) товарный знак;

г) фирменное наименование;

д) ноу-хау.

4. Что из нижеперечисленного не является объектом авторского права?

Варианты ответа:

а) произведение научного творчества;

б) научное произведение;

в) аудиовизуальное произведение;

г) гимн;

д) герб;

е) карты, планы, эскизы.

5. Какой из подходов к оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности основан на принципах эффективно работающего рынка, на котором свободно покупаются и продаются аналогичного вида активы?

Варианты ответа:

а) затратный;

б) сравнительный;

в) доходный.

6. Что понимается под периодически выплачиваемыми суммами, исчисленными в виде процентов от продажной цены или любой иной расчетной единицы, согласованной сторонами?

Варианты ответа:

а) текущие роялти;

б) суммарные роялти;

в) минимальные роялти.

7. Что понимается под передачей прав на использование охраняемых объектов другому лицу?

Варианты ответа:

а) полная лицензия;

б) исключительная лицензия;

в) неисключительная (простая) лицензия;

г) открытая лицензия;

д) принудительная лицензия.

Технологический трансфер

12.1. Технологический трансфер: понятие, формы,
роль и место в инновационном процессе

Инновационный путь развития экономики может обеспечить качественный перелом в негативных тенденциях отечественного научно-технического сектора, что потребует, помимо инвестиций, создания новых рыночных механизмов инновационной экономики. Одним из таких механизмов является технологический трансфер.

Трансфер технологий может быть определен как движение технологических возможностей от поставщика к потенциальным потребителям. В отношении термина «трансфер» следует заметить, что в русскоязычной литературе встречается два варианта перевода этого понятия: от французского transfert – трансферт и от английского transferre – трансфер. Авторы условились использовать в терминологии второй вариант перевода.

Понятие «трансфер технологий» появилось в русскоязычной литературе недавно и напрямую связано с переориентацией на рыночные отношения в большинстве сфер человеческой деятельности. Достаточно долго в русскоязычной терминологии использовался термин «внедрение». Этимология этого слова предполагает активное или пассивное сопротивление среды, в которую производится это внедрение чего-то инородного. Термин же «трансфер» предполагает не только передачу информации о новшестве, но также ее освоение при активном позитивном участии и источника этой информации (например, автора изобретения), и реципиента (преемника и реализатора информации о новой технологии), и конечного пользователя продукта, производимого с помощью этой технологии.

Поэтому основной акцент при трансфере технологии делается не столько на технологии как таковой, сколько на субъектах – участниках этого процесса.

Термин «трансфер» также часто употребляют вместе с другим понятием – «коммерциализация технологий», хотя смысловое содержание этих понятий неодинаково.

Понятие «коммерциализация технологии» предполагает обязательное коммерческое использование информации о технологии, т. е. использование с обязательным извлечением выгоды.

Первичное различие между трансфером и коммерциализацией выражается в следующем:

· коммерциализация технологии предполагает обязательное получение прибыли и не обязательно связана с подключением третьих лиц (кроме источника технологии и конечного пользователя);

· трансфер технологии предполагает обязательную передачу технологии реципиенту, который и осуществляет ее промышленное освоение, но это не обязательно связано с извлечением прибыли.

Важно отметить, что поскольку технология является преимущественно информацией, предназначенной для достижения какой-либо цели, или знанием о том, как сделать что-либо, трансфер технологий представляет собой движение технологии с использованием каких-либо информационных каналов от одного ее индивидуального или коллективного носителя к другому.

Технологический трансфер можно определить как систему экономических отношений, обуславливающих превращение технологии, разработанной в одной организации, в коммерческий продукт или процесс, используемый другой организацией.

В условиях рыночной экономики ни одна организация не может успешно работать, если она не опережает своих конкурентов в процессе инноваций, т. е. в процессе разработки и выведения на рынок новых продуктов и технологий. Все меры, подходящие для улучшения конкурентоспособности продукции, увеличения производительности или показателей деятельности организации определяют продвижение инноваций. С технологической точки зрения инновация определяется как внедренное в практику изобретение, такое, например, как новый вид товара или производственный процесс. Таким образом, технологический трансфер должен рассматриваться как один из аспектов инновационного процесса.

Формы трансфера технологиймогут быть следующими:

· передача патентов на изобретения;

· патентное лицензирование;

· торговля беспатентными изобретениями;

· передача технической документации;

· передача ноу-хау;

· передача технологических сведений, сопутствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин;

· информационный обмен в персональных контактах на семинарах, симпозиумах, выставках и т. д.;

· инжиниринг;

· научные исследования и разработки при обмене учеными и специалистами;

· проведение различными организациями совместных исследований и разработок;

· организация совместного производства и (или) совместных предприятий.

Технологическое ноу-хау часто приобретается учреждением, которое само не способно перевести полученное знание в продукцию или инновационные процессы, например, из-за незнания рынка, недостаточности производственных фондов, дефицита капитала и по другим причинам. Тем не менее, для использования ноу-хау необходимы механизмы, продвигающие идею его приобретения и эффективного распространения последнего.

Процесс, в ходе которого в результате фундаментальных и прикладных исследований в университетах и научно-исследовательских институтах разрабатывается ноу-хау, которое впоследствии переводится в промышленные организации и внедряется как продукт или процесс, получил название классического технологического трансфера.

Если поставщик и покупатель знают своих потенциальных партнеров и информированы об их интересах и предложениях, то контакт между поставщиком и покупателем может быть прямым. Такая форма трансфера называется прямой.

Встречаются следующие формы прямого технологического трансфера:

· от университетов – промышленным организациям;

· от НИИ – промышленным организациям;

· личный технологический трансфер при найме персонала;

· обмен между промышленными организациями и их филиалами путем заказов и доставок;

· трансфер между сотрудничающими промышленными организациями, когда последние формируют стратегические объединения;

· от учреждений технологического трансфера – промышленным организациям;

· ярмарки, выставки, съезды.

Все учреждения, занимающиеся внедрением инновационных технологий (не только университеты, НИИ, но также и промышленные организации с собственными исследовательскими отделами) могут быть названы источниками технологии. Участников технологического трансфера принято называть сторонами.

По степени участия сторон в технологическом трансфере можно выделить:

· активную передачу, когда между передающей и принимающей стороной обязательно выступает посредником какая-либо нейтральная организация, которая берет на себя обязанности помочь передающему найти более выгодного покупателя технологии;

· пассивную передачу,когда производитель технологии сам ищет себе партнера, беря на себя все риски (как инициирования инноваций, так и их коммерческой реализации).

Трансферт технологий – управляемый процесс распространения технологий одной стороной и принятия их другой стороной, например, от разработчика к пользователю, от продавца к покупателю, от одного подразделения учреждения к другому подразделению и т. д.

Передача технологий – не единовременный акт, а растянутый во времени процесс, включающий четыре стадии:

· осознание (нужно найти ответы на вопросы о сущности технологии и возможности ее потенциального применения);

· изучение (рассматриваются аргументы «за» и «против» относительно технологии, определяются ее альтернативы);

· развитие (изучаются необходимые модификации, определяется соотношение ожидаемых затрат и результатов);

· эксплуатация (оценивается соотношение реальных затрат и результатов).

С точки зрения коммерциализации и ожидаемого эффекта рассматривают некоммерческий и коммерческий трансфер технологий.

Некоммерческий трансфер технологий чаще всего используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопровождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе деловых и личных контактов. Такой трансфер осуществляется свободно и не нуждается в договорно-правовом оформлении и регламентации.

Объектами некоммерческого трансфера технологий являются:

· свободная научно-техническая информация (научно-техническая и учебная литература справочники, обзоры, стандарты, описания патентов, каталоги, проспекты и т. д.);

· международные конференции, сессии, симпозиумы, выставки;

· обучение и стажировка ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонам.

Коммерческий трансфер технологий оформляется в виде договора – (лицензионного, о научно-техническом сотрудничестве, о совместном производстве, о купле-продаже).

Объектами коммерческого трансфера технологий являются:

· объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии;

· ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологического инструмента, услуг консультантов (инжиниринг) и подготовки кадров;

· технические и технологические знания и опыт.

К особенностям коммерческого трансфера технологий относятся:

· высокая степень монополизации, поддерживаемая принятой системой охраны прав промышленной собственности;

· слабость позиции покупателя (в отличие от потребительского рынка – это рынок продавца);

· высокая норма прибыли (значительная разница между ценой и стоимостью);

· большой объем технологического трансфера внутри транснациональных корпораций;

· асимметричное разделение на страны-импортеры (развивающиеся страны) и государства, которые одновременно являются экспортерами и импортерами (развитые страны).

Существуют и другие формы передачи технологий:

· имитационная, ведущая к поддержке процесса производства без его коренного изменения;

· адаптивная, приспосабливающая производство к новой технике без его существенного изменения;

· инновативная, требующая полного изменения производства.

Наши рекомендации