Научно-техническая продукция: понятие, классификация

К научно-технической продукции относятся законченные научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические, экспертные работы и услуги, изготовленные образцы или партии изделий (продукции), принятые заказчиком. Ее отличительной чертой является способность передавать воплощенные в товаре результаты исследований, способствующие значительному повышению эффективности производства, эксплуатации, степени использования этого вида продукции.

Особенности научно-технической продукции как товара проявляются в следующем [10, 47, 78]:

· невозможность точного количественного измерения эффекта научно-технической продукции в момент внедрения;

· наличие только качественных отличий между аналогами;

· каждый вид знания несет в себе научную информацию, только ему принадлежащую, следовательно, и научно-техническая продукция, воплощающая в себе оригинальные знания, по своему содержанию специфична и неповторима;

· любое научное знание не имеет смысла производить более одного раза, при этом потенциал его использования многогранен и во времени не ограничен.

В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок, утвержденными постановлением Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 3 января 2008 г. № 1/1, выделяют следующие виды научно-технической продукции [55, с. 8]:

· конструкторская и технологическая документация;

· программные средства;

· сопроводительная документация;

· модели, макеты, опытные образцы веществ, материалов и изделий;

· научная продукция (результаты исследований, содержащиеся в отчетах о научно-исследовательских работах, докладах, описаниях, монографиях и других печатных изданиях).

В силу широты областей применения и сложности проведения классифицировать научно-техническую продукцию в целом достаточно сложно. Имеется несколько общепринятых классификационных групп, и для конкретной области требуются их детализация и конкретизация. Основными классификационными признаками считают:

· масштаб и область применения;

· характер получаемого результата;

· степень готовности результата для практического внедрения;

· уровень новизны используемой технологии.

В зависимости от масштаба и области применения выделяют следующую научно-техническую продукцию:

· предназначенную для одной организации и имеющую экономический эффект;

· имеющую массовое применение и экономический эффект;

· без конкретного экономического эффекта.

Для научно-образовательных проектов с учетом характера получаемого результата различают следующую научно-техническую продукцию:

· создание специального подразделения (научного, учебного, научно-учебного);

· создание и проведение пилотной образовательной программы;

· проведение разовой образовательной программы, направленной на повышение качества подготовки специалистов;

· проведение разовой научной программы временным научным коллективом;

· подготовка кадров для эксплуатации результатов выполненной научной разработки.

В зависимости от степени готовности результата для практического внедрения бывает следующая научно-техническая продукция:

· полностью законченная (затраты уже полностью осуществлены и требуется обеспечить возврат понесенных расходов через рост эффективности от внедрения);

· частично законченная (следует оценить дополнительно необходимые средства и возможный последующий экономический выигрыш);

· создание научно-образовательного потенциала для дальнейшего использования результатов (следует определить план последующих работ, дополнительно требуемые затраты, источники получения эффекта).

Научно-техническую продукцию в зависимости от уровня новизны использованной при производстве технологии можно разделить на следующие виды:

· с использованием высоких технологий;

· с использованием продвинутых технологий;

· с использованием средних технологий;

· с использованием низких технологий.

Есть продукция, которая производится на основе передачи навыков, опыта, без использования научно-технологических знаний – это низший уровень.

Анализ показывает, что чем выше уровень применяемой технологии, тем, как правило, выше эффективность использования ресурсов и возможность получить более высокую прибыль.

Определяющим экономическим параметром работы является цена. Оплачивается научно-техническая продукция по договорным ценам, которые учитывают эффективность, качество, сроки выполнения и последующую прибыль.

В отличие от обычного материального товара научно-техническая продукция при потреблении не исчезает. Поэтому возможна многократная реализация одного и того же продукта многим заказчикам. Следовательно, целесообразно оплачивать полную стоимость товара лишь при первой продаже, а в дальнейшем необходимо оплачивать лишь дополнительные услуги и перечислять часть прибыли от использования нововведения.

Экономический эффект от использования научных, научно-технических и инновационных разработок характеризуется превышением результатов от их реализации над затратами по их получению за определенный промежуток времени.

4.3. Формирование и развитие рынка научно-технической
продукции

Рынок научно-технической продукции выполняет для государства важнейшую регулирующую функцию в области инновационной деятельности, обеспечивая непрерывность инновационного цикла, организуя цивилизованную торговлю неовеществленными инновациями (лицензиями, патентами, научными идеями, результатами НИОКР) и реализуя интеллектуальный продукт на каждой стадии его готовности. В результате идеи и промышленные образцы продаются также успешно, как и законченная продукция.

В частности, в передовых странах в высокотехнологичном секторе экономики объемы производства растут в 2,5 раза быстрее, чем в отраслях обрабатывающей промышленности. Соответствующим образом меняется товарная структура мирового экспорта. Преобладающее место в нем занимают интеллектуальные продукты и готовые высокотехнологичные изделия.

За последнее двадцатилетие в странах с развитыми рыночными отношениями произошло увеличение доли научно-технической продукции в экспорте с 55 до 60%, а в импорте – с 51 до 55%. Самыми высокими темпами среди развитых стран росла доля научно-технической продукции в экспорте Японии: за двадцатилетие она увеличилась с 65 до 79%, в то время как импорт уменьшился с 51 до 37%. Также происходит перераспределение мирового рынка научно-технической продукции: доля Японии увеличилась с 9,5 до 18,3%, т. е. в 2 раза, а доля Западной Европы и Северной Америки уменьшилась с 78,5 до 65,2%. В мировом экспорте научно-технической продукции возрастает роль новых быстроразвивающихся стран Азии: их доля увеличилась с 0,9 до 5,7%, т. е. в 6 раз.

Ускорение научно-технического прогресса привело к созданию во второй половине XX в. нового мирового рынка – технологического, который функционирует наряду с мировыми рынками труда и капитала. Составной частью данного рынка является рынок научно-технической продукции. Его особенностью является то, что он по своей природе является рынком покупателя, для которого из всех других свойств научно-технической продукции наиболее важна уникальность, реализуемая в различных областях.

Исходя из специфики предлагаемого товара можно выделить следующие особенности рынка научно-технической продукции [47, 49, 16]:

· большое разнообразие товаров;

· глобальный характер;

· специфика формирования спроса и предложения на научно-техническую продукцию определяет направления потоков обмена (купли-продажи) этим товаром в рамках развитых стран (США, страны Европейского Союза, Япония), а также выход на данный рынок новых субъектов в лице наиболее динамично развивающихся стран (Южная Корея, Китай, Индия и др.);

· по своей природе рынок научно-технической продукции – это рынок покупателя, где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросом, что позволяет покупателям диктовать свои условия;

· жесткий характер конкуренции, обуславливающий не усреднение цены на нововведение, а появление другого нововведения;

· покупателями научно-технической продукции являются профессионалы, а цель покупки заключается в повышении конкурентоспособности организации, приобретающей новшество;

· вторичность по отношению к товарному рынку, т. е. спрос на научно-техническую продукцию, определяется спросом на товары (услуги), производимые на основе использования инноваций (поэтому емкость рынка существенно зависит от инновационной активности экономики на макро- и микроуровнях);

· отсутствие устойчивых определений (места) и каналов сбыта в рамках существующих товарных рынков;

· использование специфических форм и методов продажи [16], [47], [49].

Современная экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаниями и их взаимной оценки. С замещением труда знаниями основной задачей становится накопление интеллектуального капитала, выявление, накопление и распространение информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний.

Доминирование в процессе производства информационных потоков над непосредственным воздействием на материальный предмет труда получило название софтизации экономики.

Soft-ware в переводе с английского означает «мягкий товар», подразумевает опережающее развитие живого знания по сравнению с овеществленным, выраженным в материальном продукте.

В настоящее время в развитых странах непосредственное воздействие на материальный предмет труда осуществляют уже не 9/10, как это было в условиях индустриальной экономики, а менее 1/3 работников [47].

В современном обществе основная часть человеческой активности представляет собой «игру между людьми» (game between persons), продукт которой представлен знаниями и информацией. Знания и творческий потенциал работников становятся главным фактором эффективности экономической системы, без которого ее технический и экономический прогресс становится практически недостижимой задачей (вне зависимости от объема средств, инвестированных в производственное оборудование и технологию).

Софтизация развивается как по горизонтали, что выражается в изменениях в отраслевой структуре занятости населения, так и по вертикали, т. е. увеличивается численность персонала организации, непосредственно не занятого в основном производстве (это представители творческой деятельности: работники, разрабатывающие новые виды товаров, совершенствующие производственный процесс; маркетологи, изучающие потребительские предпочтения, продвигающие товар на рынок; менеджеры, оптимизирующие управление).

Интенсивный обмен высокими технологиями, а не их продажа на мировом рынке, связан с тем, что высокие технологии выступают в качестве катализатора экономического развития. Группа стран-лидеров, которые стремятся к тому, чтобы интенсивно участвовать в международном технологическом трансфере, активно обмениваются высокотехнологичной продукцией. Страны, которые не могут участвовать в этом обмене, все больше отстают от лидеров. Процесс обмена высокими технологиями (high-tech) называется процессом хайтеграции. Это достаточно новое явление на рынке научно-технической продукции.

Повышение услугоемкости, информационноемкости экономики можно рассматривать как формирование новой модели экономического роста (информационной модели) и средство адаптации к изменившимся условиям воспроизводства.

Одной из отличительных особенностей современного периода является переход развитых стран от так называемой индустриальной экономики к сервисной, в центре которой находятся услуги. Этот процесс получил название сервизации. В первую очередь сервизация связана с тем, что сфера услуг превращается в движущую силу хозяйственного развития. Этот процесс требует изменения мировоззрения руководителей организаций и корректировки стратегий менеджмента, маркетинга и логистики.

Главной задачей рынка научно-технической продукции в Республике Беларусь должно стать стимулирование трансфера инновации путем создания системы льгот для участников рынка, а также прямого участия государства в формировании венчурных фондов и страховании инновационных рисков. Это также позволит стране войти в локальную нишу мирового производства, специализирующуюся на разработке высоких технологий и изготовлении прототипов новой продукции.

Факторами, сдерживающими развитие белорусского рынка научных знаний и технологий, в настоящий момент являются:

· стихийность функционирования;

· низкий платежеспособный спрос со стороны производителей продукции на результаты научных исследований, научно-технические, проектно-конструкторские и технологические разработки;

· низкая привлекательность научно-технической сферы как объекта капиталовложений;

· низкая связь между наукой и производством.

В наиболее общем виде могут быть выделены следующие направления государственного воздействия, ориентированного на формирование в республике современного рынка научных знаний и технологий:

· создание необходимой инфраструктуры рынка научно-технической продукции;

· содействие активизации спроса на объекты новых технических и технологических решений со стороны субъектов хозяйствования;

· содействие активизации предложения на рынке научных знаний и технологий со стороны научной сферы.

Функционирование рынка научно-технической продукции обеспечивается инновационной инфраструктурой, задачей которой в Беларуси должно стать обеспечение развития следующих направлений инновационной деятельности:

· производственно-технологического (создание сети технопарковых структур);

· финансового (образование венчурных, страховых, инновационных и инвестиционных фондов);

· информационного (создание информационных сетей, механизмов аккумуляции и ретрансляции информационных потоков);

· экспертно-консультационного (организация услуг по проблемам проведения экспертизы инновационных проектов, стандартизации и сертификации, а также консалтинга, контроллинга и инжиниринга, аудита в области инновационной деятельности);

· кадрового (подготовка специалистов в области инновационного менеджмента и сервиса).

Основой продвижения научно-технической продукции на новые рынки является позиционирование данной продукции в своем сегменте рынка. Позиционирование предусматривает определение индивидуальных особенностей предлагаемой продукции и их отличие от существующих аналогов. Поэтому важно подробно сравнить все существенные параметры предлагаемой научно-технической продукции с параметрами существующей [47].

Главной особенностью продвижения научно-технической продукции является разъяснение потенциальным пользователям преимуществ, основных характеристик и новых потребительских свойств научно-технической продукции, предлагаемых к использованию. В качестве источников информации онаучно-технической продукциивыступают [47]:

· публикации национальных и международных официальных организаций;

· публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций;

· публикации торгово-промышленных палат и объединений;

· аналитические отчеты научных организаций;

· отчеты и издания отраслевых организаций и совместных предприятий;

· данные о регистрации патентов, лицензий и других исключительных прав конкурентов;

· книги, сообщения в специальных журналах и газетах;

· публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций;

· материалы симпозиумов, конгрессов, конференций;

· прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации.

Исходя из необходимости в первую очередь информировать потребителей о научно-технической продукции, определены наиболее эффективные способы ее продвижения:

· реклама;

· инструменты стимулирования сбыта;

· связи с общественностью;

· персональные продажи;

· прямой маркетинг.

Наибольшая продуктивность продвижения достигается при комбинировании различных способов, когда предпочтение отдается тем или иным способам в соответствии с конкретными условиями (категория продукции, этап ее жизненного цикла, положение организации и др.) [79].

Л.: [1], [8], [10], [11], [16], [17], [40], [43], [47], [49], [55], [78], [79], [87].

План семинарского занятия

1. Формы научно-технического обмена.

2. Субъекты инновационной деятельности.

3. Классификация научно-технической продукции.

4. Мировой рынок научно-технической продукции, его современные тенденции.

Вопросы для самоподготовки

1. В чем заключается сущность научно-технического обмена?

2. Укажите основные классификационные признаки, по которым классифицируется технологический обмен.

3. В чем состоят отличия коммерческой и некоммерческой форм технологического обмена?

4. Что понимают под научно-технической продукцией?

5. Какими особенностями обладает научно-техническая продукция как товар?

6. Приведите примеры научно-технической продукции.

7. Каковы особенности рынка научно-технической продукции?

8. Охарактеризуйте проблемы и перспективы развития рынка научно-технической продукции в Республике Беларусь.

9. Каковы основные способы продвижения на рынок научно-технической продукции?

10. Опишите современные тенденции развития мировой экономики, обусловленные повышением технологического уровня (хайтеграция, сервизация, софтизация).

Темы рефератов

1. Мировой рынок научно-технической продукции: состояние и перспективы развития.

2. Мировой рейтинг инновационных компаний (по данным ежегодного рейтинга, проводимого BusinessWeek Boston Consulting Group).

3. Подходы к ценообразованию научно-технической продукции.

4. Формирование рынка научно-технической продукции в Республике Беларусь.

Тест

Выберите правильные ответы на поставленные вопросы. Полученные ответы сравните с правильными, приведенными в ключе к тестам.

1. Как технологический обмен подразделяется по объектам обмена?

Варианты ответа:

а) патенты;

б) технологические сведения, сопутствующие приобретению или аренде оборудования и машин;

в) ноу-хау;

г) услуги, связанные с инженерно-технической и управленческой деятельностью;

д) совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

е) техническая документация;

ж) техническая помощь.

2. Какая из форм технологического обменапредусматривает передачу научно-технических знаний и опыта, которые применяются при разработке производства и использовании различных товаров?

Варианты ответа:

а) коммерческая;

б) некоммерческая;

в) бюджетная.

3. Что из перечисленного относится к некоммерческой форме научно-технического обмена?

Варианты ответа:

а) конференции, семинары, симпозиумы;

б) импорт новой техники в производственных целях;

в) публикации в научных изданиях;

г) закупка образцов новой техники;

д) стажировки и различные формы обучения.

4. Что из перечисленного относится к видам научно-технической продукции?

Варианты ответа:

а) программные средства;

б) конструкторская и технологическая документация;

в) результаты исследований, содержащиеся в отчетах о научно-исследовательских работах, докладах, описаниях, монографиях и других печатных изданиях;

г) модели, макеты, опытные образцы веществ, материалов и изделий;

д) сопроводительная документация;

е) все варианты верны.

5. Какова характеристика следующих понятий: 1) сервизация, 2) софтизация, 3) хайтеграция.

Варианты ответа:

а) преимущественный обмен, а не продажа высоких технологий на мировом рынке, поскольку это стимулирует экономический рост;

б) опережающий рост доли экономически активного населения, занятого в непроизводственной сфере, по сравнению с производственной сферой;

в) превращение нематериальных ресурсов в важнейший фактор экономического развития.

5. Государственное регулирование инновационной
деятельности

5.1. Правовое обеспечение государственного регулирования
инновационной деятельности

Процессы трансформации национальной экономики требуют существенной корректировки политики в области науки и инноваций. Возникает необходимость в освоении передовых методов организации и проведения исследований, создании инновационной инфраструктуры и рынка объектов интеллектуальной собственности, определении специализации организаций в рамках национальной инновационной системы. Для этого следует целенаправленно сориентировать имеющийся научно-технический потенциал на повсеместную разработку и внедрение инноваций, объединить усилия государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий с целью реализации стратегических национальных приоритетов страны.

В Республике Беларусь управление инновационной деятельностью сталкивается с рядом следующих проблем, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциала:

· ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения;

· неразвитость специальных финансовых механизмов поддержки отдельных элементов инновационной инфраструктуры, инновационного предпринимательства и самостоятельных инновационных проектов;

· низкая информационная прозрачность инновационной сферы;

· низкая инновационная активность ведущих промышленных организаций республики;

· недостаточный уровень развития малого инновационного предпринимательства;

· отсутствие института профессиональных инновационных менеджеров [53, с. 22].

В качестве барьеров на пути инноваций выступают также недостаточный уровень наукоемкости ВВП, большая налоговая нагрузка на субъекты инновационной деятельности и др.

Решению перечисленных проблем в первую очередь будет способствовать изменение законодательства в соответствующей сфере и создание четко структурированной законодательной базы для осуществления вех стадий инновационной деятельности.

Особое внимание должно уделяться разработке нормативных правовых актов, способствующих повышению эффективности системы государственной поддержки и государственного стимулирования.

Базовым законодательным актом Республики Беларусь в этой сфере является Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19 января 1993 г. № 2105-XII [27], предусматривающий комплекс методов и средств участия государства в управлении научной, научно-технической и инновационной деятельностью.

Закон определяет, что наука находится под опекой государства и пользуется его поддержкой как исключительно важная сфера для экономического развития, развития культуры, общественных отношений и обеспечивает экономические и правовые гарантии научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Указом Президента Республики Беларусь «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях» от 8 июля 1996 г. № 244 важнейшим направлением экономической стратегии республики на 1996–2010 гг. определено повышение конкурентоспособности продукции белорусских товаропроизводителей путем создания производств, основанных на новых и высоких технологиях. Советом Министров Республики Беларусь принят ряд постановлений, регламентирующих деятельность по разработке научно-технических программ и инновационных проектов, направлений и порядка использования средств отраслевых инновационных фондов. Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке создания инновационной инфраструктуры» от 3 января 2007 г. № 1 призван придать импульс развитию сети научно-технологических парков, центров трансфера технологий, а также созданию венчурных организаций.

Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» от 9 марта 2009 г. № 123 юридическим лицам предоставлено право при осуществлении на территории Республики Беларусь научной, научно-технической деятельности без привлечения средств республиканского, местных бюджетов по производству высокотехнологичных товаров (работ, услуг), их реализации самостоятельно в течение двух лет со дня начала их производства определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия, объемы и виды реализации этих товаров (работ, услуг); устанавливать и применять свободные цены; определять поставщиков и покупателей.

Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности» от 7 сентября 2009 г. № 441 вступит в силу 18 марта 2010 г. Данный документ разработан в целях повышения качества и оптимизации сроков выполнения наиболее значимых для Республики Беларусь научных исследований и разработок; улучшения инвестиционного климата и привлечения в высокотехнологичный сектор страны иностранного капитала; повышения конкурентоспособности научно-технической продукции Республики Беларусь на мировом рынке.

На рассмотрении Совета Министров Республики Беларусь находится проект Закона Республики Беларусь «Об инновационной деятельности», который устанавливает принципы государственного регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь, определяет основы для формирования и реализации государственной инновационной политики, формы и условия предоставления государственной поддержки инновационной деятельности.

Закон будет являться основным законодательным актом в области инновационного развития экономики Республики Беларусь. Он призван создать благоприятные условия для осуществления инновационной деятельности в Республике Беларусь, обеспечить комплексное правовое регулирование общественных отношений, связанных с созданием высоких технологий и реализацией инноваций, и стать фундаментом для построения системы нормативных правовых актов, детально регулирующих отдельные аспекты инновационной деятельности.

Целью данного закона является содействие росту экономического и социального благосостояния общества, ставшего на инновационный путь развития экономики, путем организации эффективной передачи достижений научно-технического прогресса в сферу производства товаров и услуг.

Одним из способов государственной поддержки инновационной активности может и должна стать система налогообложения. Действующее законодательство содержит ряд норм, направленных на налоговые льготы, привлечение инвестиций, создание и внедрение инновационных технологий. Определенные налоговые льготы установлены в отношении организаций, осуществляющих научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность.

Так, в настоящее время одним из основных актов законодательства в сфере поддержки высокотехнологичных производств является Указ Президента Республики Беларусь «О налогообложении высокотехнологичных организаций» от 4 декабря 2008 г. № 662, утверждающий ограниченный перечень высокотехнологичных организаций, имеющих льготное налогообложение прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров.

Реализация принятых и предлагаемых к принятию нормативных правовых актов станет основой перехода экономики на инновационный путь развития и создания экономики пятого (шестого) технологического уклада, определения форм, методов государственной поддержки и стимулировании промышленного производства и экспорта, развития сферы науки и инноваций, формирования государственных программ различных уровней.

5.2. Государственная инновационная политика
Республики Беларусь

Становление экономики на инновационный путь развития во всем мире является прерогативой государства. Основным политическим механизмом воздействия государства на процессы инновационного развития выступает государственная инновационная политика, основными задачами которой, кроме формирования национальной инновационной системы, является также стимулирование инновационной деятельности и формирование в обществе инновационной культуры.

Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

· обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

· совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;

· достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа.

Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.

Современной моделью генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества является национальная инновационная система.

Целью государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Республики Беларусь, повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной пауки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Основные направления государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы включают:

· создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды;

· перестройка действующих структурно-функциональных блоков национальной инновационной системы (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышение их интегрированности и эффективности в рыночных условиях;

· формирование инновационной инфраструктуры;

· развитие инновационного предпринимательства;

· развитие финансовой инфраструктуры;

· создание мотивационного механизма инновационной деятельности;

· развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

· подготовка кадров для инновационной деятельности;

· модернизация экономики на основе технологических инноваций;

· государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов национальной инновационной системы.

Главными задачами инновационной политики являются:

· формирование в экономике социальной и правовой среды, обеспечиваемое комплексом управляющих воздействий государства, направленных на регулирование инновационной деятельности (процессов создания, освоения и использования инноваций);

· формирование национальной инновационной системы (ее субъектов, условий их взаимодействия и функционирования).

Управление национальной инновационной системой Республики Беларусь осуществляется на основе программно-целевого метода – через формирование, утверждение и обеспечение выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня: государственных, отраслевых, региональных, межгосударственных. Поддержка инновационной деятельности, и прежде всего мегапроектов – важнейших инновационных проектов государственного значения, должна осуществляться со стороны Национальной академии наук Беларуси, государственных научных центров, высших учебных заведений.

Государственные научно-технические программы разрабатываются для решения наиболее значимых народнохозяйственных, экологических, социальных и оборонных проблем.

Перечень научно-технических программ, порядок их разработки, финансирования и выполнения определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Инновационные проекты разрабатываются на конкурсной основе и направлены на создание и практическое освоение и усовершенствования существующих технологий, видов продукции и услуг.

Инновационные проекты могут выполняться самостоятельно или быть составной частью государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ.

Финансовая поддержка инновационных проектов за счет средств республиканского бюджета осуществляется, как правило, на конкурсной и возвратной основах с долевым участием заинтересованных организаций и предприятий.

Формирование и выполнение государственных научно-технических программ последних лет позволило отработать механизмы управления этими программами на всех их этапах: от подачи заявки и проведения экспертизы до полного завершения работ, представления отчетов и государственной приемки результатов выполнения программ, освоения созданной научно-технической продукции, а также возврата неэффективно или не по целевому назначению израсходованных средств из республиканского бюджета.

По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования (проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики).

Прямое регулирование включает в себя, прежде всего, бюджетное финансирование научной сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).

Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата; поощрении организаций, ориентированных на инновационную деятельность; в мерах по формированию высокого социального статуса в обществе и престижа образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты.

Решающим критерием при разработке методов и форм государственного регулирования инновационной деятельности в республике является нацеленность исследований на выпуск продукции, конкурентоспособной на внутреннем или внешнем рынке, модернизацию производства, снижение его энерго- и материалоемкости, создание новых рабочих мест.

Наши рекомендации