Инноватика как область знаний
Инноватика – комплексная, междисциплинарная область знаний об инновациях; наука о возникновении, производстве и распространении практических новшеств, содержании, условиях и результатах этих процессов.
Понятие «инноватика» появилось более 100 лет назад (в XIX в.) в культурологи и лингвистике при описании процессов культурной диффузии, когда феномен из одного культурного ареала проникал в другие (связывался с изменениями в культуре).
В начале ХХ в. термин «инновация» был воспринят экономической наукой. В 1909 г. В. Зомбарт в статье «Капиталистический предприниматель», нарисовав образы ряда компаний-пионеров раннего капитализма, в частности фирмы «Сименс», обосновал концепцию предпринимателя как инноватора. Он считал, что основная функция предпринимателя, состоящая в том, чтобы ради извлечения прибыли выпускать на рынок технические новинки, побуждает его не довольствоваться получением нового, а стремиться распространить это новое шире.
Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале ХХ в. австрийским экономистом Й. Шумпетером. В 1911 г. он предложил более общую концепцию инновационного предпринимательства, согласно которой предприниматель изобретает новые комбинации факторов производства, которые и являются источником предпринимательской прибыли. В конце 1930-х гг. Й. Шумпетер предложил отличать понятия «базовые инновации» и «инновации-следствия». Это стало важным шагом в становлении теории инноваций.
Несколько позже, в 1930-е гг., Й. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», под которым понимали воплощение научного открытия в новых технологии или продукте. С этого времени термин «инновация» и сопряженные с ним термины (инновационный процесс, инновационный потенциал и др.) приобрели статус общенаучных категорий.
Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Затем это понятие стало охватывать и социальные новшества, и прежде всего нововведения в организациях.
После великой депрессии начала 30-х гг. ХХ в. среди менеджеров США, а затем и других развитых капиталистических стран, стало популярным словосочетание «инновационная политика фирмы» как символ способности фирмы выйти из депрессии. С самого начала внимание сосредоточилось на данной экономической единице (фирме) как инициаторе и создателе инноваций, на ее восприимчивости к инновациям, зависимости этой восприимчивости от организационных структур и методов управления. Затем предметом изучения и управления стал маркетинг: поведение организации на рынке, факторы риска, методы прогнозирования успеха инноваций, экономические показатели эффективности отдельных статей и нововведений в целом. Постепенно стала расти роль государственной политики в отношении инновационной деятельности фирм, помогающей их конкурентоспособности на международном рынке. К 1970-м гг. наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью. Появилось понятие «инновационное общество», определяющее вектор развития современного постиндустриального мира. К производителям приходит понимание того, что без новой конкурентоспособной продукции невозможно сохранить свой сегмент рынка и преуспеть. В 1980-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой возникли национальные инновационные системы.
Основы теории инноватики можно представить в виде нескольких исходных положений:
· Принимается базовое определение инноватики как процесса создания, распространения и использования новшества для удовлетворения новых или для более качественного удовлетворения прежних потребностей людей. Новшество удостоверяется патентом или иным видом государственной лицензии.
· Инновационный процесс рассматривается как цикличный, основной формой которого является расширенное воспроизводство. Экономическая эффективность инновационного процесса реализуется во взаимодействии с его средой и зависит от стадии его жизненного цикла. В свою очередь инновационная стратегия организации выстраивается как последовательная смена реализуемых инноваций новыми, более конкурентоспособными.
· Формирование современной инновационной стратегии организации и успешная реализация конкретных инноваций во многом зависят от менеджера по управлению инновационными процессами, его профессиональной подготовки и успешного использования методов такого управления.
Важным дополнением основ инноватики служит знание природы инновационных рисков, способов их оценки и путей снижения.
Кроме того, требуется знание инновационного опыта российских и отечественных организаций на современном этапе, понимание того, что в настоящее время инновационная стратегия организации является одним из основных ее конкурентных преимуществ. В конце 90-х гг. ХХ в. многие организации успешно прошли первую стадию оживления инновационных процессов, на которой первостепенное значение имело соответствие продукции ГОСТам, техническим условиям или лучшим зарубежным аналогам. В начале XXI в. значительная часть организаций вступила во вторую стадию инновационного развития, когда продукция оценивается с позиций потребителя: качественный товар должен отвечать его ожиданиям. Теперь эффективность инноваций во многом зависит от научной обоснованности самих инноваций, квалификации экономистов в области инноваций, развития соответствующей инновационной инфраструктуры, обеспечения государственной поддержки.