ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В 8 – 9 КЛАССАХ
Для учащихся 8 – 9 классов предлагается провести урок в форме дискуссионной площадки.
Основной темой занятий станет развитие науки и технологий, развитие техники в России, новейших разработок в сфере электроники, физики и химии.
Примерные темы для бесед:
1. Россия – первая в Космосе.
2. Россия – ядерная держава.
3. Россия – страна суперсовременных компьютеров и нанотехнологий.
4. Россия – страна молодых ученых.
При выборе темы занятия учитель вправе охватить как одну из представленных тем, так и несколько тем (более предпочтительный вариант). Темы должны быть рассмотрены не просто с информационной стороны, но и с деятельностной стороны (возможности для учащихся построить карьеру в одной из научных и высокотехнологичных сфер).
Примерный план проведения тематического занятия для 8 – 9 классов
Вид занятия: тематическое занятие.
Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма через формирование представлений о развитии современных научных знаний и достижений, а также возможности самим принять участие в этих процессах, тем самым повысить свои шансы на построение успешной карьеры.
Оборудование: персональный компьютер, презентация Microsoft PowerPoint, мультимедийное оборудование.
Примерная технологическая карта занятия
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный | Организация пространства класса для работы учащихся. Задача – настроить учащихся на работу, определить эмоционально- волевое состояние учащихся перед изучением темы | Подготовка рабочего места | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию |
Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний | Просмотр слайдов с изображениями и информацией о развитии науки и | Отвечают на вопрос учителя. Под руководством учителя учащиеся | Организует диалог с учащимися |
технологий в сфере космонавтики, атомной отрасли, информатики, нанотехнологий и др. | формулируют цели и задачи урока | ||
Этап усвоения новых знаний | Изучение текущей ситуации в развитии науки и технологий в Российской Федерации Изучение последних достижений России в развитии Космоса и атомной отрасли, нанотехнологий и достижений в сфере компьютерных технологий. Обсуждение перспективных направлений развития российской науки и технологий, а также направлений, наиболее перспективных для развития в форме деловой игры | Совместно с учителем изучают текущую ситуацию в развитии науки и технологий в Российской Федерации. Совместно с учителем изучают последние достижения Российской Федерации в современных научных отраслях. Совместно с учителем в форме деловой игры обсуждают перспективы развития той или иной отрасли российской науки | Организует диалог с обучающимися. Дает обучающимся информацию для изучения и проработки. Обсуждает с обучающимися представленную информацию. Организует работу в мини-группах в рамках деловой игры |
Обобщение и систематизация | Презентация результатов работы мини-групп | Обучающиеся презентуют результаты работы | Организует выступление групп, обмен мнениями, |
мини-групп, задают друг другу вопросы, отвечают на вопросы | побуждает к высказыванию своей точки зрения | ||
Итог урока. Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | Оценивают свою работу и общее впечатление от занятия | Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения |
Домашнее задание | Подготовка проектов для участия во Всероссийском конкурсе «Россия 2035» в номинации «Учащиеся 8-9 классов» |
Игра в мини-группах будет представлять собой обсуждение наиболее перспективных отраслей развития российской науки.
По легенде игры, каждая из мини-групп будет представлять собой Министерство финансов Российской Федерации. Всего у каждого Министерства финансов будет 1 миллиард рублей на поддержку российской науки.
Задачей каждой мини-группы станет распределение данных денежных средств между различными отраслями российской науки, изученными на уроке или предложенными мини-группой самостоятельно.
В рамках распределения денежных средств каждая мини-группа должна показать, почему она распределяет денежный ресурс определенным образом и чем она руководствуется при этом распределении. Каждая из мини-групп должна обосновать, почему на ту или иную сферу российской науки необходимо больше денег, а на другую сферу – меньше денег.
По итогам подготовки должно пройти обсуждение результатов работы мини-групп с публичной защитой собственных предложений и ответов на вопросы.