ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В 5 – 7 КЛАССАХ
Для учащихся в 5 –7 классов предлагаются формы: беседы, конкурс проектов. Основной темой занятий станет пространственное и региональное развитие
России, развитие и освоение российских территорий, в том числе территорий Крымского полуострова и территорий Дальнего Востока.
Примерные темы для бесед:
1. Россия – шестая часть суши.
2. Крым – старая новая территория России.
3. Дальний Восток – территория перспективных возможностей (особое место должно быть уделено проекту «Дальневосточный гектар»).
4. Сила Сибири (в рамках данной темы должно быть рассмотрено развитие сибирских регионов, их достижения к экономике и производствах).
5. Кавказ – место туризма и оздоровления.
6. Север России – перспективные точки роста.
При выборе темы занятия учителю следует ориентироваться на географическое положение своего региона, но при этом охватывать и другие регионы России (к примеру, для школьников из Крыма или регионов Северного Кавказа крайне важно узнать о регионах Дальнего Востока и Сибири).
При проведении занятия учителя и обучающиеся не просто изучают географические, природные и экономические особенности регионов России, но и обсуждают перспективы развития данных регионов, а также возможности для жителей данных регионов.
Примерный план проведения тематического занятия для 5 – 7 классов
Вид занятия: тематическое занятие.
Цель: воспитание у учащихся чувств патриотизма через формирование представлений о развитии Российской Федерации, регионов Российской Федерации и возможностей для граждан в данных регионах.
Оборудование: персональный компьютер, презентация Microsoft PowerPoint, мультимедийное оборудование.
Примерная технологическая карта занятия
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный | Организация пространства класса для работы учащихся. Задача – настроить учащихся на работу, определить эмоционально- волевое состояние учащихся перед изучением темы | Подготовка рабочего места | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию |
Этап подготовки обучающихся к активному | Просмотр слайдов с изображениями и информацией о | Отвечают на вопрос учителя. Под руководством | Организует диалог с учащимися |
усвоению знаний | регионах России, их сегодняшнем состоянии развития и перспективах развития | учителя учащиеся формулируют цели и задачи урока | |
Этап усвоения новых знаний | Изучение текущей ситуации в развитии регионов России, перспективных проектах регионального развития. Изучение ситуации в развитии региона проживания обучающихся, региона постоянного взаимодействия (соседних регионов). Обсуждение перспектив развития регионов в форме «мозгового штурма» и проведения короткой деловой игры в мини- группах | Обсуждают вместе с учителем развитие конкретного региона или группы регионов, а также перспективных проектов, которые сегодня есть в регионах России (проектов, которые могут помочь обучающимся во взрослой жизни: как пример – проект «Дальневосточный гектар»). В рамках мини- групп по заданию учителя обучающиеся коллективно в формате «мозгового штурма» обсуждают слабые и сильные стороны своего региона, его возможности и перспективы | Организует диалог с обучающимися. Дает обучающимся информацию для изучения и проработки. Обсуждает с обучающимися представленную информацию. Организует работу по мини-группам, определяет регионы России, по которым обучающиеся прорабатывают проблемные вопросы |
развития | |||
Обобщение и систематизация | Презентация результатов работы мини-групп | Обучающиеся презентуют результаты работы мини-групп, задают друг другу вопросы, отвечают на вопросы | Организует выступление групп, обмен мнениями, побуждает к высказыванию своей точки зрения |
Итог урока. Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | Оценивают свою работу и общее впечатление от занятия | Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения |
Домашнее задание | Подготовка проектов для участия во Всероссийском конкурсе «Россия 2035» |
Игра по мини-группам представляет собой специальное задание, данное учащимся для проработки.
Учащиеся делятся по группам от 4 до 6 человек и получают в качестве задания проанализировать один из регионов Российской Федерации, который изучался до этого в рамках занятия, ответив на следующие вопросы:
- сильные стороны региона (его достижения, его положительные качества, его преимущества по сравнению с другими регионами России);
- перспективы и возможности для развития региона (каким может стать регион через 10 лет и что нужно для этого делать).