Формирование и транспортировка штабелей
Работы по формированию и перемещению штабелей в сушильном цехе очень тяжелы и трудоемки. Поэтому первостепенное значение имеет их надлежащая организация и механизация.
При сушке пиломатериалов приходится сталкиваться со следующими основными транспортными операциями: подвоз сырых пиломатериалов на формировочную площадку, формирование сушильных штабелей, закатка штабелей в камеру и выкатка из нее, подача штабелей на склад сухих пиломатериалов, размещение пиломатериалов на складе и хранение их на нем, разборка штабелей и, наконец, транспортировка их в деревообрабатывающий цех или на отгрузку.
Подвоз сырых пиломатериалов и формирование штабелей
Транспортировка сырых пиломатериалов на формировочную площадку осуществляется в плотных (без прокладок) пакетах автолесовозами и автопогрузчиками.
Формирование штабелей производится в зависимости от их типа различными устройствами и механизмами. Применяемая иногда ручная укладка очень тяжела, опасна и малопроизводительна. В промышленности используются два основных способа формирования штабелей – пакетный и беспакетный.
Пакетный способ формирования штабелей основан на предварительном формировании части штабеля (пакета) и последующей сборке всего штабеля путем установки пакетов на подштабельное основание обычными подъемно-транспортными механизмами. При такой организации работы даже ручная укладка облегчается и ускоряется. Беспакетный способ заключается в формировании сразу целого штабеля.
Погрузочный лифт (рис. 5.25) состоит из горизонтальной платформы 1 с рельсами, подъемных винтов 2 с упорными подшипниками 3, электродвигателя 7 с редуктором 5 и приводной цепи 4, вращающей подъемные винты через звездочки 6. Платформа перемещается вверх и вниз в котловане, глубина которого соответствует высоте штабеля.
К лифту подвозят пакет с сырым материалом. Платформа поднимается и занимает верхнее положение. На нее закатывают вагонетку. Рабочие (обычно 2 человека) сдвигают доски с пакета на вагонетку и формируют один за другим ряды штабеля. По мере выкладки штабеля платформа постепенно опускается, и фронт работы поддерживается на наиболее удобном уровне. После завершения укладки платформа поднимается и штабель скатывается с нее на рельсовый путь.
Формирование целых беспакетных штабелей может быть полностью механизировано с помощью штабелеформирующей машины (ШФМ). Использование штабелеформирующих машин, требующих очень больших производственных площадей и весьма существенных капитальных затрат, экономически целесообразно только на крупных предприятиях с объемом сушки более 100 тыс. м3 пиломатериалов в год. Известны ШФМ фирмы Valmet для формирования сушильных штабелей высотой 5 м и шириной 2,05 м с конструктивной скоростью 40…115 досок в минуту.
Рис. 5.25. Погрузочный лифт
Для полной механизации формирования пакетных штабелей применяют пакето-формирующие машины (ПФМ) при объеме сушки до 100 тыс. м3 пиломатериалов. Отечественная пакетоформирующая машина (линия) ПФЛ-1 рассчитана на формирование пакетов шириной до 1,8 м и высотой до 1,5 м с производительностью до 63 досок в минуту. Для сборки штабеля из пакетов используют в зависимости от местных условий автопогрузчики, электротали, кран-балки и в отдельных случаях краны.
Перемещение штабелей
Для перевозок сформированных штабелей вне и внутри камер чаще всего используют рельсовый транспорт. В качестве подвижного состава для этой цели применяют составные платформы, собранные из треков (двухколесных тележек). Треки соединяют брусьями, образующими подштабельное основание, которое должно быть строго горизонтальным. На практике это условие часто нарушается из-за разнотолщинности брусьев и неровности рельсовых путей, что приводит к искривлению досок. Кроме того, для штабелей повышенной высоты составные платформы не гарантируют надлежащей формоустойчивости штабеля при его движении. Поэтому вместо составных платформ отдают предпочтение цельносварным вагонеткам.
Рис. 5.26. Роликовые шины для поперечного перемещения штабелей:
а – отрезок шины; б – схема размещения шин по ширине камеры
Закатка и выкатка штабелей
Закатка и выкатка штабелей в камеру и из нее происходят преимущественно по рельсовым путям траверсной тележкой, которая передвигается в траверсной траншее (углублении) вдоль загрузочного фронта камер. Как правило, траверсной же тележкой выгруженный из камеры штабель подают на склад сухих пиломатериалов. Обычно применяют электрифицированные траверсные тележки, снабженные самоходным механизмом и лебедкой (с тросом и блоками) для подтягивания и выталкивания штабелей. Ее общий вид для камер с продольным перемещением штабелей показан на рис. 5.27. Существуют и другие конструкции электрифицированных траверсных тележек.
Рис. 5.27. Траверсная тележка:
1 – контроллеры; 2 – лебедка; 3 – привод лебедки; 4 – привод механизма перемещения; 5 – вал механизма перемещения; 6 – блоки; 7 – платформа;
8 – рельсы; 9 – кабель питания
Некоторые сушильные цехи не имеют траверсных путей. Здесь сборка всего штабеля производится автопогрузчиком путем установки пакетов на вагонетки, стоящие на рельсовых путях. Этим же автопогрузчиком выполняется закатка и выкатка собранных штабелей в камеру и из нее.
В сушильных камерах с поперечной (фронтальной) загрузкой штабелей рельсовые пути в камере могут отсутствовать. У этих камер двери расположены не спереди и сзади, а сбоку. Такие камеры пакетами заполняет и разгружает автопогрузчик, въезжающий непосредственно в камеру (рис. 5.28).
К недостаткам сушильной камеры с фронтальной загрузкой следует отнести то, что при загрузке и разгрузке двери камеры остаются открытыми. При этом ограждения и оборудование этой камеры значительно (особенно зимой) охлаждаются. Это служит причиной увеличения затрат теплоты на их периодическое нагревание в процессе сушки.
Рис. 5.28. Сушильная камера с поперечной (фронтальной) загрузкой
штабелей (без рельсового пути)