Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (4 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Все- ленная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.
«Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Резерв времени (1 ч)
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
· смысл понятий:геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,
Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
· смысл физических величин:парсек, свето-
вой год, астрономическая единица, звездная вели- чина;
· смысл физического закона Хаббла;
· основные этапы освоения космического пространства;
· гипотезы происхождения Солнечной системы;
· основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
· размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь
· приводить примеры:роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения ин- формации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
· описывать и объяснять:различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, при- чины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
· характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
· находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
· использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьи.
Календарно-тематическое планирование курса астрономии
№ п/п | Тема | Дата | |
план | Факт | ||
АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – 2ч | |||
Что изучает астрономия. | |||
Наблюдения – основа астрономии | |||
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ-5ч. | |||
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | |||
Видимое движение звезд на различных географических широтах | |||
Годичное движение Солнца. Эклиптика | |||
Движение и фазы Луны. | |||
Затмения Солнца и Луны. Время и календарь | |||
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-2ч. | |||
Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет. | |||
Синодический период. Законы движения планет Солнечной системы | |||
ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ-4 ч. | |||
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | |||
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. | |||
Определение массы небесных тел. | |||
Движение искусственных спутников Земли и косми- ческих аппаратов в Солнечной системе. | |||
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-8ч. | |||
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | |||
Земля и Луна - двойная планета | |||
Две группы планет | |||
Природа планет земной группы | |||
Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?» | |||
Планеты-гиганты, их спутники и кольца | |||
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). | |||
Метеоры, болиды, метеориты | |||
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ-6 ч. | |||
Солнце, состав и внутреннее строение. | |||
Солнечная активность и ее влияние на Землю. | |||
Физическая природа звезд. | |||
Переменные и нестационарные звезды. | |||
Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. | |||
Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. | |||
НАША ГАЛАКТИКА - МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ-2 ч. | |||
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. | |||
Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). | |||
СТРЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-2 ч. | |||
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. | |||
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. | |||
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ-2ч. | |||
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. | |||
Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | |||
ПОВТОРЕНИЕ (Резерв)- 1ч. | |||
Итоговый зачет по курсу Астрономия.11 класс |