Т.С. Комиссарова, В.И. Мосеев, В.Н. Фролов
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СВЯЗИ
Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям
СПб ГУТ )))
Санкт-Петербург
Рецензент:
доктор исторических наук, профессор А.В. Островский
Утверждено
редакционно-издательским советом СПбГУТ
в качестве методических рекомендаций
Комиссарова, Т.С., Мосеев, В.И., Фролов, В.Н.
История мировой и отечественной связи: методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям / В.И. Мосеев, Т.С.Комиссарова, В.Н. Фролов. – СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2012. – с.
Предназначены для самостоятельной подготовки к семинарским, практическим занятиям и зачету по дисциплине «История мировой и отечественной связи» студентов-бакалавров.
Ó Комиссарова Т.С., Мосеев В.И., Фролов В.Н.
ÓФедеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение высшего профессионального
образования «Санкт-Петербургский
государственный университет телекоммуникаций
им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Литература
Тема 1. Простейшие средства связи
Тема 2. Почта
Тема 3. Телеграф
Тема 4. Телефон
Тема 5. Радио
Тема 6. Телевидение
Тема 7. Основные направления развития современных телекоммуникаций
Введение
Наш вуз был создан в 1930 г. по решению Совета Народных Комиссаров.[1] Первоначальное название – Ленинградский институт инженеров связи (ЛИИС). Его создание не случайно совпало по времени с первыми пятилетками и начавшейся индустриализацией: требовались специалисты-электротехники и качественные изменения в технических средствах связи.
В 1940 г. в названии вуза (Ленинградский электротехнический институт связи - ЛЭИС) было увековечено имя М.А. Бонч-Бруевича (1888-1940), одного из основоположников отечественной радиотехники. В 30-е годы он руководил радиофакультетом и являлся заместителем директора института по учебной части.
В 1993 г. ЛЭИС получил статус университета и тогда же появилось новое название: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича (СПбГУТ). В этом названии отражена современная потребность не только в специалистах-электротехниках, но и в специалистах в области информационных систем, компьютерных технологий,[2] т. е. направлениях, ставших главными в образовательном процессе вуза.
Качественная подготовка специалистов включает в себя ряд условий, в том числе наличие знаний по истории развития науки и техники, особенно в тех областях, которые являются профессией выпускника вуза. Исходя из этого, в СПбГУТ на всех факультетах введен специальный курс «История мировой и отечественной связи».
Понятие «связь» является многозначным термином и в широком смысле определяется как взаимодействие или общение с помощью природных (естественных) или технических средств. Поэтому можно считать, что средства общения (связи) в природе появились вместе с зарождением жизни и совершенствовались с эволюцией всего живого на Земле.
На уровне высокоорганизованных животных мы наблюдаем определенное взаимодействие, достаточно разнообразное общение с помощью знаков, жестов, символов и звуков, заложенных на генетическом уровне. В то же время человека от животных отличают осмысленные действия и речь. Таким образом, можно говорить о появлении визуальной и звуковой связи уже на заре развития человеческой общности. С развитием человечества и освоением новых территорий возросла дальность передачи сообщений: появились гонцы, барабаны, дудки, трубы и т.п. С ростом объема информации возникла письменность, (произошло отделение информации от человека) которую можно рассматривать как один из первых способов сохранения информации вне памяти человека.
Вместе с развитием цивилизации необходимость в обмене информацией только возрастала, что привело к появлению разнообразных способов передачи сообщений. Это же относится и к средствам записи и обработки информации. Связь нужна была не только быстрой, но и действующей на максимально возможное расстояние. Это требование отразилось в названиях постепенно формировавшихся основных видов связи, где присутствует греческое слово «теле» (вдаль, далеко) – телеграфирование (запись на расстоянии), телефонирование (передача речи на расстояние), телевидение (передача изображений на расстоянии). Кроме того, к основным видам связи относятся почта, радио и интернет.
Наш университет готовит специалистов в области современных систем передачи и приема информации, объединяемых понятием «телекоммуникации».[3] Слово «коммуникации», входящее в состав названия вуза, произошло от позднелатинского «communicatio» - связывать, сообщать, передавать. Таким образом, с понятием «телекоммуникации» тесно взаимодействует понятие «информация», значение которой резко возросло на рубеже XX-XXI вв.
Понятие «информация» (лат. informatio-разъяснение, изложение) можно рассматривать в научном[4] и общеупотребительном (разговорном) смыслах. В последнем случае под информацией понимаются сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.[5]
XXI век невозможно представить без различных систем связи, объединяемых понятием «телекоммуникации». Однако редко кто задумывался, какой огромный путь развития прошла эта сфера человеческой деятельности. Авторы стремятся дать необходимые рекомендации студентам при изучении истории основных видов связи, развитие которых начиналось с разных форм простейших средств связи. Оно получило продолжение в XIX в. в системах электросвязи, реализовавших процесс передачи данных на новом уровне.
В зависимости от способа представления информации системы связи можно подразделять на знаковые (телеграф, телефакс), звуковые (телефон), видео и комбинированные системы (телевидение). Наиболее развитой системой связи в наше время является интернет.
Высокая динамичность развития информационных технологий, сфер и областей их применения вызвала ряд социокультурных проблем,[6] привела к появлению в рамках концепции постиндустриального общества[7] ряда новых теорий,[8] в том числе теории информационного общества. Общими признаками такого общества называются: умственная технология как ведущая (на предыдущих этапах: ручной труд; механизированная технология); широкое использование вычислительной техники для решения задач; увеличение скорости обмена информацией, разработка новых средств ее передачи; увеличение числа людей, вовлеченных в этот процесс; равные возможности в доступе к информации всех слоев населения и др. Главная тенденция изменения технологических процессов — возрастание автоматизации, постепенная замена неквалифицированного труда работой машин и компьютеров.
В этой связи обращено внимание на приоритетные направления развития современных телекоммуникаций, на новейшую литературу, а также на персоналии, сыгравшие выдающуюся роль в истории связи.
Знание истории телекоммуникаций в дополнение к специфическим профессиональным знаниям решает и мировоззренческую, общекультурную задачу. Ведь средства коммуникации создавались усилиями многих ученых, инженеров, изобретателей всех развитых стран планеты. Мир коммуникаций интернационален и с его помощью человечество начинает преодолевать накопившуюся вражду и недоверие между народами.
Целью учебного пособия является не только передача студентам совокупности знаний в сфере истории телекоммуникаций, но и развитие кругозора, способности к индивидуальным творческим решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
Научная литература
Алексеев Т.В. Индустрия средств связи Петербурга – Ленинграда для армии и флота в эпоху потрясений и модернизации: 1900-1945 гг. СПб., Изд. Политехн.ун-та, 2010. – 642 с.
Аникин О.Б., Агарков А.П. Современные направления развития телекоммуникаций в мировой экономике. М., Хлебпродинформ, 2010. – 283 с.
Батыршин Р.И. Проблемы формирования единого информационного пространства СНГ: на примере деятельности межгосударственной телерадиокомпании «Мир». М., Изд. Дом Высшей школы экономики, 2011. – 163 с.
Борисов В.П. Из истории отечественной радиоэлектроники. М., ИИЕТ, 2010. – 206 с.
Борецкий Р.А. Начало. К истории ТВ: выпавшее звено или Мое забытое телевидение. М., ВК, 2010. – 310 с.
Динамика радиоэлектроники / Под общ.ред. Ю.И. Борисова. М., Техносфера, 2007. – 400 с.
Динамика радиоэлектроники – 2 / Под общ.ред. Ю.И. Борисова. М., Техносфера, 2008. – 376 с.
Динамика радиоэлектроники – 3 / Под общ.ред. Ю.И. Борисова. М., Техносфера, 2009. – 392 с.
Колесниченко О.Я. От дальновидения – к телевидению: Очерк зарождения, становления и развития телевидения. Краснодар, КГУКИ, 2011. – 264 с.
Котельников В.А. Судьба, охватившая век: сборник статей. Т.1: Воспоминания коллег. М., Физматлит, 2011. – 310 с.
Ницевич В.Ф. и др. Информационная политика в современном обществе. М., изд. МГОУ, 2011. – 336 с.
Рейман Л.Д., Гоголь А.А., Никодимов И.Ю. Развитие связи в России. Из истории в будущее. СПб., Мегас, 2001. – 222 с.
Шарле Д.Л. Хет-трик в матче с Атлантикой: Люди и события в истории электротехники и электросвязи. М., Междунар. Центр науч. и технич. информации: Мобильные коммуникации, 2002. – 241 с.
Шатенберг С. Инженеры Сталина. Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы. М., РОССПЭН, 2011. – 478 с.
Учебно-методические пособия
Антонова Г.М., Байков А.Ю. Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций. М., Academia, 2010. – 144 с.
Быховский М.А. Развитие телекоммуникаций на пути к информационному обществу: История телеграфа, телефона и радио до начала XX века. М., Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 344 с.
Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. 2-е изд,, перераб. и доп. М., Аспект Пресс, 2011. – 190 с.
Бакушев В.В. и др. На пути к информационному обществу в России: Организация госуслуг в электронной форме. М., Граница, 2011. – 366 с.
Островский А.В. История средств связи: учебное пособие. СПб., СПбГУТ, 2009. – 165 с.
Островский А.В. История отечественной связи: учебное пособие. СПб, Теледом, 2010. – 160 с.
Островский А.В. История мировой и отечественной связи. СПб., СПбГУТ, 2011. – 312 с.
Парфенов Л.Г. Зворыкин Муромец. М., КОЛИбри, 2011. – 158 с.
Украинцев Ю.Д., Цветов М.А. История связи и перспективы развития телекоммуникаций: учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 128 с.
Шилов В.В. Удивительная история информатики и автоматики. М., ЭНАС, 2011. – 214 с.
Электроника России: А – Я: Биографическая энциклопедия. М., Столичная энциклопедия, 2009. – 702 с.
Яковлев Г.А. Коммерция в средствах массовой информации. М., ИНФРА-М, 2011. – 141 с.
Документы
Политика информационного общества: Ежегодный всемирный доклад, 2009. М., МЦБС, 2010. – 71 с.
Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2004 N 380, от 15.08.2006 N 502, от 10.03.2009 N 219, от 10.09.2009 N 721, от 09.06.2010 N 403) / http://www.referent.ru/1/157559
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России, 2000-2010: Сборник материалов. М., МЦБС, 2010. – 207 с.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 1700-р «О Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219) //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=85988
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)» / http://government.ru/gov/results/12932/
Стратегический план Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», 2008-2013. М., МЦБС, 2009. – 44 с.
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» / http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Ранняя история радио
http://www.localhistory.scit.wlv.ac.uk/Museum/Engineering/Electronics/history/ValveEra.htm
История изобретения радио
http://www.viol.uz/history/history/page2.shtml