В составе комплекса б модулей, в которых размещено 11,5 тонн научного оборудования производства 27 стран мира.
Ориентировочная стоимость ОК "Мир" составляет 3 млрд $ США. По мнению специалистов, ресурсы станции израсходованы не более чем на 50 %, т.е ее остаточная стоимость составляет около 1,5 млрд $ США.
За время существования комплекса на его борту выполнено более 16,5 тысяч экспериментов, получены новые знания и результаты большой практической значимости. Разработано медицинское обеспечение долгосрочных межпланетных полетов.
На станции выполнено 23 международных программы экспериментальных исследований. В процессе создания ОК "Мир" разработано более 600 новейших технологий с практическим внедрением в различные сферы хозяйственной деятельности.
В настоящее время подготовлены к выполнению ряд крупных экспериментов:
- сборка и запуск кораблей с орбиты;
- освещение полярных областей земной поверхности;
- построение космических тросовых систем;
- отработка лазерных линий связи;
- зондирование ионосферы с низких орбит и тд.
Возможность создания подобного исследовательского комплекса в составе МКС может быть реализована не ранее чем через 7-10 лет, стоимость его превысит 5 млрд $ США.
Решение о преждевременном затоплении ОК "Мир" могло повлечь за собой:
- потерю имиджа РФ как великой космической державы и лидера пилотируемой космонавтики.
- утрату уникального орбитального комплекса - мирового достижения всего человечества 20 века.
- потерю более 100 000 рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.
- утрату пока еще мощнейшего научно-технического потенциала РФ, который бесследно исчезнет или будет частично использован другими странами.
- невыполнение завершающего этапа федеральной космической программы и ряда подготовленных уникальных экспериментов, в которые уже вложены значительные бюджетные средства.
- ущемление духовного начала и подрыв веры нескольких поколений населения РФ в будущее страны, особенно тех, на чьих глазах эта техника создавалась и чем люди гордились.
Многоцелевая авиационно-космическая система МАКС
Многоцелевая система МАКС обладает рядом принципиальных преимуществ. Это, в первую очередь. возможность выведения нагрузок на орбиты любого наклонения, высокая оперативность и низкая стоимость применения и отсутствие необходимости отчуждения земель под поля падения элементов конструкции.
В отличие от ракетных систем, привязанных к стартовым площадкам немногочисленных космодромов и ограниченных в выборе орбит, МАКС может применяться для аварийного спасения экипажей космических объектов или для срочной разведки районов техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.
К реализации проекта МАКС НПО "Молния" приступило в 80-х годах, ещё до первого полёта "Бурана", используя при этом опыт и результаты работ по проекту "Спираль", по экспериментальным аппаратам "Бор", и "Бурану". К настоящему времени уже проработаны основные элементы конструкции орбитальной ступени, изготовлен макет внешнего топливного бака, существует значительный задел по двигательным установкам.
Система МАКС состоит из дозвукового самолёта-носителя и установленной на нём орбитальной ступени с внешним топливным баком. В качестве первой ступени МАКС используется самолёт Ан-225 "Мрия", первоначально предназначавшийся для транспортировки "Бурана". По вариантам второй ступени система имеет 3 модификации: МАКС-ОС, МАКС-Т и МАКС-М.
Вторая ступень МАКС-ОС состоит из орбитального самолёта многоразового использования и одноразового топливного бака. Маршевая двигательная установка включает в себя два двигателя РД-701, работающих на трёхкомпонентном топливе (жидкий водород, керосин и жидкий кислород). Базовый пилотируемый вариант самолёта МАКС-ОС имеет кабину для двух членов экипажа.
Разработаны варианты самолёта МАКС-ОС для транспортно-технического обеспечения орбитальных станций. Вариант ТТО-1 оборудован стыковочным модулем и второй герметичной кабиной на четырёх человек. Вариант ТТО-2 предназначен для доставки в негерметичном отсеке оборудования, устанавливаемого на наружной стороне орбитальных станций.
Для выведения на орбиту тяжёлых (до 18 тонн) полезных нагрузок предназначена модификация МАКС-Т, имеющая вторую беспилотную ступень одноразового применения. В ней используется тот же внешний топливный бак, что и в МАКС-ОС, на котором вместо орбитального самолёта установлен маршевый двигатель с полезным грузом, закрытым обтекателем.