Соблазнение на языке Эрика Берна
Согласно предположению Эрика Берна, в каждом из нас можно выделить три состояния нашего Эго.
Родитель, Взрослый, Ребенок.
Эго состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь, от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка.
Эго состояние Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно бывает организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
Эго состояние Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно также включает запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства.
Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, мы находимся в Эго состоянии Родителя.
Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой, мы находимся в Эго состоянии Взрослого.
Когда мы ощущаем и ведем себя подобно тому, как мы делали это в детстве, мы находимся в Эго состоянии Ребенка.
В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из трех Эго состояний.
Состояние игривости и процесс соблазнения происходит, только когда ты находишься в состоянии Ребенка. Взрослый в тебе воспринимает соблазнение как нечто несерьезное, Родитель – как ненужное.
Например, сам знаю по себе, что, когда я, например, нахожусь на научном симпозиуме, в состоянии Ребенка я практически не нахожусь. И подумать даже о том, что мы вытворяем на тренингах, страшно! И кажется это все таким несерьезным!
Когда я нахожусь на тренинге, у меня такое ощущение, что все эти научные проекты лишены жизни и эмоций, и как вообще люди живут, ради чего? Когда тут такой кайф!
Как видишь, один и тот же человек по разному начинает относиться к одному и тому же процессу, находясь в разных Эго состояниях .
Поэтому, если ты сидишь в состоянии Взрослого или Родителя в баре или на работе и думаешь, как бы познакомиться с кем то, ты обречена на вечные муки.
Как только ты загрузишь в себя состояние Ребенка, тут же все будет иначе и в кайф.
У тебя возникнет желание пошалить, и результатом шалости станет процесс получения эмоций. А цель знакомства отойдет на второй план и реализуется сама по себе.
Далее собеседнику ты показываешь разные свои состояния: Родителя, Ребенка и Взрослого. Но внутри тебя сидит Ребенок. Он управляет процессом. И ловит от этого кайф.
Соблазнение на языке Уолта Диснея!
Уолт Дисней имел похожую стратегию. Он ввел персонажей с именами Критик, Реалист, Мечтатель. И использовал эту стратегию как для себя, так и для людей, которые на него работали.
Сейчас я расскажу, как это должно работать в соблазнении.
Первое состояние – это Мечтатель, или креативщик. Когда ты находишься в этом состоянии, ты в игре, в полете фантазии. Ты оторвана от жизни. Это тот же ребенок, для которого неважно, что под ногами, главное – это процесс. И неважно, куда он ведет. Цели нет!
Реалист. Он включается в процесс на несколько минут, чтобы понимать, куда это тебя заведет.
Критик включается после процесса. После пьесы. Когда ты находишься наедине с собой.
Мои наблюдения показывают, что Критик – это самая пассивная роль. А Мечтатель – самая активная с точки зрения игры!
На тренинге я неоднократно экспериментировал с Критиками. Это очень интересно и весело.
В зале всегда находится человек, который, нахмурив брови, смотрит на все происходящее и комментирует. Часто комментарии обусловлены его страхами, часто предрассудками.
И когда кто то что то показывает, Критик говорит:
– Ну, мужчина на такое не среагирует. Это же все не сработает!
Тогда я тут же делаю перестановку ролей.
– Слушай, интересно. Я вижу, у тебя есть идеи, как сделать лучше. Выйди, встань на ее место, покажи мне, как бы ты в этой ситуации себя повела.
Критик выходит, становится в активную роль, в ней тут же включается Мечтатель, и после этого все проблемы с Критиком решаются сами по себе.
После этого Критик либо замолчит, чтобы его не вызвали еще раз, либо активно включится в процесс. Потому что я переключил Критика, сделал из него Мечтателя, он теперь играет активную роль.
Кстати говоря, по моим наблюдениям, Критики среднестатистически абсолютно ничего не могут сделать на практике. Критик – это, по Берну, Родитель. То есть носитель предрассудков, комплексов и т. п.
Критик в компании
Именно потому, что Критик сводит на нет креатив, Уолт Дисней никогда не формировал группы Мечтателей с Критиками.
В любой креативной группе критика запрещена.
Поэтому, если ты идешь развлекаться и знакомиться с мужиками, никогда не бери с собой подруг, которые чаще всего находятся в пассивной роли Критика. Эта подруга испортит тебе вечер.
Бери отвязных подружек, которые настроены на игру и которым наплевать, как все это выглядит со стороны и к чему это может привести.
Как только в твоей компании кто то начинает оценивать происходящее с критической точки зрения, тут же гаси его, пока не поздно. Иначе этот человек просто высасывает все настроение.
УПРАЖНЕНИЕ