Упражнение II. Выполнение бесполезных упражнений
ФАЗЫ ВОЛИ
Как уже было сказано, нас интересует тренировка воли в целом на всех ее этапах или, выражаясь более точным языком, достижение законченного волевого акта.
1. Первая фаза применения воли включает в себя:
а. задачу - цель — намерение;
б. оценку;
в. мотивацию.
Поскольку мы рассматриваем сознательную волю, здесь прежде всего приходится говорить о задаче или цели, ибо без сознательной задачи не может идти речь о чистой воле. После того, как принято решение относительно цели, появляется намерение ее достичь, и возникает мотивация.
Стремясь избежать ошибочных представлений, которые могли бы отбросить психосинтез на уровень психологии XIX века, исключавшей из рассмотрения воли важнейшие бессознательные факторы, мы сразу хотели бы оговориться: психосинтез возник из психоанализа, и по этому должно быть совершенно очевидно, что ни о каких исключениях такого рода не может быть и речи. Автор ни в коей мере не закрывает глаза на существование очень сложных бессознательных мотивов, действующих за пределами уровня осознавания. Поэтому развитию воли должно предшествовать исследование бессознательного, одним из важнейших и самых полезных моментов которого является вскрытие бессознательных мотивов и их рационализации, чтобы они стали доступны сознательному Я человека. В процессе психосинтеза мы полностью учитываем этот важнейший аспект психоанализа.
Вследствие этого, рассмотрение мотивации в основном сводится к обнаружению бессознательных влечений, но после того, как они оказываются вскрыты, важно не впасть в ошибки психологии XVIII века, осуждавшей и подавлявшей эти влечения. Функцией воли является их использование и обеспечение их взаимодействия в процессе достижения выбранной цели.
Мотивация обязательно предполагает оценку. Как мы уже указывали, оценка неизбежна и в определенном смысле просто необходима. Истинная оценка может осуществляться только при наличии шкалы ценностей, которая в свою очередь выражает философскую концепцию жизни и мира данного человека (Weltanschaunung). Такая концепция или философия есть у каждого, но обычно она не существует в каком-то определенном виде. Часто она достаточно призрачна и содержит много противоречий. Кстати, с точки зрения автора, разъяснение и осознание позиции Я и его отношения с миром является наиболее продуктивной стороной экзистенциального анализа. Понятно, что задача или цель, на выполнение которой будет направлена воля, должна обладать очевидной положительной ценностью или, в терминологии Левина, “положительной валентностью”.
2. За фазой оценки следует фаза рассмотрения, обдумывания, взвешивания. В каждой отдельной ситуации может создаться впечатление, что обдумывать нечего и предпочтение следует отдавать наиболее высокой из возможных целей или задач. Однако на самом деле все обстоит несколько сложнее. Цель или задача не только должны обладать высокой ценностью, но и быть достижимы. Можно представлять себе высокие цели, но одновременно понимать, что их достижение нереально, по крайней мере – в существующих психологических и физических условиях. Поэтому, прежде чем перейти к следующему этапу (решения и выбора), в процессе обдумывания и рассмотрения нельзя автоматически останавливаться на самой высокой задаче; необходимо учитывать разнообразные условия и обстоятельства. Даже если альтернативная цель не будет столь высока, она в данной ситуации может оказаться гораздо более важной. Здесь при обдумывании и взвешивании многочисленных обстоятельств от человека потребуется мудрость, ибо каждый случай отличается уникальностью.
3. На третьем этапе волевого действия принимается решение.Это очень трудный этап, ибо здесь происходит выбор, противоречащий свойственному человеку стремлению "съесть пирог и одновременно сохранить его". С точки зрения психоанализа это можно назвать следованием принципу удовольствия, который по своей природе иррационален. Вместо этого, принимая обдуманное решение, человек использует принцип реальности, который по своей природе относителен и основан на том, что нельзя иметь все одновременно и всегда приходится выбирать из нескольких возможностей одну. Раньше психологические работы, посвященные воле, рассматривая этот момент, подчеркивали его негативную сторону и использовали термин "отречение". Однако нам кажется, что в теоретических и особенно практических целях гораздо лучше использовать положительно окрашенный термин "предпочтение". Выбирая и принимая решение, мы отдаем предпочтение тому, что на наш взгляд является более привлекательным и достижимым по сравнению с другими вариантами, от которых мы отказываемся. Трудность волевого решения состоит в том, что человек прямо или косвеннопонимает: решение предполагает ответственность, решение есть свободный акт, влекущий за собой ответственность. Не так давно некоторым исследователям, и в их числе Э. Фромму, удалось очень наглядно показать как отдельные личности и целые сообщества совершенно удивительным образом бегут от свободы. За это бегство от ответственности им приходится заплатить отказом от одной из величайших человеческих ценностей - свободной воли.
Здесь же хотелось бы упомянуть широко известный факт, что нерешительность является одним из самых ярких симптомов депрессий. Впрочем, об этом мы еще будем говорить в связи с ограничениями при тренировке воли.
4. Четвертая фаза акта воли, непосредственно следующая за принятием решения – утверждениев этом решении. Эффективное утверждение в решении нуждается в нескольких факторах. Первым из них является вера. И это не просто "доверие", это –живая, динамичная вера, более того, твердая уверенность. Если ее нет, основой для утверждения может стать готовность или решение "попытаться", рискнуть, стремление к приключению.
Утверждение в решении состоит из заявления или приказа, который человек дает сам себе. Оно предполагает использование повелительного наклонения и таких слов, как латинское "Fait" или "да будет так". Интенсивность или "психологический накал" утверждения определяет степень его эффективности.
Часто человеку бывает необходимо время от времени повторять или, скорее, вновь подтверждать свое решение. Это придает ему большую силу и помогает преодолевать встающие на пути преграды. Важно понимать, что иногда утверждение решения может вызвать обратные реакции. И это необходимо объяснять пациентам. Тогда они не окажутся застигнуты врасплох, и вместо того, чтобы опустить руки, смогут спокойно эти реакции перенести и научатся их преодолевать. Повторное подтверждение решения и является одним из способов такого преодоления.
5. Пятая фаза волевого акта состоит в планировании,организации деятельности в соответствии с четко намеченной программой. Для этого необходимо заранее представлять себе различные шаги или этапы, которые необходимо пройти от начальной точки до конечной цели полного претворения задачи. Естественно, что в некоторых случаях конечная цель будет достаточно далека, но тогда можно иметь в виду несколько промежуточных целей, постепенно подводящих к полной реализации плана. Поэтому необходимо иметь ясную, мудрую, хорошо организованную программу последовательных шагов или промежуточных задач.
Здесь есть опасность впасть в две противоположные ошибки. Одна из них состоит в том, что человек настолько поглощен основным направлением и конечной целью волевого акта, что теряет ощущение реальности. Во втором случае, наоборот, промежуточные задачи и способы их достижения становятся настолько важны и значимы, что человек теряет из виду конечную цель или начинает уделять слишком большое внимание способам ее достижения.
6. Шестая фаза волевого акта состоит в том, чтобы направлять выполнениерешения. Здесь возникает потребность в двух удивительных свойствах воли в целом. Это, во-первых, динамическая сила воли, ее направленная движущая энергия, а во-вторых – настойчивость или выносливость. Конечно, в идеале воля должна сочетать максимальную движущую силу и максимальную выносливость и настойчивость, но чаще мы сталкиваемся с тем, что у одних людей преобладает одно свойство, а у других – другое. Кроме того, для некоторых задач необходим в основном динамический аспект воли, а для других – менее напряженных, но более продолжительных — терпение и настойчивость. Поэтому вопрос о том, какой из этих двух аспектов воли превалирует в конкретном человеке, и какое из них больше требуется для выполнения данной задачи, носит достаточно субъективный характер. Очевидно, что при развитии воли больше внимания должно уделяться тому ее аспекту, который сравнительно менее развит у данного человека.
Динамическая воля проявляется в основном через утверждение и приказ "да будет так", в то время как настойчивая воля необходима для одной из наиболее эффективных техник, использующих волю для того, чтобы постоянно удерживать в центре внимания чёткую мыслительную картину или образ. Такие удерживаемые образы обладают невероятной силой, но об этом мы будем говорить ниже, рассматривая работу с воображением и визуализацией.
Еще одно свойство, необходимое для конечного этапа выполнения решения, состоит в удерживании направления, т.е. в однонаправленности. Кроме того, требуется еще и способность "подавлять", в смысле - исключать и уничтожать, все препятствия, которые могли бы помешать использованию воли на этапе выполнения решения.
ПОРЯДОК ТРЕНИРОВКИ ВОЛИ
Как уже было указано, первая задача при развитии воли заключается в том, чтобы увеличить индивидуальный "капитал" пациента, активное участие самой его воли. Другими словами, это воспитание воли для того, чтобы сама воля стала более эффективной. Для этого первым делом необходимо мобилизовать у пациента всю энергию его влечений и направить ее на развитие воли.
МОБИЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГИИ
Первым обязательным условием воспитания воли является серьезное решение посвятить этому все необходимое время, энергию и средства. Когда мы сообщаем об этом пациенту, он может начать возражать, что для этого ему нужна твердая и решительная воля, а как раз ее-то ему и не хватает. Это возражение не выдерживает критики, поскольку у каждого есть по крайней мере какая-то воля, и даже если она существует лишь в зачаточном состоянии, для начала ее должно быть достаточно.
Для того чтобы добиться успеха, совершенно необходимо провести определенную подготовительную работу и создать первоначальный стимул и стремление. Подобная работа должна возбудить в пациенте сильное эмоциональное желание развить в себе волю, которое бы затем переросло в твердое решение сделать все необходимое, чтобы этого добиться. Ниже приводится упражнение, которое поможет пациенту достичь такого состояния. Форма упражнения позволит терапевту непосредственно использовать его в работе с пациентом или же попробовать на себе.
Упражнение I. Часть А
Устройтесь поудобнее, постарайтесь расслабиться.
1. Постарайтесь как можно живее представить себе все те неприятности, которые доставило вам и вашим близким отсутствие у вас достаточно развитой воли. Представьте себе все те неприятности, которые еще могут из-за этого произойти у вас в будущем. Подробно исследуйте каждую из них, стараясь четко определить, в чем она состоит. Затем напишите список этих неприятностей. Ощутите в себе все те чувства, которые вызвали в вас эти воспоминания и ожидания: стыд, недовольство собой, стремление избежать повторения подобного поведения инастойчивое желание изменить существующее положение дел.
2. Как можно живее представьте себе все преимущества, которые может принести вам развитие воли, все те блага и радости, которые вы и ваши близкие от этого получат. Подробно исследуйте каждое из этих преимуществ. Постарайтесь четко сформулировать каждое из них и затем запишите их. Полностью отдайтесь чувствам, которые вызовут у вас эти мысли: радость открывающихся перед вами возможностей, острое желание их реализовать, сильное стремление начать сразу же.
3. Постарайтесь как можно лучше представить себе, что вы обладаете сильной и настойчивой волей. Представьте, как вы твердо и решительно шагаете, как решительно ведете себя в различных ситуациях: вы сосредоточены на достижении задуманного, умеете мобилизовать все свои усилия. Представьте, как вы настойчивы, как хорошо можете управлять своим поведением Ничто не в состоянии вас смутить. Представьте себе, как вы достигаете успеха в задуманном. Постарайтесь подобрать ситуации, аналогичные тем, в которых вам раньше не удавалось проявить достаточную силу воли и настойчивость. Представьте себе, как в подобных же ситуациях вы проявляете желаемые качества.
Упражнение I. Часть Б
Подберите литературу для чтения, которая бы развивала и поддерживала в вас чувства и решимость, вызванные первой частью этого упражнения. Это должна быть ободряющая, оптимистическая и динамическая литература, стимулирующая веру в собственные силы и побуждающая к действию. Однако для того, чтобы это чтение принесло действительную пользу, необходимо, чтобы оно проходило определенным образом: читайте медленно, полностью сосредотачиваясь на том, о чем идет речь, отмечая отрывки, которые производят на вас особое впечатление, и переписывая то, что покажется особенно поразительным и соответствующим вашему случаю. Хорошо несколько раз перечитать эти отрывки, как следует ими проникнуться. Для этой цели лучше всего подойдут биографии выдающихся людей, обладавших сильной и конструктивной волей, или же другие книги, непосредственно направленные на пробуждение желаемой внутренней энергии. Посвятив некоторое время подобному чтению, вы почувствуете в себе растущее, даже острое желание немедленно приступить к работе. Это будет как раз подходящий момент, чтобы со всей доступной вам твердостью решиться посвятить свое время, энергию и все возможные средства на развитие в себе воли.
Однако хочу вас предупредить: ни в коем случае никому не рассказывайте о своем решении, даже если из самых лучших побуждений вам захочется уговорить кого-то последовать вашему примеру: Разговоры обычно ослабляют накопленную энергию, необходимую для действия. Кроме того, если другие узнают о вашей цели, это легко может вызвать скептические и обидные замечания, а они в свою очередь посеют в вас сомнение и уныние. Работайте молча. Вовсяком случае, вреда от этого не будет.
Две части приведенного выше упражнения представляют собой одну из техник, или, скорее, один из методов, направленных на мобилизацию других влечений, чтобы вызвать усиление той энергии воли, которая в вас уже существует.
КОММЕНТАРИИ К УПРАЖНЕНИЯМ
Наиболее часто встречающаяся трудность состоит в том, что обладающие небольшим изначальным запасом воли люди могут сделать упражнение один-два раза — и все. Очень сложно мотивировать пациентов к тому, чтобы они выполняли что-то постоянно, ибо здесь мы сталкиваемся с замкнутым кругом: для того, чтобы эффективно выполнять упражнения на развитие воли, изначально необходим какой-то запас воли.
В этом случае хорошо прибегнуть к техникам, предлагаемым Бодуэном (Baudoin). В них используется поддержка других побуждений человека, способных служить лучшим стимулом, чем чистая воля. Эти побуждения совсем не обязательно должны относиться к высшему уровню. Это как раз один из примеров того, как использовать так называемые "низшие" или "примитивные" влечения и побуждения для достижения высших целей. Здесь могут оказаться полезными гордость, тщеславие, в случае положительного переноса – стремление доставить удовольствие терапевту, самоутверждение и т.д. Хорошую службу мот сослужить даже более примитивные стимулы вродепохвал или объективных наград. Мы обратили внимание на то, что лучше всего действуют стимулы, использующие "азартные" инстинкты человека, его влечение к игре стремление потягаться с самим собой. Для этого необходимо определенное умение дезидентифицироваться, поскольку Я человека "соревнуется" с его субличностями и влечениями, стремясь рассматривать это как игру, не принимая все слишком близко к сердцу, и, как настоящий спортсмен, просто стараясь победить. Сама заинтересованность в игре уже является стимулом, обладающим привлекательностью и не вызывающим сопротивления или активного противодействия, которое бы могло возникнуть при более насильственном использовании воли.
Применяя все техники вообще, а техники по развитию воли — в особенности, необходимо внимательно следить за тем, чтобы не вызвать сопротивления бессознательного, не восстановить его против этих техник. Один из способов, позволяющих не допустить такого сопротивления, — посоветовать пациенту не слишком серьезно относиться к этим техникам, не впасть в педантизм и не вызвать досаду бессознательного. Наоборот, задача состоит в том, чтобы завоевать расположение бессознательного, сделав эти упражнения интересными и привлекательными для него, а это как раз и свойственно игре. Кстати говоря, на это следует еще больше обратить внимание учителей, применяющих психосинтез в образовании.
Игровое отношение ни в коем случае не мешает эффективности техники, но уменьшает противодействие сопротивления и возможность бессознательного бунта.
ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
То, что техники по развитию воли необходимо применять во всех тех случаях, когда воля слишком слаба и неэффективна, очевидно и не требует объяснений. А вот то, что эти техники обычно не применяются, действительно требует внимания!
В основе их использования лежит анализ воли, который показывает, что воля как таковая изначально существует и функционирует во всех пациентах или испытуемых. Поскольку, как мы видели, воля имеет несколько фаз, можно предположить (а на практике так чаще всего и бывает), что одна из фаз оказывается развита или даже слишком развита, а другая слишком слаба, почти незаметна. Поэтому прежде всего необходимо установить, какая из пяти фаз воли требует особого развития! Некоторые люди обладают быстрой и решительной волей, но лишены настойчивости или способности добиваться чего-то во что бы то ни стало. Для других наиболее сложной является фаза принятия решения, хотя после того, как оно принято, остальные аспекты воли оказываются вполне адекватными и достаточно развитыми. Именно поэтому воспитание воли требует дифференцированного подхода и понимания того, какой из ее компонентов нуждается в специальном развитии.
ФАЗЫ ВОЛИ
Как уже было сказано, нас интересует тренировка воли в целом на всех ее этапах или, выражаясь более точным языком, достижение законченного волевого акта.
1. Первая фаза применения воли включает в себя:
а. задачу - цель — намерение;
б. оценку;
в. мотивацию.
Поскольку мы рассматриваем сознательную волю, здесь прежде всего приходится говорить о задаче или цели, ибо без сознательной задачи не может идти речь о чистой воле. После того, как принято решение относительно цели, появляется намерение ее достичь, и возникает мотивация.
Стремясь избежать ошибочных представлений, которые могли бы отбросить психосинтез на уровень психологии XIX века, исключавшей из рассмотрения воли важнейшие бессознательные факторы, мы сразу хотели бы оговориться: психосинтез возник из психоанализа, и по этому должно быть совершенно очевидно, что ни о каких исключениях такого рода не может быть и речи. Автор ни в коей мере не закрывает глаза на существование очень сложных бессознательных мотивов, действующих за пределами уровня осознавания. Поэтому развитию воли должно предшествовать исследование бессознательного, одним из важнейших и самых полезных моментов которого является вскрытие бессознательных мотивов и их рационализации, чтобы они стали доступны сознательному Я человека. В процессе психосинтеза мы полностью учитываем этот важнейший аспект психоанализа.
Вследствие этого, рассмотрение мотивации в основном сводится к обнаружению бессознательных влечений, но после того, как они оказываются вскрыты, важно не впасть в ошибки психологии XVIII века, осуждавшей и подавлявшей эти влечения. Функцией воли является их использование и обеспечение их взаимодействия в процессе достижения выбранной цели.
Мотивация обязательно предполагает оценку. Как мы уже указывали, оценка неизбежна и в определенном смысле просто необходима. Истинная оценка может осуществляться только при наличии шкалы ценностей, которая в свою очередь выражает философскую концепцию жизни и мира данного человека (Weltanschaunung). Такая концепция или философия есть у каждого, но обычно она не существует в каком-то определенном виде. Часто она достаточно призрачна и содержит много противоречий. Кстати, с точки зрения автора, разъяснение и осознание позиции Я и его отношения с миром является наиболее продуктивной стороной экзистенциального анализа. Понятно, что задача или цель, на выполнение которой будет направлена воля, должна обладать очевидной положительной ценностью или, в терминологии Левина, “положительной валентностью”.
2. За фазой оценки следует фаза рассмотрения, обдумывания, взвешивания. В каждой отдельной ситуации может создаться впечатление, что обдумывать нечего и предпочтение следует отдавать наиболее высокой из возможных целей или задач. Однако на самом деле все обстоит несколько сложнее. Цель или задача не только должны обладать высокой ценностью, но и быть достижимы. Можно представлять себе высокие цели, но одновременно понимать, что их достижение нереально, по крайней мере – в существующих психологических и физических условиях. Поэтому, прежде чем перейти к следующему этапу (решения и выбора), в процессе обдумывания и рассмотрения нельзя автоматически останавливаться на самой высокой задаче; необходимо учитывать разнообразные условия и обстоятельства. Даже если альтернативная цель не будет столь высока, она в данной ситуации может оказаться гораздо более важной. Здесь при обдумывании и взвешивании многочисленных обстоятельств от человека потребуется мудрость, ибо каждый случай отличается уникальностью.
3. На третьем этапе волевого действия принимается решение.Это очень трудный этап, ибо здесь происходит выбор, противоречащий свойственному человеку стремлению "съесть пирог и одновременно сохранить его". С точки зрения психоанализа это можно назвать следованием принципу удовольствия, который по своей природе иррационален. Вместо этого, принимая обдуманное решение, человек использует принцип реальности, который по своей природе относителен и основан на том, что нельзя иметь все одновременно и всегда приходится выбирать из нескольких возможностей одну. Раньше психологические работы, посвященные воле, рассматривая этот момент, подчеркивали его негативную сторону и использовали термин "отречение". Однако нам кажется, что в теоретических и особенно практических целях гораздо лучше использовать положительно окрашенный термин "предпочтение". Выбирая и принимая решение, мы отдаем предпочтение тому, что на наш взгляд является более привлекательным и достижимым по сравнению с другими вариантами, от которых мы отказываемся. Трудность волевого решения состоит в том, что человек прямо или косвеннопонимает: решение предполагает ответственность, решение есть свободный акт, влекущий за собой ответственность. Не так давно некоторым исследователям, и в их числе Э. Фромму, удалось очень наглядно показать как отдельные личности и целые сообщества совершенно удивительным образом бегут от свободы. За это бегство от ответственности им приходится заплатить отказом от одной из величайших человеческих ценностей - свободной воли.
Здесь же хотелось бы упомянуть широко известный факт, что нерешительность является одним из самых ярких симптомов депрессий. Впрочем, об этом мы еще будем говорить в связи с ограничениями при тренировке воли.
4. Четвертая фаза акта воли, непосредственно следующая за принятием решения – утверждениев этом решении. Эффективное утверждение в решении нуждается в нескольких факторах. Первым из них является вера. И это не просто "доверие", это –живая, динамичная вера, более того, твердая уверенность. Если ее нет, основой для утверждения может стать готовность или решение "попытаться", рискнуть, стремление к приключению.
Утверждение в решении состоит из заявления или приказа, который человек дает сам себе. Оно предполагает использование повелительного наклонения и таких слов, как латинское "Fait" или "да будет так". Интенсивность или "психологический накал" утверждения определяет степень его эффективности.
Часто человеку бывает необходимо время от времени повторять или, скорее, вновь подтверждать свое решение. Это придает ему большую силу и помогает преодолевать встающие на пути преграды. Важно понимать, что иногда утверждение решения может вызвать обратные реакции. И это необходимо объяснять пациентам. Тогда они не окажутся застигнуты врасплох, и вместо того, чтобы опустить руки, смогут спокойно эти реакции перенести и научатся их преодолевать. Повторное подтверждение решения и является одним из способов такого преодоления.
5. Пятая фаза волевого акта состоит в планировании,организации деятельности в соответствии с четко намеченной программой. Для этого необходимо заранее представлять себе различные шаги или этапы, которые необходимо пройти от начальной точки до конечной цели полного претворения задачи. Естественно, что в некоторых случаях конечная цель будет достаточно далека, но тогда можно иметь в виду несколько промежуточных целей, постепенно подводящих к полной реализации плана. Поэтому необходимо иметь ясную, мудрую, хорошо организованную программу последовательных шагов или промежуточных задач.
Здесь есть опасность впасть в две противоположные ошибки. Одна из них состоит в том, что человек настолько поглощен основным направлением и конечной целью волевого акта, что теряет ощущение реальности. Во втором случае, наоборот, промежуточные задачи и способы их достижения становятся настолько важны и значимы, что человек теряет из виду конечную цель или начинает уделять слишком большое внимание способам ее достижения.
6. Шестая фаза волевого акта состоит в том, чтобы направлять выполнениерешения. Здесь возникает потребность в двух удивительных свойствах воли в целом. Это, во-первых, динамическая сила воли, ее направленная движущая энергия, а во-вторых – настойчивость или выносливость. Конечно, в идеале воля должна сочетать максимальную движущую силу и максимальную выносливость и настойчивость, но чаще мы сталкиваемся с тем, что у одних людей преобладает одно свойство, а у других – другое. Кроме того, для некоторых задач необходим в основном динамический аспект воли, а для других – менее напряженных, но более продолжительных — терпение и настойчивость. Поэтому вопрос о том, какой из этих двух аспектов воли превалирует в конкретном человеке, и какое из них больше требуется для выполнения данной задачи, носит достаточно субъективный характер. Очевидно, что при развитии воли больше внимания должно уделяться тому ее аспекту, который сравнительно менее развит у данного человека.
Динамическая воля проявляется в основном через утверждение и приказ "да будет так", в то время как настойчивая воля необходима для одной из наиболее эффективных техник, использующих волю для того, чтобы постоянно удерживать в центре внимания чёткую мыслительную картину или образ. Такие удерживаемые образы обладают невероятной силой, но об этом мы будем говорить ниже, рассматривая работу с воображением и визуализацией.
Еще одно свойство, необходимое для конечного этапа выполнения решения, состоит в удерживании направления, т.е. в однонаправленности. Кроме того, требуется еще и способность "подавлять", в смысле - исключать и уничтожать, все препятствия, которые могли бы помешать использованию воли на этапе выполнения решения.
ПОРЯДОК ТРЕНИРОВКИ ВОЛИ
Как уже было указано, первая задача при развитии воли заключается в том, чтобы увеличить индивидуальный "капитал" пациента, активное участие самой его воли. Другими словами, это воспитание воли для того, чтобы сама воля стала более эффективной. Для этого первым делом необходимо мобилизовать у пациента всю энергию его влечений и направить ее на развитие воли.
МОБИЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГИИ
Первым обязательным условием воспитания воли является серьезное решение посвятить этому все необходимое время, энергию и средства. Когда мы сообщаем об этом пациенту, он может начать возражать, что для этого ему нужна твердая и решительная воля, а как раз ее-то ему и не хватает. Это возражение не выдерживает критики, поскольку у каждого есть по крайней мере какая-то воля, и даже если она существует лишь в зачаточном состоянии, для начала ее должно быть достаточно.
Для того чтобы добиться успеха, совершенно необходимо провести определенную подготовительную работу и создать первоначальный стимул и стремление. Подобная работа должна возбудить в пациенте сильное эмоциональное желание развить в себе волю, которое бы затем переросло в твердое решение сделать все необходимое, чтобы этого добиться. Ниже приводится упражнение, которое поможет пациенту достичь такого состояния. Форма упражнения позволит терапевту непосредственно использовать его в работе с пациентом или же попробовать на себе.
Упражнение I. Часть А
Устройтесь поудобнее, постарайтесь расслабиться.
1. Постарайтесь как можно живее представить себе все те неприятности, которые доставило вам и вашим близким отсутствие у вас достаточно развитой воли. Представьте себе все те неприятности, которые еще могут из-за этого произойти у вас в будущем. Подробно исследуйте каждую из них, стараясь четко определить, в чем она состоит. Затем напишите список этих неприятностей. Ощутите в себе все те чувства, которые вызвали в вас эти воспоминания и ожидания: стыд, недовольство собой, стремление избежать повторения подобного поведения инастойчивое желание изменить существующее положение дел.
2. Как можно живее представьте себе все преимущества, которые может принести вам развитие воли, все те блага и радости, которые вы и ваши близкие от этого получат. Подробно исследуйте каждое из этих преимуществ. Постарайтесь четко сформулировать каждое из них и затем запишите их. Полностью отдайтесь чувствам, которые вызовут у вас эти мысли: радость открывающихся перед вами возможностей, острое желание их реализовать, сильное стремление начать сразу же.
3. Постарайтесь как можно лучше представить себе, что вы обладаете сильной и настойчивой волей. Представьте, как вы твердо и решительно шагаете, как решительно ведете себя в различных ситуациях: вы сосредоточены на достижении задуманного, умеете мобилизовать все свои усилия. Представьте, как вы настойчивы, как хорошо можете управлять своим поведением Ничто не в состоянии вас смутить. Представьте себе, как вы достигаете успеха в задуманном. Постарайтесь подобрать ситуации, аналогичные тем, в которых вам раньше не удавалось проявить достаточную силу воли и настойчивость. Представьте себе, как в подобных же ситуациях вы проявляете желаемые качества.
Упражнение I. Часть Б
Подберите литературу для чтения, которая бы развивала и поддерживала в вас чувства и решимость, вызванные первой частью этого упражнения. Это должна быть ободряющая, оптимистическая и динамическая литература, стимулирующая веру в собственные силы и побуждающая к действию. Однако для того, чтобы это чтение принесло действительную пользу, необходимо, чтобы оно проходило определенным образом: читайте медленно, полностью сосредотачиваясь на том, о чем идет речь, отмечая отрывки, которые производят на вас особое впечатление, и переписывая то, что покажется особенно поразительным и соответствующим вашему случаю. Хорошо несколько раз перечитать эти отрывки, как следует ими проникнуться. Для этой цели лучше всего подойдут биографии выдающихся людей, обладавших сильной и конструктивной волей, или же другие книги, непосредственно направленные на пробуждение желаемой внутренней энергии. Посвятив некоторое время подобному чтению, вы почувствуете в себе растущее, даже острое желание немедленно приступить к работе. Это будет как раз подходящий момент, чтобы со всей доступной вам твердостью решиться посвятить свое время, энергию и все возможные средства на развитие в себе воли.
Однако хочу вас предупредить: ни в коем случае никому не рассказывайте о своем решении, даже если из самых лучших побуждений вам захочется уговорить кого-то последовать вашему примеру: Разговоры обычно ослабляют накопленную энергию, необходимую для действия. Кроме того, если другие узнают о вашей цели, это легко может вызвать скептические и обидные замечания, а они в свою очередь посеют в вас сомнение и уныние. Работайте молча. Вовсяком случае, вреда от этого не будет.
Две части приведенного выше упражнения представляют собой одну из техник, или, скорее, один из методов, направленных на мобилизацию других влечений, чтобы вызвать усиление той энергии воли, которая в вас уже существует.
Упражнение II. Выполнение бесполезных упражнений
Эта техника состоит в выполнении действий, не имеющих никакого иного смысла, кроме тренировки воли. Их можно сравнить с гимнастическими упражнениями, которые имеют значение лишь для развития мышц и улучшения нейромышечной координации и физического состояния человека в целом. Эта техника была впервые предложена Вильямом Джеймсом в его книге "Беседы с учителями": "Поддерживайте в себе способность дерзать с помощью ежедневного короткого, вполне бессмысленного упражнения. Систематически проявляйте героизм в каких-то ненужных мелочах: каждый день или через день совершайте что-то, что не имеет никакого иного смысла, как просто преодоление препятствия, икогда наступит час действительного испытания, вы сможете встретить его во всеоружии. Аскетизм подобного рода сродни страховке, которую мы выплачиваем за дом и прочую собственность. Отдавая эти деньги, мы не получаем взамен ничего, и весьма маловероятно, что они когда-нибудь к нам вернутся. Но, случись в доме пожар, страховка спасет нас от разорения. Так же и с человеком, который ежедневно в мелочах вырабатывал в себе сосредоточенность, энергичную волю и способность к самоотречению. Когда все вокруг него зашатается, и окружающие его более изнеженные смертные будут сметены стихией, он останется стоять неколебим, как скала" (James W. Talks to Teachers. New York: Henry Holt, 1912, p. 75-76).
К аналогичной практике прибегал и И.Бойд Барретт. Она описана в его книге "Сила воли" (Barrett E. Boyd. Strength of Will. New York: Harper,1931).