Три кита общения: Безоценочная коммуникация
Цель: познакомить родителей с основными условиями личностного развития.
Ход встречи
1. Вступительное слово педагога о пирамиде человеческих потребностей по Маслоу (приложение 1)
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такое сообщение содержится в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе. . . «.
Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Поэтому отправная точка общения с ребенком это безусловное принятие или безоценочная коммуникация.Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!.
Приведите примеры, когда вам доводилось слышать от взрослых такое обращение к детям: «Если . . . . , то. . . . . . . «. (Если, ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить; Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь. . (лениться, драться, грубить), не начнешь. . (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться))
Знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища, растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же этого не происходит, ребенок не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Причины, мешающие родителям, безусловно, принимать ребенка и показывать ему это:
- настрой на «воспитание», сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения.
- незапланированный ребенок.
- мечтали о девочке, а родился мальчик.
- стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты, или желание доказать свою крайнюю необходимость, незаменимость, «тяжесть бремени», которое приходится нести.
- непроизвольное копирование стиля взаимодействия собственных родителей.
2. Индивидуальная работа с активизирующим опросником «Высказывания родителей» (приложение 2)
3. Коллективное обсуждение: Что на самом деле стоит за каждым из этих высказываний?
Коллективное обсуждение способов безоценочной коммуникации в ситуациях: ребенок принес готовый рисунок, и молоко пролилось.
4. Выводы:
Если мы обвиняем, то ребенок вынужден обороняться.
Если мы констатируем факт («игрушка сломалась», «молоко пролилось».) у него появляется выбор.
Если мы оцениваем, мы загоняем ребенка в ловушку (ловушка – роль называется «тупица» или «гений»).
Что дает освобождение от оценки и чувства вины? ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ. Если мы называем то, что видим и слышим, мы открываем перспективу роста.
Встреча 4
Три кита общения: Признание чувств, право выбора. (продолжение)
Цель: обучение навыкам эффективного взаимодействия
Ход встречи
1. Вступительное слово педагога: На прошлом занятии мы познакомились с принципом, который можно считать основой взаимоотношений с ребенком – безоценочным, безусловным принятием. Попробуйте ответить еще на один вопрос: скажите, а почему важно слышать своего ребенка?
Что чувствует человек, которого внимательно слушают? (что его пытаются понять, понять, что он переживает и чувствует)
Вывод: когда умеешь слушать другого человека, он чувствует себя значимым, ценным и принятым и относится к себе с тем же уважением. Правильное слушание гораздо более верный способ обрести друга, чем постоянное стремление показать себя в лучшем свете. У человека научившегося правильно слушать, появляется возможность испытывать то, что в психологии называется эмпатической связью между людьми.
2. Задание.Представьте себе, что у вас на работе произошел серьезный конфликт с начальником. Вы пришли домой, и позвонили подруге или рассказали об этом близким. Какой ответ эмоционально вы примите положительно, а какой отрицательно? Что вы почувствовали? (см. приложение 3)
Упражнение в группах.
Разбор заданий по картинкам (см. приложение 4)