Взаимодействие двигательных навыков, последовательность обучения школьников
Впроцессе обучения школьников способам передвижения* на лыжах происходит формирование двигательных навыков. Но отдельные двигательные навыки не существуют изолированно, они взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние на формирование новых навыков или их вариантов. Известно, что возникновение новых навыков всегда в большей или меньшей степени опирается уже на имеющиеся движения, и чем больше запас этих двигательных возможностей, тем быстрее и лучше идет процесс обучения передвижению на лыжах. При этом влияние старых навыков не всегда одинаково: они могут помогать образованию и закреплению новых навыков. Это явление принято называть положительным переносом навыков. Но может быть и наоборот: когда старые навыки или их неверное сочетание препятствуют образованию новых. Такое явление называют отрицательным переносом. При построении процесса обучения нельзя не учитывать взаимодействие навыков. Незнание или неверное понимание процесса взаимодействия навыков может значительно ухудшить качество обучения и владения техникой и надолго затянуть процесс обучения.
На положительном переносе навыков основаны выбор и применение системы подводящих и имитационных упражнений, которые используются при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах. Положительный перенос может наблюдаться и между отдельными способами передвижения
на лыжах или отдельными элементами ходов. Он наблюдается там, где есть сходство отдельных элементов структуры движений. Чем больше имеется сходства между элементами и структурами ранее освоенного способа передвижения и изучаемого, тем быстрее и качественнее проходит процесс обучения новому. Например, предварительно изучив скользящий шаг, легче освоить попеременный двухшажный ход. На основе попеременного двухшажно-го изучается и попеременный четырехшажный ход. Отрицательный перенос навыков мешает формированию нового навыка. Отрицательное взаимодействие навыков особенно часто наблюдается при обучении движениям, которые обладают сходными начальными элементами, но в основных действиях имеются значительные различия. Примером отрицательного взаимодействия навыков может служить обучение повороту «плугом» (рулящий поворот) и повороту на параллельных лыжах (маховый поворот). Врожденные автоматизмы также оказывают влияние на процесс обучения. Одни из них мешают, другие помогают в изучении сложных способов передвижения на лыжах. Например, врожденная перекрестная координация является основой для овладения техникой попеременного двухшажного хода.
Планируя учебный процесс в школе или ДЮСШ, учителя и тренеры должны таким образом подбирать подводящие, имитационные и основные упражнения в передвижении на лыжах, чтобы исключить формирование конкурирующих навыков. Главное в последовательности прохождения учебного материала - до минимума свести отрицательный перенос. Например, нецелесообразно одновременно изучать торможение «плугом» и поворот на параллельных лыжах, но вслед за торможением «плугом» следует изучать поворот «плугом».
Поворот на параллельных лыжах можно совместить с торможением боковым соскальзыванием.
При построении процесса обучения в лыжном спорте необходимо учитывать не только взаимодействие навыков, но и значимость того или иного поворота или хода в лыжном спорте, уровень физической и координационной подготовленности учащихся, уровень сложности упражнения (хода в целом), принцип постепенности - от простого к сложному и т.д. Исходя из принципа постепенности, изучение ходов в лыжном спорте, казалось бы, следовало начинать с одновременного бесшажного - самого простого по координации. Однако школьники в I классе, когда начинается обучение способам передвижения на лыжах, физически не отовы к этому (уровень развития мышц плечевого пояса невы-ок). Даже обучение в облегченных условиях не поможет решить ту задачу. Если бы стоял вопрос об изучении ходов взрослыми
людьми, то, очевидно, следовало начинать с одновременного бесшажного хода. Но все взрослое население нашей страны проходит лыжную подготовку, начиная с I класса общеобразовательной школы (кроме южных бесснежных районов).
Учитывая весь комплекс факторов, влияющих на последовательность изучения способов передвижения на лыжах, наиболее целесообразно изучать их в следующем порядке: попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, одновременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход, попеременный четырехшажный ход и способы перехода с хода на ход. Хотя попеременный двухшажный ход довольно сложен по координации, его независимо от этого изучают первым, учитывая его большое значение в лыжном спорте и постоянное применение. Кроме этого, основной элемент попеременного двухшажного хода - скользящий шаг является основой всех ходов в лыжном спорте (исключая одновременный бесшажный).
Несколько сложнее вопрос о последовательности изучения одновременных ходов. Основой их является одновременный толчок палками, т. е. одновременный бесшажный ход. Но через два-три года после начала обучения развитие мышц рук и плечевого пояса у школьников еще не достигает желаемого уровня для передвижения одновременным бесшажным ходом с достаточной скоростью, а структура движений может значительно нарушаться. Но при создании облегченных условий (хорошее скольжение, лыжня под уклон, твердая опора для палок) учащиеся в этом возрасте могут успешно овладевать техникой этого способа передвижения (в IV-V классах с учетом поступления в школу с шести лет).
Спуски на лыжах изучаются в такой последовательности: спуск в основной стойке, в высокой стойке, в низкой стойке, специальные стойки (стойка отдыха, аэродинамическая и др.).
Изучение подъемов на лыжах начинается с подъемов попеременными способами - ступающим, а затем скользящим шагом, позднее для лыжников-гонщиков - и подъем беговым шагом. В дальнейшем обучают подъему «лесенкой» (прямо по склону, с продвижением вперед и назад), «полуелочкой» (по склону наискось и прямо) и «елочкой».
Торможения изучаются в таком порядке: упором, «плугом», соскальзыванием, падением, торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, между лыж).
Изучение способов поворотов в движении осуществляется в следующем порядке: переступанием, упором, «плугом», из упора, «ножницами», на параллельных лыжах. Такая последовательность рекомендуется при изучении поворотов в процессе занятий лыжной подготовкой. В школьной секции горнолыжного спорта и сек-
ции по лыжным гонкам можно придерживаться другой последовательности (это диктуется другими задачами обучения): вначале изучаются повороты переступанием, затем маховые повороты на параллельных лыжах со всеми их разновидностями. Это связано прежде всего с тем, что прохождение трасс слалома и даже спусков в лыжных гонках требует высокой скорости, а маховые повороты при точном их выполнении почти ее не снижают. Если вначале изучить рулящие повороты упором и «плугом», то, во-первых, юные лыжники чаще будут ими пользоваться и в дальнейшем, даже изучив повороты на параллельных лыжах; во-вторых, здесь возникает отрицательное взаимодействие навыков. Юные горнолыжники и гонщики, освоив сразу скоростные повороты на параллельных лыжах, будут проходить трассы без торможения, не снижая скорости. Наоборот, школьников, занимающихся лыжным туризмом, целесообразно вначале научить торможениям и рулящим поворотам, так как им порой придется передвигаться по незнакомой местности и с грузом.
Торможение палками целесообразно изучить в последнюю очередь, чтобы ученики вначале научились тормозить лыжами и в дальнейшем реже пускали палки в ход для торможения. Основное назначение палок - выполнение отталкивания для увеличения скорости передвижения по лыжне.
В целом приведенная последовательность изучения способов передвижения на лыжах отвечает требованиям основного дидактического правила - от простого к сложному.
Принципы обучения
В процессе обучения на уроках лыжной подготовки в школе учителя должны руководствоваться основными дидактическими принципами педагогики. Однако, отражая специфику физического воспитания в целом, эти принципы имеют особое содержание и реализуются средствами и методами, применяемыми в лыжном спорте. Особенностям обучения способам передвижения на лыжах в большей мере отвечают следующие принципы: сознательность и активность, доступность систематичность и последовательность, наглядность, прочность, индивидуализация.
Сознательность и активность. Воспитание у учеников сознательного отношения к занятиям - одна из важнейших задач учителя. Сознательное отношение учащихся к занятиям лыжным спортом в значительной степени базируется на целеустремленности, т.е. направленности на достижение поставленной цели, несмотря на возникающие трудности и временные неудачи. Такой целью, например в лыжных гонках, может стать достижение высокого
спортивного мастерств), Однако очень важно воспитывать у учеников целеустремленность, связывая этот процесс с осознанием своего общественного рлга. Иначе главным стимулом занятий лыжным спортом могутстать узкокорыстные интересы.
Воспитанию и поддржанию устремленности способствует постановка конкретных цлей. Для учащихся такими целями могут быть: выполнение разрядов по лыжным гонкам, включение в состав сборной команды школа, района, города. Вместе с тем достижение этих целей во многом звисит от решения ближайших конкретных задач, в частности в обучении способам передвижения на лыжах. Школьники должны: точно представлять задачи обучения; знать требования, предъявляемые к технике отдельных способов передвижения на лыжах, возможные ошибки и пути их устранения; ясно понимать, с какой целю применяются различные упражнения; уметь объяснить свои ytriexn или неудачи. Такое осмысленное отношение к учебному материалу во многом определяет умственную и физическую активное* школьников. В лыжном спорте ученики должны понимать еще одну важную особенность - прикладную ценность приобретаемьк знаний и навыков.
В реализации этого принципа основную роль играет учитель. Во время уроков лыжной подготовки и внеклассных занятий по лыжному спорту учитель не должен ограничиваться только выявлением ошибок и их устранением. Необходимо указать и на причину возникновения, и на пути предупреждения их появления. Очень важно постоянно поддеркивать у учеников интерес к изучению отдельных способов передвижения и к занятиям лыжным спортом в целом. Это во много» зависит от разнообразия применяемых средств и методов, особенно игр и игровых заданий, от эмоциональности урока. В лыжном спорте, как и в любом другом, существует опасность вызвать потерю интереса школьников к занятиям. Длительное монотонноепередвижение по лыжне, а также специфические трудности лыжного спорта (мороз, отдаленность мест занятий и т.д.) могут в значительной мере повлиять на этот процесс.
Доступность.При планировании учебного процесса на уроке лыжной подготовки необходимо учитывать анатомо-физиологи-ческие особенности и психические закономерности развивающегося организма школьников. Это определяет доступность изучаемых отдельных упражнений и способов передвижения на лыжах для каждой возрастной группы занимающихся.
Требования, предъявляемые к освоению каждого элемента или хода в целом, должны бить такими, чтобы ученики при полной концентрации внимании, высокой активности и достаточном напряжении физических сил могли освоить учебный материал в форме, соответствующей их возрастным возможностям и уровню
одготовленности. При планировании учебного материала необходимо учитывать, что освоение нового материала должно базироваться на имеющемся у учеников запасе двигательных умений и навыков. Отсюда вытекает тесная связь принципа доступности с принципом систематичности и последовательности. Недопустимы перегрузки школьников в изучении большого количества новых элементов, и вместе с тем нельзя предлагать ученикам выполнять упражнение или ход в целом, заведомо зная, что они не в состоянии их выполнить. Особенно это важно при изучении спусков и поворотов в движении на высокой скорости на крутых или плохо подготовленных склонах с неровностями. Такое нарушение принципа доступности может привести к замедлению процесса обучения, появлению неуверенности в своих силах, чувства страха, потере интереса к занятиям, а также к серьезным травмам.
Сложность и объем учебного материала должны всегда соответствовать полу, возрасту, уровню физической и технической подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, количеству учебного времени и внешним условиям при проведении занятий. При этом необходимо учитывать и качество лыжного инвентаря.
Систематичность и последовательность.Основой реализации этого принципа является принятая в каждом виде лыжного спорта определенная последовательность в изучении способов передвижения на лыжах в целом и отдельных упражнений при освоении каждого из них. Эта система обучения базируется на взаимосвязи упражнений и отдельных способов передвижений, на положительном переносе навыков с одного упражнения на другое. Распределение материала по урокам основывается на известных правилах: отизвестного - к неизвестному; от простого - к сложному; от изученного - к неизученному; от главного - к второстепенному, к деталям упражнения. Так, в начальных классах учащиеся сначала изучают подготовительные упражнения, овладевают лыжами как снарядом, затем переходят к освоению скользящего шага (основе всех способов передвижения на лыжах) и только потом приступают к изучению попеременного двухшажного хода и за ним всех остальных упражнений в определенной последовательности. Подобная последовательность принята и при изучении спусков, торможений и поворотов в движении. Принцип систематичности и последовательности реализуется и при планировании учебного материала по урокам в школе при прохождении лыжной подготовки.
Прочность. Впроцессе обучения важно не только научить школьников всем способам передвижения, предусмотренным школьной программой, привить им необходимые умения и навыки, дать теоретические знания, но и добиться прочного освоения всего
этого материала. Прочность достигается путем многократного повторения и позволяет учащимся реализовать в дальнейшем на практике все умения и навыки, полученные на уроках лыжной подготовки. В системе уроков может быть предусмотрено: текущее повторение, когда учитель из урока в урок включает повторение ранее пройденных способов передвижения и на основе этого изучает новые; обобщающее повторение, при этом повторяются несколько взаимосвязанных ходов (например, одновременные ходы перед изучением переходов с хода на ход), делается анализ и проводится обобщение; обзорное повторение, обычно проводится в конце четверти по всему материалу, изученному в этом классе, перед подведением итогов учебной работы и выставлением оценок.
Вся эта система многократного повторения обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний и практических умений и навыков, приобретенных учащимися в процессе уроков лыжной подготовки. Подобным образом работа по закреплению пройденного материала должна быть организована и на занятиях в секции лыжного спорта в школе.
Наглядность. Реализация принципа наглядности при обучении в лыжном спорте особенно важна в работе с детьми в начальных классах. Постоянный показ упражнений, элементов техники и способа передвижения в целом в значительной мере ускоряет процесс обучения и повышает его прочность. С этой целью применяются и различные подготовительные и подводящие упражнения, которые дополняют полученные при показе зрительные представления мышеч-но-двигательными ощущениями. Сочетание показа и слова дополняет, расширяет и уточняет представления школьников об изучаемом способе передвижения. Но на первом этапе обучения большое место отводится показу или демонстрации хода в целом. В дальнейшем зрительное восприятие подкрепляется словесными методами. В старших классах ввиду сложности изучаемых способов передвижения объяснение деталей играет важную роль, особенно когда они трудно поддаются наблюдению или вообще скрыты от школьников.
Принцип наглядности тесно связан с индивидуализацией процесса обучения. Одни школьники в освоении способов передвижения больше опираются на зрительное восприятие, другие - на слуховое. Вот почему вовремя поданная команда - выполнение упражнения под счет - значительно облегчит этой группе школьников понимание элементов хода, согласованности и т.д. и поможет быстрее и прочнее освоить ход в целом. Знание своих учеников, их особенностей позволит учителю более полно реализовать принцип наглядности в обучении в лыжном спорте.
Индивидуализация.Учащиеся приходят в школу с разным уровнем физической и двигательной подготовленности. Хотя большая
часть из них еще в дошкольном возрасте уже ознакомилась с лыжами и передвигалась на них, встречаются еще ученики, которые до школы на лыжи не вставали. Это нельзя не учитывать при обучении передвижению на лыжах, особенно в младших классах. Кроме этого, школьники имеют и различную двигательную одаренность, которая также зависит от характера и форм занятий физическими упражнениями в дошкольном возрасте.
Принцип индивидуализации обучения передвижению на лыжах осуществляется в школе прежде всего через групповую работу, зависящую от типовых характеристик учащихся. Ученики на уроке условно объединяются в группы. Примерно одинаковые по физической и двигательной подготовке, по психологическим особенностям учащиеся легче усваивают материал с учетом индивидуального подбора методов, приемов и заданий. Вместе с тем групповая работа не исключает и индивидуальное обучение учеников - исправление ошибок и т.д.
Групповой метод наиболее приемлем на начальном этапе обучения способам передвижения на лыжах, когда ученики еще не раскрыли все свои возможности. Если эффект от групповой организации обучения начинает снижаться, то целесообразно перейти к персональным заданиям хотя бы у части учащихся. Все это опирается прежде всего на свойства нервной системы, особенности характера, темперамента и т.д. Ряд психических особенностей девушек, особенно в период полового созревания, требует от учителя особого индивидуального подхода в методике обучения способам передвижения на лыжах, и в первую очередь при изучении спусков, торможений и поворотов в движении.
В процессе обучения все принципы взаимосвязаны, и показателями их реализации являются доступность учебного материала, быстрота, качество и прочность усвоения учащимися способов передвижения на лыжах на каждом этапе обучения.
Методы обучения
Вучебной работе по лыжному спорту и лыжной подготовке в школе для решения задач обучения используется целый ряд методов и методических приемов, которые объединены в три большие группы: словесные методы, методы наглядного воздействия, практические методы.
В понятие «метод» входит ряд методических приемов. Методический прием - это часть целостного метода, применяемого в каких-либо конкретных условиях обучения передвижению на лыжах (передвижение под уклон при изучении скользящего шага) или для решения каких-то конкретных задач. Например, показ
поворота в движении из упора - метод. Но замедленный показ только части поворота (подготовительных движений и входа в поворот) - методический прием. Количество методических приемов, применяемых при обучении способам передвижения на лыжах, очень велико.
С совершенствованием техники и методики обучения методические приемы улучшаются, видоизменяются или исключаются из практики работы, вместе с тем возникают и новые. Каждый учитель должен постоянно совершенствовать методику обучения, применяя новые методические приемы, вводя новые упражнения. Все это новое должно служить одной цели - улучшать эффективность обучения в лыжном спорте. Порой различия в уровне качества обучения определяются разным объемом методических приемов, которым оперируют школьные учителя и тренеры по лыжному спорту.
Словесные методы. При сообщении теоретических знаний и в обучении способам передвижения на лыжах широко используются различные методы слова: рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, подсчет и команда. Все эти методы применяются с целью создания у школьников ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера (содержания) при показе упражнений и помощи ученику в исправлении ошибок.во время непосредственного выполнения какого-либо хода в целом или в его отдельных деталях. Кроме этого, учитель в конце занятий проводит разбор техники, подводит итоги, дает оценку действий и поведения учеников, обсуждает ход обучения и решения задач. Важную роль в понимании техники ходов и ее освоении играют указание, команда или подсчет именно в момент приложения усилий при отталкивании или начале этих движений и т.п. Например, при изучении согласованности движений в попеременном четы-рехшажном ходе движения руками могут быть выполнены под команды «Вынос-вынос!», «Толчок-толчок!»
Учитывая специфические условия, в которых происходит обучение в лыжном спорте (ветер, низкие температуры, мокрый снег и др.), учитель должен до минимума сократить время объяснения (как, впрочем, и показа) упражнения или хода в целом. Затем он максимально кратко объясняет ход и приступает к его практическому освоению. Возможно, что если показ и рассказ не обеспечили полного и правильного понимания движения, то объяснение деталей техники продолжается в процессе движения на лыжне. В этом случае объяснение может быть направлено только на часть учеников, не освоивших данный элемент хода. При использовании словесных методов обучения учитель должен всегда пользоваться единой и общепринятой в лыжном спорте терминологией. Все применяемые термины должны отражать основу данного элемента хода,
быть краткими, точными и понятными ученикам. Речь учителя всегда должна быть литературно правильной и достаточно громкой с учетом специфики лыжного спорта.
Все словесные методы кажутся довольно близкими, но каждый имеет свое содержание и специфику использования. Так, описание создает у юных лыжников чаще всего представление о форме хода в целом, а объяснение является важным приемом для уточнения деталей хода, взаимодействия сил. Ученики в этом случае всегда должны получить ответ на вопрос: «Почему этот элемент хода выполняется именно так?» Подобные различия имеются и между командой и указанием и т.д. Задание как метод обучения тоже имеет свою специфику. Учитель может дать индивидуальное задание одному или группе учеников по повторению и совершенствованию какого-либо хода на уроке. В то же время может быть дано домашнее задание как всему классу, так и индивидуально отдельным учащимся.
Методы наглядного воздействия. На уроках лыжной подготовки в школе из этой группы в основном используется метод показа всего способа передвижения в целом или отдельных его деталей. Показ всегда должен быть образцовым по форме и характеру движений, с необходимой скоростью, силой, амплитудой и расслабленностью движений.
Ни в коем случае недопустим неточный, небрежный показ, так как ученики могут принять его за образец. Из практики работы по лыжному спорту известно, что ученики порой точно копируют учителя или тренера, его манеру выполнения хода в целом или отдельных деталей, в том числе индивидуальные особенности и даже возможные ошибки. Все это требует от учителя постоянной работы по совершенствованию своей техники передвижения на лыжах.
Учитель в отдельных случаях может поручить показ техники хода на уроке ученику, занимающемуся уже не первый год в группе ДЮСШ по лыжному спорту. Это допустимо в таких случаях: учитель не может по состоянию здоровья (легкая травма) показать ход или поворот в движении и др.; если он должен объяснять детали хода, а при показе удаляется от группы учеников и его пояснения не расслышат; когда у учеников возникло сомнение в возможности выполнения какого-нибудь спуска или поворота, показ сложного поворота хорошо подготовленным учеником снимет это предубеждение; в случае необходимости более наглядно показать индивидуализацию техники или форму ее исполнения именно школьником.
Расположение класса, группы к плоскости показа имеет большое значение для восприятия деталей хода. Обычно ход показы-
вают в профиль, значительно реже спереди (когда, например, необходимо показать перенос массы с лыжи на лыжу). При показе поворота, если позволяет профиль склона, можно разместить группу не только сбоку спуска, но и внутри дуги поворота. Показ ошибок и «как не следует делать» допустим в том случае, если ученики в состоянии анализировать детали хода, спокойно, критически и заинтересованно относятся к изучению хода, спуска или поворота. Совершенно недопустимы копирование ошибок учеников и передразнивание манеры исполнения.
При показе обычно демонстрируют весь способ передвижения в целом, затем, если это позволяет техника, - по частям, а потом -вновь в целом. Выполнение поворота или хода на высокой скорости порой затрудняет восприятие школьниками отдельных его деталей. Учитель, если это возможно, должен показать способ передвижения в замедленном темпе. Такой замедленный показ допускается только как временный методический прием для создания у школьников более быстрого и лучшего представления о характере движений.
Перед уроком или на вводных уроках по лыжной подготовке возможно применение и других методов наглядного воздействия -демонстрации рисунков (отдельных поз и положений в цикле хода), кинограмм движения в целом, фрагментов кинофильмов по технике лыжных ходов. Хороший эффект дают рисунки мелом на доске в сопровождении объяснения отдельных движений в цикле хода. Главное при этом - точность рисунка и краткость, ясность даваемых пояснений.
Вполне естественно, что учитель не всегда сможет изобразить всю фигуру лыжника, но в этом нет необходимости. Важно не загромождать рисунок деталями, а выполнять его отдельными штрихами. Последовательность в выполнении рисунков создает у учеников запоминающееся представление об очередности отдельных фаз движений.
При показе движений на лыжне или при демонстрации кинограмм очень важно приучить школьников активно воспринимать показ, как бы мысленно воспроизводить все движения в цикле хода вслед за учителем. Но в этом случае движения должны восприниматься и мысленно повторяться в целом, не задерживая внимание на деталях.
Позднее, когда ученики освоят на практике ход в целом, следует обратить внимание и на отдельные детали техники способа передвижения. При показе и демонстрации необходимо соблюдать правила: не перегружать урок излишним показом и наглядными пособиями, а поэтому показывать только то, что имеет самое непосредственное отношение к материалу урока; всегда в показе
выделять главные детали, обращая на них внимание учеников; обеспечивать высокое качество показа, методически грамотно организовывать показ - правильно выбирать место группы и направление движения при показе в зависимости от освещенности (солнце не должно мешать ученикам), рельефа лыжни, закрытости от ветра, а также время показа в ходе урока - перед началом обучения, своевременно по ходу урока, при появлении типичных ошибок и др.
При занятиях лыжным спортом в школьной секции помимо показа более широко применяются различные методы демонстрации. Это отличает методику обучения на учебно-тренировочных занятиях от школьного урока.
В ДЮСШ более широкое применение находят технические средства обучения, которые обеспечивают самое разнообразное применение методов наглядного воздействия. На школьном уроке по лыжной подготовке широкое применение технических средств обучения несколько затруднено в связи с большой наполняемостью класса и ограниченным временем урока, но во внеклассной (секционной) работе и тем более на учебно-тренировочных занятиях в ДЮСШ они должны постоянно применяться в полном объеме.
Помимо этого, в лыжном спорте возможно применение технических средств обучения с использованием звуковой и световой сигнализации и строчной зрительной информации о начале или окончании движения, цикла хода, устройства, задающего темп движений. Такие приборы разработаны и могут применяться при обучении юных лыжников в ДЮСШ. Нет необходимости в большом количестве таких устройств, их можно поочередно использовать при работе с юными лыжниками, допускающими ошибки или недостаточно быстро осваивающими какие-либо детали хода.
Практические методы. Словесные и наглядные методы дают учащимся только представление об изучаемом способе передвижения на лыжах, практические методы позволяют полученные представления перенести на непосредственное практическое освоение движений. Основная цель этих методов - воспитать и закрепить у школьников умения и навыки, необходимые для передвижения на лыжах в разнообразных условиях. При обучении в лыжном спорте применяются две основные разновидности практического метода: целостного разучивания упражнения и расчлененного (по частям) разучивания. Эти методы тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга. В процессе совершенствования техники способов передвижения на лыжах (один из этапов обучения) применяются игровые и соревновательные методы выполнения упражнений.
Метод целостного разучивания упражнений наиболее распространен в лыжном спорте. Этот метод с большим успехом используется для изучения любых способов передвижения на лыжах (от простых до самых сложных) - ходов, спусков, поворотов в движении и др.
При использовании этого метода порой целесообразно проводить обучение в облегченных условиях: при отличном скольжении, под уклон и т.д. (например, при освоении одновременных ходов). В таких условиях внимание учеников легко сосредоточить на точности движений, а не на силе отталкивания, что порой влияет на качество освоения элементов хода. В освоении поворотов тоже очень важно правильно подобрать рельеф склона. Например, первоначальное изучение поворота на параллельных лыжах на спаде или бугре облегчает вход в поворот и др. Вполне естественно, что в дальнейшем внешние условия усложняются, способствуя совершенствованию техники.
При начальном обучении, и то не всегда, целесообразно выполнять движения в замедленном темпе с последующим постепенным ускорением движений. Все эти методические приемы имеют временный характер и чаще всего применяются при первоначальном разучивании. Как только управление движением перейдет в стадию умения, целесообразно начать совершенствование способа движений на обычной скорости; в противном случае может произойти закрепление нерационального темпа и ритма движений. Все исправления ошибок при выполнении ходов, поворотов и других элементов происходят непосредственно во время движения.
Большое значение при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах имеет выполнение движений под команду учителя. Он может передвигаться по параллельной лыжне и подавать команды в момент начала какой-либо фазы или элемента движения. Например, можно фиксировать внимание школьников на деталях техники хода («Вынос!», «Толчок!», «Подсед!»), поворота («Бросок!» - туловища, «Перенос!» - массы тела) или на характере усилий («Быстро!», «Рывок!», «Легко!», «Сильнее!») Очень важно выполнение хода без излишнего напряжения - этого тоже можно добиться, своевременно подавая команды или указания, обращая внимание на сильные и слабые элементы движения, подчеркивая моменты расслабления. Как методический прием можно использовать и выполнение движений под личные команды или подсчет самим занимающимся.
Вместе с тем школьник, «подсказывающий» себе моменты, фазы и прочее, должен предварительно хорошо изучить теорию данного хода. Можно практиковать передвижение по лыжне за учеником, хорошо владеющим техникой хода, копируя его, тем
самым сопоставляя свои и его движения, добиваясь совершенствования техники. Для овладения расслаблением помимо обычного изучения техники целесообразно применять передвижение с частой сменой темпа, чередуя участки с максимальной и умеренной интенсивностью. С этой же целью используют и передвижение в затрудненных условиях (по глубокому снегу без лыжни или по очень мягкой ненакатанной лыжне) с последующим выходом на хорошо подготовленный участок. В этом случае выход на твердую лыжню позволит переключиться на выполнение движений с большей легкостью, без излишнего напряжения.
Метод расчленения цикла следует применять при изучении более сложных по координации способов передвижения на лыжах, если структура хода или поворота позволяет это сделать (например, попеременный четырехшажный ход). Возможно применение этого метода и с учениками, которые по какой-либо причине не в состоянии были сразу освоить ход целостным методом.
При этом целесообразно обратить внимание на изучение, совершенствование и закрепление отдельных главных частей и наиболее сложных элементов всего хода. Если в выполнении хода появились ошибки, необходимо перейти от целостного метода к расчлененному и изучить отдельно нужный элемент движения. Так, при появившихся ошибках в работе ног в попеременном двухшаж-ном ходе следует вернуться к совершенствованию скользящего шага и его элементов (подседания, свободного скольжения и др.) с применением подводящих упражнений и в различных вариантах.
Изучив детали техники, необходимо вернуться к целостному методу и совершенствовать весь ход. Однако следует помнить, что длительное расчленение основных способов передвижения на лыжах нецелесообразно и даже опасно, так как может произойти закрепление этих расчлененных действий. Затем трудно будет «собрать» их в единое целое. Большое значение для изучения техники передвижения на лыжах имеют подводящие и имитационные упражнения.
Подводящие упражнения больше всего применяются при начальном обучении, а имитационные - как в начале, так и при совершенствовании техники. Необходимо использовать такие подводящие упражнения, которые сходны по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений с элементами хода или поворота. К каждому способу передвижения на лыжах может быть создана система подводящих упражнений, которая базируется на таком явлении, как положительный перенос навыков. Подбор упражнений, характер расчленения должны определяться учителем и тренером в зависимости от индивидуа