Стенограмма занятия по классу антар тратака

Садитесь удобнее и забудьте обо всём остальном.

Постарайтесь не двигаться.

Пропоём трижды и вместе слог Омммм.... Прочувствуйте, как Оммм пронизывает всё ваше тело и полностью насыщает исцеляющей вибрацией. Звук Оммм не просто исходит из ваших уст, но пропитывает всё ваше тело ощущением здоровья.

Вы осознаёте всё своё тело.

Вы совершенно неподвижны.

Зафиксируйте внимание на всём теле.

Оно устойчиво и спокойно.

Ваше внимание полностью направлено на межбровье т.е. ваш внутренний космос, или чидакашу.

Если вам трудно сосредоточиться на межбровье, можно облизнуть подушечку большого пальца и, крепко прижав его к межбровью, провернуть вокруг его оси по часовой и против часовой стрелки несколько раз.

Визуализируйте в межбровье крошечную звезду.

Представьте себе, что вы смотрите на ночное небо, окутанное мглой, и видите на нём одну-единственную звёздочку. Попытайтесь визуализировать или вообразить звезду или небольшую светлую точку.

Проникайте в свой внутренний космос.

Вы совершаете внутреннюю тратаку.

Вообразите, что перед вами стоит небольшой столик, а на нём горит белая свеча. Сосредоточьте внимание на кончике горящего фитиля.

Представьте, что кроме вас точно так же сидят и другие люди и тоже внимательно смотрят на пламя свечи. Итак, постарайтесь отчётливо представить столик и горящую свечу на нём.

Теперь отождествите пламя свечи с маленькой звёздочкой в межбровье. Вы совершаете внутреннюю тратаку или антар тратаку.

Развивайте свою способность воображения дальше и теперь представьте шивалингам, т.е. белый камень овальной формы, который является символом вашего космического сознания. Сфокусируйте своё внимание на этом космическом символе вашего сознания, локализованного у вас в межбровье.

Представьте, что в этом межбровье сокрыт ещё один человеческий глаз. Он не менее живой, чем ваши два глаза. Мысленно рассматривайте его во всех деталях.

Концентрируйтесь на этом центре между двумя бровями.

Вообразите, что там находится небольшая маленькая железа, подобная крошечной гвоздике. Этот сокрытый орган ещё не проявлен, но вы сейчас совершаете душевное усилие, пытаясь открыть третий глаз.

Не анализируйте и не размышляйте об этом сейчас. Просто активизируйте усилия своего воображения и представляйте, что третий глаз открывается.

Он находится не так уж далеко. Всего лишь за вашим лбом, внутри этого лба.

Продолжайте направлять прожектор вашего внимания в район межбровья.

Не прекращайте ваших усилий.

Фокусируйте свой луч света на межбровный центр. Найдите там крошечную звезду. Свой третий глаз.

Представьте, что вы созерцаете там круглый кристалл. Погружайтесь в это созерцание.

А теперь формируйте символ вашего божества, или ишта девата. Очень важно, чтобы вы ясно представили свой ишта девата.

Вспомните, как вы видели столик и горящую свечу на нём.

Развивайте свою способность к антар тратаке.

Вообразите, что в зале горит множество свечей и перед каждой свечой сидит человек, который так же, как и вы, занят антар тратакой.

И все, как и вы, развивают способность к визуализации.

Эту внутреннюю тратаку вы все начали в 4 часа утра.

И каждый из вас сел перед своим столом, зажёг свою свечу и стал пристально, без напряжения, всматриваться в центр пламени.

Все приняли устойчивое положение тела и сосредоточенно занимаются антар тратакой. Вообразите эту картину как можно более отчётливо. Продолжайте концентрировать внимание на центре между бровями и развивать воображение, представляя круглый кристалл.

Затем представьте своё божество внутри этого сияющего кристалла.

Это сияющее божество и есть подлинное ваше "Я".

Вы - это не только тело и не только ваши мысли, но и целое "Я" в форме подлинного и непосредственного осознания.

Сосредоточьтесь на этом "Я", которое оставалось неизменным в прошлом и останется неизменным и в будущем.

Это "Я" вечно является свидетелем всех воплощений.

Это "Я" вечно является свидетелем всего, что

оно включает в себя всё.

Говорите себе мысленно: "Я - во всём. Всё - во мне".

Говорите мысленно: "Я постиг смысл всего. Я понял глубокий смысл всех вещей".

Мысленно пропойте три раза Оммм... Оммм... Оммм.

Спросите себя: "Кто Я?"

Повторите этот вопрос еще и еще раз с чувством, с осознанием и искренне: "Кто Я? Кто Я?"

И попытайтесь действительно понять, кто же вы всё-таки.

Но только не оставайтесь безучастными. Будьте искренни, по крайней мере, к себе. Мало узнать, что вы существуете. Следует знать, что вы существуете.

Я знаю, что я имею тело.

Я испытываю его.

Я вижу его.

Я чувствую его.

Я знаю его.

Кроме того, я думаю, и в то же самое время я знаю, что я думаю. Я сознаю процесс сознания. Я - свидетель всех моих мыслей. Я не только думаю, но и знаю, что я думаю. Я знаю своё прошлое. Я знаю и сознаю себя полностью, как непосредственный свидетель самого себя. Сконцентрируйтесь, пожалуйста, на самосознании.

Сконцентрируйтесь, пожалуйста, на самосознании.

Пропойте мысленно Оммм... Оммм... Оммм...

Не двигайтесь. Чего бы вам это ни стоило, но сохраняйте неподвижность.

Продолжайте развивать двойное осознание и тела, и ума. Продолжайте быстро переносить своё внимание то на тело, то на ум.

Осознавайте два процесса как один.

Совершайте это вновь и вновь.

И осознавайте, что одно и то же "Я" наблюдает и за телом, и за умом.

Оммм... Оммм... Оммм...

Хари Ом Тат Сат.

Глава XIX. Нада йога

Этимологически слово "нада" восходит к понятию "поток сознания", хотя "нада" означает "звук". Как утверждает методология нада йоги, существуют четыре стадии тональных проявлений звука:

Пара нада, или трансцендентальный звук, пашьянти, или ментальный звук, мадхьяма, или промежуточный звук и байкхари, или звук, возникающий при столкновении двух объектов. Первая вибрация, пара нада, обладает волной бесконечной протяженности и остается за порогом обычного восприятия. Упанишады называют эту волну ОМ и утверждают, что природа этой волны есть Свет, или джьоти. Иными словами, ОМ - это абсолютная тишина. В медитативной практике свет есть тишина, а тишина есть свет. ОМ - это анахата, или неслышимая звуковая волна и источник всех слышимых звуков. ОМ - это внутренняя тишина, семя звука или возможность звука. Пифагорейцы считали, что источником звука является ничто, или ноль, т.е. сверхсущность. Пара нада представляет последнюю стадию перед самадхи.

Пашьянти, или ментальный звук - это звук воспринимаемый ухом (например, мелодия, которую мы слышим во сне). Такая вибрация воспринимается скорее нашим умом, нежели нашим ухом.

Мадхьяма обладает более низкими частотами, чем две предшествующие, но более высокой, чем байкхари. Это звук еле уловимого шепота.

Байкхари представляет звук, который возникает от прикосновения двух объектов, например, речи и музыки.

Мировая система нада йоги верит, что вселенная является проекцией звуковых колебаний, которые сформировали разнообразные формы. В индийском пантеоне последний трансцендентальный звук пара находится на том же самом уровне, что и космический источник, т.е. Пара или Брахман. Мусульманские святые так же утверждают, что мир произошел от звука и форм. Об этом говорит и христианская Библия: "В начале было Слово (т.е. звук), и Слово было у Бога, и Слово было Бог".

Развитие музыкальных систем в прошлом происходило в строгом соответствии с логикой нада йоги садханы. Различные волны нада привлекательны для различных стадий сознания. Некоторые колебания нада неприятны для одних, другие же более подходящие для иных. Кроме того, в различное время нада воспринимается различным образом. Эти нада-вибрации в музыке известны под именем раги, или музыкальных нот. Утренняя коротко частотная музыка Индии обращена лишь к некоторым, но не ко всем. Вечерние раги, напротив, более чувственны, и соответствуют влечениям большинства людей, и потому более популярны. Однако, чтобы прочувствовать душу такой музыки, ее надо слушать часами.

Нада йога различает пять планов бытия: физический, прани-ческий, ментальный, супраментальный и ананда, или атмический. Нада, или вибрация каждого плана, представляет символ, позволяющий разуму проникнуть в более глубокие слои сознания. Нада физического тела - это звуки или колебания сердца, легких, мозга, органов кровообращения и процессов обмена веществ. Когда физический план трансцендируется, начинают восприниматься тонкие вибрации пранического сознания. Однако нада йоги следуют дальше, проникая в более глубокие и сокровенные уровни сознания. Для бхактов, например, таким центром является анахата чакра (область сердца), для йогинов - аджна чакра, или т.н. "третий глаз", а для ведантистов - сахасрара. Нада-йогины способны, однако, воспринимать вечный, неслышимый ухом спонтанный звук в бинду чакре. Нада йога представлена в аллегорической форме в несравненном творении Бхагаватам:

"Господь Кришна оставил свою обитель в полночь и отправился в джунгли. Это случилось в первый месяц зимы во время полнолуния. Он стал играть на флейте и волшебные звуки вскоре пропитали всё безмятежно спавшее пространство вокруг. Казалось, что сами джунгли начали плясать и петь. Вскоре чарующие звуки достигли сердец гопи (пастушек). Услышав божественные звуки флейты, они мгновенно забыли обо всем на свете, забыли своих мужей и свои обязанности. Они самозабвенно бежали навстречу звукам, не разбирая дороги, скорей-скорей туда, к источнику волшебной флейты. Пастушки даже не заметили, как обворожительные звуки заставили их танцевать вместе с Кришной, и каждой пастушке казалось, что Кришна танцует только с ней одной..."

Здесь Кришна олицетворяет более высокий уровень сознания, его игра на флейте - нада садхану. Обязанности пастушек в отношении своих мужей - это внешняя действительность, а танец с Кришной - это наслаждение божественной вибрацией нада. Звуки флейты - это вибрации пашьянти, которые практически неслышимы, но могут восприниматься на тонком плане.

Подобные звуки некоторые воспринимают, как ОМ, другие же слышат нечто подобное жужжанию пчелы, извлекающей нектар из медоносного цветка. Согласно науке нада йоги, это нас посещают вестники из тонких сфер анандамайя коша, или третьего уровня сознания, представляющего сущность, насыщенную счастьем. На таком уровне сознания индивидуум обладает высшим пониманием и воспринимает всю вселенную как цельную вибрацию блаженства.

Практика нада йоги

Метод нада йоги позволяет проникнуть в более глубокие сферы сознания посредством звука. Наука нада йоги, как и различные философские системы и религии, рассматривает проявленную вселенную как совокупность вибраций. Современная наука также признает, что вся вселенная представляет лишь непрерывное взаимодействие различных вибраций, или колебаний энергии, а звук не более чем специфическая форма вибрации. Йога утверждает, что даже различные сферы ума и тела, как грубого, так и тонкого, являются лишь проявлением бесчисленных колебаний со многими перестановками и комбинациями. Таким образом, можно сказать, что разум и тело - это концентрированный звук.

Нада йога - превосходная практика для стимулирования пратьяхары (отвлечения ума и чувств от посторонних помех) и приближения к медитации. Подобно тому, как музыка может формировать в нас определенные состояния ума и чувств, нада йога также способна преобразовывать наше тонкое тело.

Новичкам рекомендуется начинать практику нада йоги тогда, когда вокруг тихо, т.е. поздно вечером или рано утром. Но если человек способен без проблем обнаруживать тонкие звуки, тогда нада йога может выполняться в любое время, на любом месте и без затыкания ушей. Однако, чтобы получить ощутимые опыты, необходимо практиковать каждый день. Поначалу можно начинать хотя бы с 15 минут или больше, а впоследствии продлевать на несколько минут.

Предварительная практика

Садитесь в наданусандхана асану и закройте уши.

Расслабьте все тело и ум.

Теперь вы вполне успокоились.

Вас интересует теперь только медитация.

Глубоко вдохните и во время выдоха издавайте жужжащий звук.

Расслабьте нижнюю челюсть и не прижимайте ее к верхней, рот закрыт.

Ваше жужжание должно напоминать жужжание пчелы.

Эта вибрация звучит внутри вашей головы, начиная от горла.

Продуцируйте этот звук примерно в течение тридцати секунд.

Доведите жужжание до пяти минут.

Полностью отождествите свое внимание на этих вибрациях.

А теперь прекратите жужжание.

Прислушайтесь к тонким вибрациям. Попробуйте уловить какой-либо звук.

Продолжайте прислушиваться. Вы можете обнаружить, что какой-то звук становится все более и более отчетливым, интенсивным и чистым.

Постарайтесь удержать свой ум на этом звуке, слушайте его очень внимательно.

Если вы достаточно чувствительны, то можете обнаружить еще некий звук, как фон для первой вибрации.

Этот второй звук может быть довольно слабым, тем не менее, его можно уловить.

Отвлекитесь от первого звука.

Сфокусируйте внимание на втором звуке, который стал фоном для первого.

Прислушайтесь к нему внимательно. Слушайте только его, и вы обнаружите, что где-то позади него возникает опять слабый звуковой фон другой тональности.

Продолжайте прислушиваться к новому звуку.

Позвольте этому новому звуку завладеть всем вашим вниманием.

Продолжайте.

И опять, как прежде, отвлекайтесь от этого звука, если появляется еле слышный, другой.

Чем более тонкий звук вы улавливаете, тем глубже погружайтесь в него.

Регулярная практика нада йоги приведет вас непосредственно к медитации.

Если Вы не смогли обнаружить никакого тонкого звука при первой попытке, не беда, не отчаивайтесь.

Постепенно, с практикой, вы разовьете эту способность.

Поначалу вы сможете преобразовывать внешние звуки во внутренние, а затем начнете слышать тонкие внутренние вибрации внутренним слухом.

Звуки, которые вы услышите, могут напомнить вам звуки колокольчика, лютни, пения птиц и так далее.

Итак, при помощи простого метода нада йоги вы можете обнаружить могучие потенции своей внутренней сущности.

Наши рекомендации